С интересом читаю книгу Сергея Хрущева «Реформатор. На закате власти». М. «Вече», 2017. В ней есть глава о том какой коммунизм строили в СССР (стр. 31-42). К сожалению, в электронном виде найти эту книгу мне не удалось. Пришлось набивать краткую версию данной главы.
17 октября 1961 года открылся 22 съезд Коммунистической партии. На нем отцу предстояло доложить о программе построения коммунизма, общества всеобщего изобилия, рая на земле, где все получат по потребностям, а работать станут по ими самими определяемым возможностям. Коммунизм, как и рай, представлялся каждому по-своему, и весьма расплывчато, но пожить в нем хотелось всем. Исполнением этой программы КПСС своё предназначение, по всей видимости, исчерпывала, ибо о необходимости партии в посткоммунистическом обществе основоположники не упоминали.
Первая программа РСДРП звала к революции. В 1917 году революция победила, и большевики приняли вторую программу - строительства социализма. К концу 1930-х её выполнили, социализм, в том виде, как его понимали они сами, в основном построили.
В 1939 году на 18 съезде партии Сталин заговорил о новой, третьей программе партии, определявшей путь к коммунизму. Создали комиссию во главе с ним самим. Но тут грянула война, стало не до коммунизма. Сразу после победы, в 1946 году, комиссия по подготовке построения коммунизма возобновила работу под руководством Андрея Жданова. Одновременно Госплан верстал план развития экономики до 1965 года, решавший «практическую задачу преобразования социализма в коммунизм». К 1948 году комиссия кое-что наработала, на строительство коммунизма отводилось 20 лет. Его пришествие наметили на 1965 год.
Однако «прославиться» Жданову не довелось, помешала холодная война, все средства бросили на разработку атомной бомбы. Затем Сталин увлёкся борьбой с «безродным космополитизмом», и ему вновь стало не до коммунизма. В 1949 году испытали атомную бомбу и на 19 съезде партии вернулись к перспективам построения коммунизма. Снова создали комиссию, но она так и не приступила к работе. Сталин вскоре умер, и строительство коммунизма отложили до 20 съезда партии, а тот постановил «подготовить новую программу партии» в 21 съезду. Снова создали комиссию, теперь её возглавил отец, раздали задания академикам, но серьёзно за работу не принялись. В верхах разгорелись споры. Отец и Молотов не только на будущее, но и на настоящее смотрели уж очень по-разному. Молотов считал, что сооружена только основа, фундамент социализма, отец утверждал, что социализм подведен под крышу, в основном построен.
Академики смогли сориентироваться только в 1957 году, после ухода со сцены «антипартийной группы» молотовцев. Станислав Струмилин и Евгений Варга, в те годы непререкаемые авторитеты в области экономики, в 1958 году выработали два основополагающих документа: «Общий курс капитализма» и «На путях построения коммунизма». В них они предрекали наступление коммунизма через 10-15 лет, к 1964 году обещали обогнать США по общему объёму промышленного выпуска, а к 1971 году и на душу населения. Эту программу авторы предлагали утвердить на 21 съезде КПСС.
Прочитав труды академиков, отец остался неудовлетворённым: с одной стороны, конкретные сроки, а с другой - полная неопределённость, что к этим срокам следует сделать. Он предложил просчитать, что и сколько получит к моменту построения коммунизма каждый советский гражданин.
25 июля 1959 года Президиум ЦК КПСС расставил акценты: теорией займутся академики, практические подсчёты должны предоставить Госплан и Госэкономкомиссия. Госплан предлагал записать на 1961-1980 годы ежегодный прирост промышленности 9,4% (в 4 раза за весь период). Сельское хозяйство предполагалось приращивать в год на 5,7-6,5%, к 1980 году увеличить производство зерна, мяса, молока в 3,5 раза, а производительность труда повысить в 2,5 раза. При этом перераспределялись приоритеты, резкий крен делался в сторону увеличения производства предметов потребления (группы «Б»). К 1980 году она возрастала в 13 раз, тогда как группа «А», тяжёлая промышленность, - всего в 6 раз. Госэкономсовет предлагал ориентироваться на более высокие годовые приросты.
Госплан и Госэкономсовет экстраполировали прошлое в будущее. Они предполагали, что американская промышленность будет расти на 2,5-3%, а сельское хозяйство на 1,7-2% ежегодно. При этом Госплан исходил из того, что в 1960 году промышленная продукция СССР достигала 60% от американской, а сельскохозяйственная - 80%. По данным ЦРУ, в 1987 году ВНП СССР составлял 55% от ВНП США. В свою очередь экономист Игорь Бирман утверждал, что этот показатель не превышал 25%. Кстати, прогноз ЦРУ, составленный в конце 1950-х годов, говорил о том, что СССР постепенно обгонит США по ВНП.
Но при чём тут коммунизм? В 1961 году коммунизм для всех, в том числе для отца, означал зажиточную жизнь. Жизнь лучше, чем у кого-либо в мире, в первую очередь лучше, чем в Америке, которая, следуя этой странной логике, уже тогда жила в коммунизме. Но я, кажется, зашёл слишком далеко.
Вернусь к Программе. Каким же всем нам, в том числе и отцу, представлялся коммунизм? В первую очередь - всеобщий достаток и равенство. Тут возникало противоречие с провозглашённым отцом принципом материальной заинтересованности: работаешь лучше - живёшь богаче. Ещё одно противоречие - роль и место государства в нашем будущем. Согласно теоретикам, а отец с ними полностью соглашался, по мере приближения к коммунизму государство, как инструмент насилия обрекалось на отмирание, обществу предстояло брать на себя заботу о человеке от рождения до смерти. По этому пути и шёл СССР. Были бесплатные ясли, детские сады, образование и здравоохранение. Были бесплатные или почти бесплатные дома отдыха, студенты и получали стипендии, а старики и инвалиды - пенсии. Согласно теории, с приближением к коммунизму роль государства возрастала, государственная собственность доминировала в экономике, но в то же время ему предписывалось отмереть. Противоречие, которое в практическом плане оказалось неразрешимым.
Пока же из Программы убрали тезис «диктатуры пролетариата». Теоретики считали, что диктатура отомрёт лишь вместе с государством. Отец с ними не согласился. Жизнь страны без правительства он себе не очень представлял, а вот без диктатуры, считал, можно обойтись. Государству предстояло стать общенародным, без подавления кого-либо кем-нибудь, и демократическим, когда свободные люди смогут выбирать правительство, какое захотят.
По мере всенародного обсуждения Программы зуд к обобществлению всего в стране возрастал. Рядовые граждане требовали немедленно «разобраться» с частной собственностью, не только передать обществу личные дома, дачи, машины, но и обобществить превышающие «допустимый» (весьма скромный) уровень вклады в сберкассы, переселить людей из квартир в «комфортабельные» общежития, чтобы избавить их от «хлама» и вернуть им дух коллективизма.
Отец всеобщего обобществления не одобрял, но тоже считал, что в будущем под дачи для всех земли не хватит. В результате был найден компромисс: вместо индивидуальных домиков предполагалось строить на природе многоэтажные кооперативные комплексы с квартирками, передаваемыми в собственность одной семьи или нескольких поочерёдных владельцев.
Автомобилистов пока оставили в покое, хотя и отметили, что будущее за городским общественным транспортом, а если кому-то при коммунизме захочется прокатиться на машине, они смогут воспользоваться услугами проката.
Академики предлагали провозгласить «добровольность труда» при коммунизме. «Представьте себе, что половина общества не захочет трудиться добровольно, - сомневался отец. - Формула добровольности устарела. Может быть, классики, создавая теорию, чтобы привлечь внимание, и провозглашали: хочешь - работай, хочешь - не работай, а кушай сколько влезет... Это неправильно. Нужно сказать - необходимый труд». «Добровольность труда» из текста Программы исчезла. А вот правка помельче. В пункте, обещавшем «увеличить оплачиваемые отпуска в ближайшие годы с трёх недель до месяца», отец «ближайшие годы» вычёркивает, неизвестно, как ещё дела сложатся.
Готовый проект Программы обкатали 17 июня 1961 года на заседании Президиума, затем 19 июня на Пленуме ЦК, а в октябре, после окончательной доработки и полировки, за неё проголосовали делегаты 22 съезда коммунистов.
Съезд завершился словами отца: «Наши цели ясны. Наши задачи определены. За работу, товарищи!». Присутствовавшие в зале долго аплодировали стоя. Самые доступные из коммунистических новаций стали распространяться уже в 1962 году: в столовых появились хлебницы с бесплатным хлебом: ешь сколько влезет. В городском общественном транспорте исчезли кондукторы, взимавшие плату за проезд: теперь сознательные пассажиры бросают монету в ящик, несознательные - едут так. Со временем число бесплатных услуг населению должно было увеличиваться.
За два десятилетия 1961-1981 годов валовой объём промышленной продукции СССР увеличился в 4, а не в 6 раз. Производительность труда возросла не в 4-4,5 раза, а в 2,6 раза. Сельское хозяйство увеличило производство всего на 54%, а зерно на корм скоту стали закупать за нефтедоллары за границей. При этом расходы на вооружённые силы многократно возросли.
Что же такое коммунизм? В ответе следует сразу отбросить утопические нелепости, вроде отмирания государства или самоуправления. Остаётся квинтэссенция коммунизма: «От каждого по способностям, каждому по потребностям». Потребности каждый соизмеряет со своим вкусом, а ведь основоположники, не говорили о них, как об индивидуальных прихотях, и, по определению, коммунизм - общество равных, в котором никому не дозволено выделяться на общем фоне. Кроме того, чтобы потребить продукт, его надо заранее произвести в достаточном количестве и требуемого качества.
Речь шла не о прихотях, а об усреднённой потребительской корзине, рассчитанной по неким методикам: в год индивидууму требуется столько-то мяса и хлеба, столько-то пар обуви, поездок на курорт и так до последней малости. Вот эти потребности и предполагалось при коммунизме удовлетворить. Потому и необходимость в деньгах отпадает, предусмотренные заранее потребности удовлетворяются даром, сверх того ничего не купишь, «сверх» просто ничего не произведут. За соблюдением равенства в коммунизме предусмотрен надзирающий орган, о нём писал ещё в начале 1600-х годов Томазо Кампанелла.
В общем, коммунизм - это совсем не то, что грезится обывателю. Так что не обижаться надо на то, что коммунизм не построили, а радоваться...
Так заканчивается глава о коммунизме в книге Сергея Хрущёва, который с 1991 до самой смерти в 2020 году жил в США. Странно, что в своих рассуждениях он не уделил внимание тому, что коммунизм СССР строил в условиях враждебного окружения и был вынужден тратить огромные средства на вооружение. Удивительно, что он написал только о валовых показателях производства товаров. Ведь когда СССР нарастил выпуск гражданской продукции очень остро встал вопрос её качества. И самое главное. По Ленину коммунизм это не только материальное изобилие, но и всестороннее развитие личности и поощрение творчества. Об этом Хрущёв не сказал ничего.
-
Евгений-511
19 февраля 2022 в 16:11Волобуев-311
Коммунизм сначала высматривают и только потом, высмотрев, начинают строить. http://zavtra.ru/blogs/kommunizm_snachala_vismatrivayut_i_tol_ko_potom_vismotrev_nachinayut_stroit_
Занимаясь, уже не годами, а десятилетиями, оповещением нашего народа и всего человечества о факте гибели капитализма в 1976 г., после отмены золотопаритетности денег, мне приходится вскрывать причины, по которым общество так медленно осваивает эту гибель и появившуюся, в связи с гибелью капитализма, необходимость входа в коммунизм.
На первом месте, конечно, здесь стоит сопротивление правде жизни фглонистов (ворья, частных банкиров, незаконно выпускающих себе деньги и сегодня присваивающих ими всю прибавочную стоимость (и всю прибыль), нарабатываемую в России), пришедших на смену капиталистам в грязном деле нашей эксплуатации. Конечно, это ворье, не желает расставаться с таким кушем, со всеми деньгами в России, как и не желает нести ответственность за присвоение выпускаемых денег, как формирования всех денег в России. Ведь все деньги проходят стадию выпуска и все деньги в России, на этой стадии, разворовываются фглонистами. Ничего, из выпускаемых денег в России, практически, не проходит в бюджет РФ. Для сравнения, бюджет, например, Евросоюза на 80% формируется новыми евро, там называемыми доходами от ВНД. http://textbooks.studio/uchebnik-geopolitika/byudjet-proishojdenie-soderjanie-22740.html
И, конечно, именно от фглонистов и их агентов, приходится выслушивать и всяческие оскорбления и угрозы жизни, что, в свою очередь, предостерегает многих обывателей от признания факта гибели капитализма.
На втором месте, по уровню гнусности сопротивления признанию факта гибели капитализма в 1976 году, находятся, как ни странно, лидеры и статусные идеологи коммунистических, рабочих и левых партий, ученые, чиновники и просто публичные деятели, в той или иной мере связанные с пропагандой строительства капитализма или борьбы с ним. Понимание факта гибели капитализма ведь пришло к нам с задержкой в несколько десятилетий. И за эти десятилетия многие успели наговорить многое про якобы все еще существующий капитализм. И теперь они, осознав весь ужас гибели миллионов людей и даже ужас гибели государств и их объединений, к которой привела их болтовня, не хотят нести ответственность за свои преступления. И, конечно, они пускаются в такие тяжкие, что им здесь завидуют фглонисты. Г. А. Зюганов, например, дважды разогнал Ленинградскую партийную организацию КПРФ, вопреки всем нормам, исключая там всех членов КПРФ оптом. Разгонял за то, что там осознавали факт гибели капитализма. А ведь для коммуниста исключение из партии куда страшнее расстрела.
Но ведь дело не только в этих негодяях, во фглонистах, или в наших сегодняшних коммунистических лидерах и коммунистических сегодняшних статусных идеологах, чиновниках и ученых, готовых, ради спасения своей шкуры, погубить коммунистическую идеологию, наш народ и все человечество. Дело ведь в нашем народе, который никак не может понять происходящее, потому что не понимает гибели капитализма. Нашему народу ведь не нужно отстаивать воровской доход, выпускаемые деньги, как фглонистам, ему ведь не нужно спасать свою шкуру, как сегодняшним коммунистическим лидерам, чиновникам, публицистам и ученым, замазанных обманом народа о якобы существующем и после 1976 года капитализме. Нашему народу нужно нормально жить. А он не понимает, что для того, чтобы он зажил нормально, ему нужно понять и принять факт гибели капитализма и необходимость входа в коммунизм.
Почему же наш народ не понимает факт гибели капитализма и необходимость входа в коммунизм, даже спустя 43 года после гибели капитализма?
Потому что в советское время мы не сумели подготовить массы трудящихся к походу в коммунизм. Хотя, казалось бы, только этим и занимались.
Хуже того, мы ввели советский народ в такое заблуждение, что когда в 1976 г. погиб капитализм и появилась острая необходимость входа в коммунизм, народ и не подумал в него входить.
И основная причина здесь в том, что наш советский народ был приучен чувствовать себя строителем коммунизма, считал, что все, что он делает, направлено на строительство коммунизма. А это было в корне ошибочно.
Нельзя, например, в феодальном обществе строить капитализм, если не появился капиталистический способ производства. Так и в СССР нельзя было строить коммунизм, без коммунистического способа производства. Но мы строили.
А новый способ производства, определяющий гибель старой формации и необходимость строительства следующей формации, появляется благодаря некой формационно образующей цивилизационной подвижке. Как правило, человек не сразу понимает, что, среди множества открытий и изобретений, как цивилизационных подвижек, появилась именно та подвижка, которая меняет формации, выводит на арену человеческого развития следующую формацию.
То есть, прежде того чтобы начать строить коммунизм, мы должны были высмотреть формационно образующую цивилизационную подвижку, созданную человечеством, отменяющую капитализм и выводящую на арену человеческого развития коммунистический способ производства.
К. Маркс, Ф. Энгельс, И. В. Сталин говорили, что такой формационно образующей подвижкой для феодализма являются ветряная и водяная мельницы, для капитализма – ткацкий станок и паровая машина. В. И. Ленин, по аналогии, даже предположил, что для коммунизма такой формационно образующей цивилизационной подвижкой является электрификация. Электрификация ведь куда резче позволяла поднять производительность труда, чем паровая машина.
Но оказалась, что такой подвижкой является отмена золотопаритетности денег, снявшая все объективные ограничения с роста производительности труда и производства товаров. Оказалось, что коммунистический способ производства является товарно-денежным способом производства. Основной его характеристикой является ничем объективным неограниченно возрастающий поток выпускаемых товаров, идущий рядом с соответствующе неограниченным потоком выпускаемых денег. И, оказалось, что мы многое делали вопреки этому способу производства, то есть вопреки строительству коммунизма, думая, что строим коммунизм, в том числе и борясь с деньгами. Ямайские соглашения об отмене золотопаритетности денег, подписанные и СССР в 1976 г., были ратифицированы в СССР только в 1991 г., когда было уже поздно. Весь мир успешно использовал новое мощнейшее незолотопаритетное финансироваие, появившееся после отмены золотопаритетности денег, в то время как СССР катился в пропасть.
Фатально, оказывается, было быть строителями коммунизма и строить коммунизм, не имея коммунистического способа производства.
Но теперь-то, после того как погиб капитализм, благодаря отмене золотопаритетности денег, и появился коммунистический способ производства, можно уверенно переходить к строительству коммунизма, законным (бюджетным) направлением УЖЕ выпускаемых денег в России в бюджеты всех уровней РФ.
Вперед, к победе коммунизма!
-
Александр
19 февраля 2022 в 16:12Штибин
"Затем Сталин увлёкся борьбой с «безродным космополитизмом», и ему вновь стало не до коммунизма." Понятно, что сын Никиты Сергеевича по другому и не мог написать про Иосифа Виссарионовича. Великий Сталин не восторженная гимназистка, чтобы чем-то или кем-то увлекаться, а ПРОГМАТИК, ВЕЛИКИЙ СТРАТЕГ, АНАЛИТИК и так далее и тому подобное, а разговоры про коммунизм руководителей СССР, после Сталина, напоминают игру в детской песочнице...
С уважением.
-
Александр
19 февраля 2022 в 17:46Ермошин
Большое спасибо за труд, Сергей! Сын Никиты Сергеевича, конечно, теоретиком коммунистической науки не был. Но право на то, чтобы быть услышанным, безусловно имел. Приходилось читать и воспоминания дочери Н.С. - Рады. Их записи интересны как мнение современников знаковых событий 1950-1960-х годов. К словам Н.С., сказанных в конце 22 съезда, можно добавить следующий его тезис, также зафксированный в Материалах съезда: "При обсуждении Проекта Программы выдвигались предложения сократить время наступления коммунизма. Комиссия на это не пошла. Были оставлены сроки максимально реальные, строго обоснованные". Вот таким "реалистом" был "наш дорогой Никита Сергеевич"!
-
Геннадий
20 февраля 2022 в 14:01Сергеев
Давно хотел прочитать "первоисточник" о Программе построения коммунизма. Спасибо!
Вместе с тем, получил лишь подтверждение и детализацию тех представлений об этой теме, которые имел сам.
Я очень хорошо помню общественную атмосферу начала 60-х - воодушевление и разного рода общественные дискуссии, даже в детских журналах, и светлую книгу Льва Кассиля "Про жизнь совсем хорошую", с главным её героем - Никитой Сергеевичем Хрущёвым.
Большая беда "программы Хрущёва" - в рассмотрении коммунизма только как достижения материального уровня благосостояния. На уровне дискуссий, однако, говорилось, что и человек должен стать другим - не потребителем, а духовной личностью.
-
Дмитрий
20 февраля 2022 в 15:45Ничипурович
« ... квинтэссенция коммунизма: «От каждого по способностям, каждому по потребностям».
«– Счастливый человек – это человек, который не имеет своего «я».
– Что это значит? Нонсенс какой-то!
– Нет, почему!? Дело в том, что, как правило, нами в жизни управляют импульсы, которые говорят: бери все себе и ничего не оставляй другим. Такой подход всегда подводит к очень несчастной жизни. Чем меньше человек думает о себе, и чем больше он думает о благе людей вокруг себя, тем он ближе к совершенству. Как говорил один мудрец: свойство Бога – отдавать, свойство человека – брать. И чем больше человек отдает, тем ближе он к Богу. Согласитесь, что Бог, наверное, счастливый человек. Поэтому, чем больше отдаешь, тем ты счастливее. Чем больше отдаешь, тем меньше у тебя своего (малого) «я». И В ИДЕАЛЕ, ТЫ ПРОСТО СЛИВАЕШЬСЯ СО ВСЕМ ХОРОШИМ, ЧТО ЕСТЬ В МИРЕ, ТЫ ВСЕ ВОСПРИНИМАЕШЬ, НО НЕ ДУМАЕШЬ О СЕБЕ. Все несчастья оттого, что человек думает о себе»
Так думает «не наш» Борис Гребенщиков.
А вот цитата из ЖЭ: «Раньше Мы говорили: «Отдай все»; теперь идем дальше и говорим: «Возьми все, но не считай своим».
Это и есть коммунизм.