В еженедельном интервью на радио "Спутник" был задан вопрос: «Первый вице-премьер Росии, Андрей Белоусов говорит, что российские власти работают над возвращением курса доллара к оптимальным 70-80 за единицу американской валюты».
Ну, это Путин сказал, оптимальные 70-80. Теперь они все будут говорить. Другое дело, что Центробанк этого не хочет. Потому что, если курс рубля снижается, то увеличивается профицит бюджета. Значит, появляется инвестиционные ресурсы.
Задача Центробанка не допустить, чтобы в России были инвестиционные ресурсы. Он активно выполняет сию важную задачу. Моя позиция, по поводу того, что в Центробанке сидят вредители, она не меняется.
Напоминаю старый анекдот про то, как учитель спрашивает: «Изя, сколько будет дважды два». Изя спрашивает учителя: «Мы покупаем или продаем?».
Объясните мне, какая у нас программа? Вот у нас целая куча либералов. Они все великие экономисты, по собственной формулировке. Последняя программа, которую они пытались сварганить - так называемая программа-2020.
Готовилась она ещё до кризиса 2008 года. Почему я хорошо помню, потому что мне видный представитель этой команды Сергей Гуриев в "Клинче", на тогда ещё существующим радио "Эхо Москвы" осенью 2008 года на голубом глазу говорил, что сейчас правительство дополнит эту программу, доработает её, потом её реализует, и к 2020 года расцветут 100 цветов.
Я ему тогда сказал, что не верю, потому что написанное в этой программе - неосуществимо и бессмысленно. Я, кстати, этот "Клинч" сохранил, он у меня есть на сайте, потому что это интересный исторический документ, который показывает, насколько Гуриев не понимает в экономике.
А дальше, после этого была ещё одна попытка, не так давно. Мау и компания. Я напоминаю, что Мау - личный помощник Гайдара, а потом заместитель Гайдара. Сейчас он ректор этого самого РАНХиГС, занимается либерализацией чиновников.
Либералы готовили экономическую программу. Она должна была быть предъявлена в марте 2021 года. Дальше её перенесли на май. Михаил Делягин видел из неё отрывки. Говорит, что получилось такое убогое зрелище, что его даже показывать нельзя.
И где-то в мае прошлого года эта активность закончилась. Ну, то есть программы развития правительства нет.
Мишустин, конечно, не либерал. Но, поскольку у него весь экономический блок либералы, нелиберальной программы они написать не могут, но, как мы видим, они вообще никакую писать не будут.
А если нет программы, то мы не знаем, что такое оптимальный курс рубля.
Под каждую программу существует свой оптимальный курс, оптимальные налоги и так далее.
Я считаю, что надо заниматься внутренними инвестициями. В этой ситуации надо на профицит бюджета, на доллары покупать оборудование, станки и всё остальное.
Дальше снижать налоги на производство, то есть снижать НДС, снижать налоги на фонд заработной платы.
Поднимать налоги, даже создавать их на спекуляции, в том числе валютные, и, соответственно, разрешить региону вводить налог с продаж.
Почему? Потому что с точки зрения эффекта налог с продаж от НДС отличается мало. Но фокус состоит в том, что налог с продаж собирается с покупателя, а НДС собирается с производителя. В этом смысле, он куда больше облегчает жизнь производителя. Соответственно у нас не было налога с продаж, потому что его очень трудно администрировать, собирать. В прежние времена все торговали за наличные, а сегодня уровень администрирования настолько высок, что таких проблем нет, чтобы собирать налог с продаж. НДС нужно или убирать вообще, или очень сильно снижать, но разрешить регионам ввести налог с продаж.