Сообщество «Форум» 21:53 13 июля 2020

Какими будут ориентиры и ценности воспитания молодежи в России с 1 сентября 2020 года?

правильнее было бы говорить именно о необходимости воспитания лояльного к существующей власти поколения, с перечислением всех бонусов и возможностей для молодых людей, готовых к такому пути. Такое воспитание, по крайней мере, будет соответствовать сегодняшнему запросу подрастающей молодёжи на равные возможности для всех в построении личного будущего каждого

двойной клик - редактировать изображение

1. Министерство просвещения Российской Федерации заметило пробелы в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и предложило, как это сейчас модно, внести в него поправки. Их суть – введение всеобщего патриотического воспитания школьников и студентов высших и профессиональных учебных заведений Российской Федерации. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации эту идею поддержала и одобрила.

двойной клик - редактировать изображение

Министр просвещения Российской Федерации Сергей Сергеевич Кравцов (7 марта 1974 года, Москва, Центральный экономический район, РСФСР, СССР) о назначении законопроекта сказал следующее: «Это формирование чувства патриотизма и гражданственности, уважение к памяти защитников Отечества и подвигам его героев. Также в детях будут воспитывать уважение к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, бережное отношение к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации к природе и окружающей среде». Председатель Комитета по образованию и науке Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Вячеслав Алексеевич Никонов (5 июня 1956 года, Москва, РСФСР, СССР) ещё добавил: «Этот законопроект позволит школе воспитывать победителей». Победители нужны российскому народу, поэтому Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении приняла проект федерального закона о внесении предложенных поправок в названный Федеральный закон.

Более того, Министерство просвещения Российской Федерации разрабатывает новый проект федерального закона «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», который станет важной частью Национального проекта «Образование», утверждённого 24 декабря 2018 года по итогам заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам. Планируется, что изменения названные изменения вступят в силу с 1 сентября 2020 года.

С.С. Кравцов объяснил, что учителя школ, преподаватели средних и высших учебных заведений будут обязаны составлять «рабочие программы по воспитанию и включать их в примерные учебные программы по предметам». Также, с его слов, Министерство просвещения Российской Федерации уже разработало проект «Единая примерная программа воспитания школьников в Российской Федерации».

двойной клик - редактировать изображение

2. Противоречие может быть заложено в самом понятии патриотизма, в зависимости от того, каким образом он будет трактоваться. Патриотизм разными источниками истолковывается по-разному, от «любви к Родине, привязанности к месту своего рождения, месту жительства» до «любви к своему Отечеству, преданности своему народу и ответственности перед ним, готовности к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины». И всеобщее патриотическое воспитание, скорее всего, будет тяготеть ко второму варианту, где большое значение имеет «готовность к любым жертвам и подвигам», то есть, на уровне государственной идеологии вновь может появиться ценность, сопоставимая с ценой человеческой жизни.

«То, что называется причиной жизни, оказывается одновременно и превосходной причиной смерти», – писал французский философ, лауреат Нобелевской премии 1957 года по литературе Альбер Камю (франц. Albert Camus, 7 ноября 1913 года, Мондови (ныне Дреан), Дреан, Французский Алжир, Третья Французская Республика – 4 января 1960 года, Вильблевен, Йонна, Бургундия, Французская Республика) в своём эссе «Миф о Сизифе» (франц. «Le Mythe de Sisyphe»), входящем в так называемый «цикл абсурда» (франц. «cycle de l'absurde»). Если для спасения своего народа жрец бросает в костер младенца, такой народ называется варварами. Цивилизованное же общество склонно выстраивать систему ценностей, руководствуясь фразой из романа русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского: «Мир не стоит даже одной слезинки замученного ребенка…».

двойной клик - редактировать изображение

3. Патриотическое воспитание должно учитывать и тот факт, что для многих граждан Российской Федерации этнической родиной являются другие государства. Важно донести до подрастающего поколения, что есть чувства и поступки, возвышающие любого человека, будь он гражданином Российской Федерации, Французской Республики, США, Греческой Республики, Азербайджанской Республики или Японии. Нужно объяснить, «что такое хорошо, а что такое плохо», как делал это в свое время русский советский поэт Владимир Владимирович Маяковский. Для успешного воспитания нужно, чтобы фундаментом как минимум его была честность.

Сложно убедить современного молодого человека, что необходимо «уважать труд», если его родители, отдавая этому самому труду всё своё свободное время, не могут преодолеть финансовые сложности, не могут быть счастливы, являясь людьми труда, по сути. Всё это происходит потому, что зарплаты – низкие, трудовые взаимоотношения – серые, обязательства работодателей – формальные. Скажете, что всё это – временно? Но иногда так говорит российскому народу сама власть, которая живёт совершенно иначе, уже примерно тридцать лет. Может быть, опять придётся строить СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ? Но тогда власть должна строить ЕГО вместе с российским народом, НЕСЯ ВСЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД НИМ? Почему те, кто находится во власти, уже живут в этом светлом будущем, но только исключительно для себя самих?

Воспитывать подрастающее поколение – важно и нужно. Но, может быть, вместо попытки глобализации и политизации этого процесса стоит поступить наоборот? Сосредоточить внимание на деталях? Научить человека не быть хорошим вообще, в целом, а воспитать в нём стремление быть хорошим в отдельных поступках?

двойной клик - редактировать изображение

4. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», опережая события, в 2019 году разработало проект «Примерная программа воспитания», а 2 июня 2020 года его одобрило на своём заседании Федеральное учебно-методическое объединение (ФУМО РАО) по общему образованию. Не утвердило, а именно одобрило, как подчеркнули авторы проекта «Примерная программа воспитания», потому что считают, что её невозможно внедрить во всех школах Российской Федерации, и тем более, требовать его исполнения.

Ведь этот проект – не перечень обязательных мероприятий, а описание возможных задач, форм и способов работы с детьми. Например, с младших классов нужно учить быть любящим, послушным и отзывчивым сыном, дочерью или внуком. По мере взросления – быть трудолюбивым, знать и любить свой родной дом, улицу, село, город, страну. Ещё более взрослых – беречь и охранять природу, проявлять миролюбие, избегать конфликтов. Важно научить быть вежливым и опрятным, уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду, уметь прощать обиды. В итоге осуществления всего проекта – быть уверенным в себе, уметь взять на себя ответственность…

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683, в числе традиционных российских духовно-нравственных ценностей называет ценность человеческой жизни, права и свободы человека, семью, созидательный труд, служение Отечеству, мораль и нравственность, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины, приоритет духовного над материальным.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2016 года № 996-р, опирается на такие ценности как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством. В ней же говорится и о некоторых результатах от реализации этой Стратегии, в частности, – о повышении уровня информационной безопасности детей и о снижение уровня антиобщественных проявлений со стороны детей. Надо полагать, что невовлечённость детей в политику – это и разумный, и гуманный подход к их воспитанию.

В то же время Секретарь Совета безопасности Российской Федерации Николай Платонович Патрушев (11 июля 1951 года, Ленинград, РСФСР, СССР) в своей статье «Нужны ли России "универсальные" ценности?», опубликованной в федеральном выпуске от 17 июня 2020 года № 132 (8186) российской газеты на русском языке, официального печатного органа Правительства Российской Федерации «Российская газета», о духовно-нравственных ценностях общества как основе суверенитета государства, подчёркивает, что на фоне идеологического противостояния, присутствующего в международных отношениях в последние несколько лет, оппоненты Российской Федерации направлением главного удара избрали размывание сложившихся в течение веков традиций различных народов, их языка, веры и исторической памяти поколений, предлагая взамен неолиберализм, с насаждением индивидуализма, эгоизма, культа наслаждения, безудержного потребления, абсолютизирующий свободу любого самовыражения.

Российская Федерация, в отличие от Запада, по словам Н.П. Патрушева, предлагает новый цивилизационный выбор, основанный на равенстве, справедливости, невмешательстве во внутренние дела, в отсутствие менторского тона и каких-либо предварительных условий для взаимовыгодного сотрудничества. Высочайшей ценностью Российская Федерация предлагает считать национальный суверенитет, в том числе, культурный и духовно-нравственный, который станет основой для последующего строительства человеческой цивилизации.

двойной клик - редактировать изображение

5. Для каждой школы задачи воспитания могут быть разными, но в основе должны быть общечеловеческие ценности – семья, Отечество, природа, труд, мир, общение, знания, культура, здоровье... Термин «патриотизм» в этой программе не употреблен ни разу.

Директор Центра изучения образовательной политики российско-британского частного высшего учебного заведения «Московская высшая школа социальных и экономических наук» (МВШСЭН, «Шанинка») (англ. The Moscow School of Social and Economic Sciences (MSSES)), ведущего обучение по валидированным Манчестерским университетом программам бакалавриата и магистратуры, кандидат педагогческих наук Елена Анатольевна Ленская (Москва, РСФСР, СССР) вспоминает, что план каждого урока, составляемый учителем, обязательно должен был содержать три цели – образовательную, развивающую и воспитательную. Но она говорит, что не помнит, чтобы даже в советские времена на уроке специально ставилась задача воспитания патриотизма.

двойной клик - редактировать изображение

Русский писатель и философ Лев Николаевич Толстой в 40-летнем возрасте написал роман «Война и мир», сделавший его классиком мировой литературы. Точность в деталях, глубина мысли, масштабность изображения исторических событий, тонкие психологические наблюдения писателя высоко ценятся его поклонниками во всем мире и в XXI веке. Так вот, в 1894 году, в возрасте 65 лет, соответственно, став ещё мудрее и наблюдательнее, Л.Н. Толстой написал статью «Христианство и патриотизм», где есть такие рассуждения: «Патриотизм есть рабство. Подчинение же людей правительствам всегда будет, пока будет патриотизм, потому что всякая власть основывается на патриотизме, то есть, на готовности людей, ради защиты своего народа, Отечества, то есть, государства, от мнимо угрожающих ему опасностей, подчиняться власти».

двойной клик - редактировать изображение

Чеченский суфийский шейх Кунта-Хаджи Кишиев (чеч. Киши КIант Кунт-Хьаж, 11 июля 1812 год, Чечня, имамат Мансура – 19 мая 1867 года, Устюжна, Устюженский уезд, Новгородской губернии, Российская Империя)

Согласимся, что, во-первых, это – наиболее хлёсткое и жёсткое определение патриотизма в указанной статье, в которой рассуждение о патриотизме и его характеристики присутствуют от начала до конца. Во-вторых, тогда было время монархии, 1894 год, Л.Н. Толстой не дожил ни до социализма, ни до демократии, ни, тем более, до сегодняшней «суверенной демократии» (провозглашённой российским политиком Владиславом Сурковым (21 сентября 1964 года, с. Солнцево, Соловской сельсовет, Чаплыгинский район, Липецкая область, Центральный экономический район, РСФСР, СССР)) в Российской Федерации. В-третьих, на столь нелестное суждение о патриотизме повлияла глубокая религиозность Л.Н. Толстого, порывавшего с православием и, возможно, находившегося под влиянием идей суфийского религиозного течения хаджи-мюридов (чеч. Хьажи-Вирд, Хьажи-му́рдаш), распространенное в Чечне и Ингушетии, а также в восточных районах Дагестана , в местах компактного проживания андоцезских народов, но главным образом – среди чеченцев и ингушей.

двойной клик - редактировать изображение

6. И всё же напрашивается один не столь очевидный вывод – патриотизм как цель воспитания – неоднозначен, так как нет ничего хуже туманной поставленной цели. Какой ветер тогда считать попутным?

Соответственно, может быть, правильнее было бы говорить именно о необходимости воспитания лояльного к существующей власти поколения, с перечислением всех бонусов и возможностей для молодых людей, готовых к такому пути. Такое воспитание, по крайней мере, будет соответствовать сегодняшнему запросу подрастающей молодёжи на равные возможности для всех в построении личного будущего каждого.

1.0x