Калуга. Правобережье. Новый сквер имени Михаила Краснопивцева. Архитекторы: Алексей Комов и Михаил Белозёров. Дизайн оформления и фото: Юрий Бучарский.
Открытие сквера состоялось 9 мая 2020 и было приурочено к 75-летию Победы. Памятник полковнику Михаилу Краснопивцеву - скульптор Денис Стретович.
двойной клик - редактировать изображение
двойной клик - редактировать изображение
Уличная скамейка Ла-5. В 2013 г. завоевал звание лучший арт-объект по версии премии АрхиWood.
двойной клик - редактировать изображение
двойной клик - редактировать изображение
Элемент "Звезда". Беседка с уличной экспозицией, посвященной истории советских боевых наград, орденов и медалей, а также картой всех памятников Великой Отечественной войны на территории Калуги и др.
двойной клик - редактировать изображение
двойной клик - редактировать изображение
Элемент "Аэрозвено". Качели с уличной экспозицией, посвященной героям-летчикам Кожедубу и Сафонову, а также их легендарным боевым машинам Ла-7 и И-16.
двойной клик - редактировать изображение
Из интервью "Калуга 24":
При установке скульптуры Краснопивцева ставилось несколько задач. Во-первых, важно было градостроительно зафиксировать стратегический перекресток Правого берега, визуально его обозначить с помощью монумента. Сама скульптура не очень большая, но при этом центричная. Вторая задача – организация локальной территории вокруг памятника. Правый берег получил еще одну событийную площадку. Здесь можно проводить мероприятия, не только имеющие непосредственную связь с Великой Отечественной войной, но и с жизнью района, города.
Памятники – это ещё и место встреч. Это маркер территории, и самое важное – маркер смыслов. Таким образом, наш сквер на месте бывшего пустыря обретёт исторический смысл.
Краеугольная задача организации сквера Краснопивцева – запрограммировать его на дальнейшее самостоятельное развитие. Так новый сквер станет доминантой правобережного перекрестка, наполнится новыми смыслами, в том числе исходящими от самих жителей...
В общественном пространстве должно быть заложено множество скрытых механизмов, которые должны раскрываться во времени. Нельзя допридумать жизнь человека на бумаге для галочки или ради какой-то анкеты. Мы создаём с нуля платформу, а люди уже будут на ней дополнять свои сценарии в будущем. Моя первостепенная задача – эту основу проработать. Для архитектора важно осознавать, что он закладывает то, что будет служить всем людям.
Ведь благоустройство – это не что-то застывшее раз и навсегда. Это постоянный, гибкий процесс, чутко реагирующий на требования времени, технологий и человека...
Беседка придумана на основе разработанного мною конструктива. Беседка как трансформер служит и арт-объектом, и навесом от солнца и дождя, и местом для отдыха. В ней можно проводить в том числе и мастер-классы.
Ещё одна функция этого места – просветительская, потому что по двум сторонам беседки, между стойками, предусмотрены стенды, которые должны рассказывать доступным языком про калужскую освободительную операцию. Это очень важный момент, потому что, с одной стороны, получается, что сквер находится в жилом массиве, с другой – он связан с военной победоносной темой.
Мы хотим совместить жизнь и память так, чтобы это не было излишне вычурно и пафосно. Нужно говорить не просто о величии оружия, а доступным языком рассказывать о подвигах русских людей, о том, что эти люди среди нас, что это и есть мы.
Павильон с качелями. В основе этой «деревянной многоножки» лежит очень важный архитектурный архетип, от которого пошла вся классическая архитектура, – периптер: основной тип древнегреческого храма, такой как Парфенон.
Первые храмы античности были деревянными. Впоследствии этот деревянный конструктив перешел в камень. То есть здесь заложен исходный архитектурный модуль, с которого развилась вся классическая традиция.
Второе – это дощатые переплетения, которые превращаются в пространственный орнамент. Это своего рода пространственная перевить народной калужской традиции.
Когда архитекторы XVIII века проектировали Городской сад (ныне Центральный парк культуры и отдыха. – Прим. К. Г.), они не знали, какой в 1907 году будет, например, Летний театр и многое другое. Но они заложили некий генетический код, который сам по себе воспроизвел это пространство и его элементы. Здесь задача такая же...
Общественные пространства должны воспитывать и просвещать человека, а не быть исключительно зоной релакса для пятой точки. Только тогда они будут самобытными и востребованными людьми.
Наша цель – сделать территорию нового уютного сквера на месте пустыря не просто мемориальным пространством, а новым культурным центром под открытым небом. Вскоре сквер заживет своей жизнью. Горожане будут проводить мероприятия со школьниками и учащимися детских садов, добрые семейные праздники, увлекательные творческие фестивали и даже регулярные вернисажи!