Авторский блог Объединённое Движение Русская Философия 15:53 24 декабря 2019

Как возможна неакадемическая философия?

Философское мышление каждый раз должно начинаться с самого начала. Каждый человек должен осуществлять его самостоятельно. Карл Ясперс.

Было бы справедливым сказать, что лишь в качестве неакадемической философия и возможна. К этому финальному тезису нужно подойти несколько издалека.

Философия разнолика, многолика и трудноопределима. Но есть до конца не объяснимая загадочная притягательность философии. С философией связана какая-то тайна. Именно она и составляет предмет заповедного влечения к философии, которое может и не осознаваться человеком. С философией, как правило, не все так просто и однозначно. Никто не может точно сказать, ни что такое философия, ни того, чем она занимается, ни тем более дать ей строго научное определение. Но все готовы «философствовать», все могут это делать, и многие делают это с большим удовольствием. И хотя некоторые презрительно отворачиваются при упоминании философии, как будто речь идет о чем-то незначительном и ни стоящим никакого внимания «деловых» и «серьезных» людей, это все равно никоим образом не снижает привлекательности философии.

Действительно, у большинства людей есть свое собственное, во многом интимное отношение к философии, даже своего роман «роман с философией». Почему это так, не всегда легко понять. Но очевидно, что при слове «философия» у человека где-то в глубине его существа что-то замирает; он как будто моментально понимает, о чем речь, и становится собраннее, внимательнее и настороженнее. Пропадает лишнее и не нужное. И само слово находит больший эмоциональный отклик, нежели такие слова как религия, наука, искусство, политика, история и т.д.

Некоторых философия захватывает настолько, что это становится делом жизни, профессией. Со стороны это может выглядеть и странно, ведь одно дело пофилософствовать, когда выпадает свободное время и есть для этого соответствующее настроение, но другое – заниматься всю жизнь. Однако есть люди, и таких людей много, которые хотели бы всерьез наниматься философией, не связывая свою жизнь профессионально с философией.

Но если таким образом заниматься философией, то как, не выбирая академическую карьеру? Сделать чтение книг не отдыхом и развлечение, но серьезным и ответственным трудом? Стараться самому писать книги? Или искать соответствующая среду единомышленников, принадлежность к которой может дать человеку удовлетворение от философской беседы? Или что-то еще?

Не всегда бывает легко ответить на вопрос, как возможно реализовать свое влечение к философии; не увлечение, которые всегда кратковременны, но стойкий и жизненно важный интерес. Многое препятствует этому. И далеко не в последнюю очередь те искаженные и заведомо ложные представления о философии, как о чем-то «заумном», гипер-сложном, сверх-научном, и в принципе скучном и неинтересном.

Такие расхожие представления о философии часто производят сами философы, вернее те из них, которые придерживается академической версии философии как строго научного знания. Такое понимание философии действительно предполагает большую подготовку, включающую знание текстов, знание языков, умение заниматься комментаторской работой, необходимость принадлежать к научному сообществу, иметь степени и звания и т.п. Но в таком случае философия мало чем отличается от любой другой гуманитарной науки.

Но от философии человек ждет больше и большего нежели от науки. Он ждет от философии того, чего ему не может дать ни религия, ни искусство, ни психология, ни просто богатая и насыщенная разными интересными событиями жизнь. От философии человек ждет, если ждет, всегда иного. Он ждет от нее какого-то чуда, чуда преображение жизни, чуда раскрытия иных горизонтов, соприкосновения с чем-то сокровенным. Мандельштам писал: «Мы смерти ждем как сказочного волка». Вот примерно тоже самое можно сказать и про философию.

И когда речь заходит о сокровенных глубинах философии, то она уже не является лишь «любовью к мудрости» или даже «стремлением к истине». Здесь приоткрывается тот заповедный метафизический эрос бытия, который всегда ускользал от нас в толще рутинных дел, «важных» событий и бесконечно-мелочных «забот». Мы всегда упускали самое главное – факт нашего бытия, то, что мы есть, то, что всегда с нами и у нас под рукой. Мы искали каких-то невиданных чудес, какой-то особой мудрости и тайного знания. Но философия избавляет нас от всего этого, делая чистоту и простоту взгляда на мир самой большой драгоценностью, которую мы приобретаем, вступая на тропу философии.

С философией мы конечно теряем мир, но мы его и приобретаем. И в отличие, скажем, от аскетических религиозных практик, которые тоже связаны с потерей мира, философия, теряя мир, возвращается в него. Аскеты никогда не возвращаются в мир, который для них становится блеклым, пресным, не интересным на фоне того «духовного» богатства, которое они обретают в «божестве». Но философия не знает никакого иного божества, кроме чуда удивления бытием. Это удивление есть и понимание, и прозрение, и озарение, все что угодно. Но оно не предполагает разрыва с миром, но более глубокое погружение в его таинственные недра, которые открываются в свете дня и ночной тьме.

И тогда мир, и существование в мире становиться метафизической интригой, загадкой, а на вершине философского удивления – тайной. Это предел, но это беспредельный предел, поскольку тайна не замыкает, и не предполагает своего раскрытия; тайна уводит в даль вечного бытия. Многие, кто всерьез занимается философией, скажут, что возможно это и есть счастье, если оно только возможно. В любом случае здесь полнота возможно мыслимого смысла, того смысла, который не может раствориться в повседневной рутине жизни и в потоке бессмысленного хода истории.

Этого конечно не может дать академическая, университетская философия, время которой, честно говоря прошло уже в прошлом столетии. Но философия жива! Интерес к ней не может прекратиться, поскольку в человеке всегда жива жажда иного. Это может дать только философия в своем неакадемическом измерении.

Где ее найти сегодня? Есть ли она вообще?

Легкого ответа быть не может. Вообще не может быть никакого «философского рецепта» ни по обретению философии, ни по обретению смысла. Рецепты дает психология, эзотерика, медицина, школьная теология и т.д. Они все знают, знают, как обрести мудрость, как стать совершенным, как преобразиться, как спастись и проч. Философия в отличие от всего этого, ничего не знает. Но ее незнание дороже всяких благ мира сего и «того».

Одно можно сказать – нужно любить философию, и не жалеть на нее времени своей жизни. Но прыжок в философию, как и в смерть, совершается каждым в одиночку и самостоятельно.

Текст: Сопредседатель Движения.
Владимир Варава.

Иллюстрация: Pietro della Vecchia -"Спор между врачами, возможно, четырьмя отцами Церкви".

1.0x