Авторский блог Александр Никишин 12:46 18 ноября 2017

Как в отдельно взятом министерстве борются с терроризмом с помощью толерантности

Неудобные вопросы во время круглого стола пресекались модератором, и слово сразу передавалось заявленному участнику

Неудобные вопросы во время круглого стола пресекались модератором, и слово сразу передавалось заявленному участнику

8 ноября 2017 года с Саратовском областном институте развития образования (СОИРО) прошел круглый стол «Террористические и экстремистские угрозы современности: сущность и проблемы противодействия». При всей актуальности заявленной тематики и привлечении к круглому столу разнообразных специалистов не только из Саратова, но и других регионов России, республик Татарстан и Башкортостан, у некоторых участников мероприятия происходящее вызвало, мягко говоря, недоумение, которое по мере представления докладов постепенно превращалось в неприятие и возмущение. Мероприятие, которое априори должно служить крайне актуальным целям пресечения экстремистских проявлений и террористических актов в России и защите от них детей вылилось не в просто искажение, а в прямое противодействие политике российского государства в сфере борьбы с экстремизмом и терроризмом.

Открывшая круглый стол ректор СОИРО И.М. Ильковская, задала тон всем дальнейшим выступлениям и в частности сказала:

«Основная нагрузка сегодня падает на работу по профилактике идеологии терроризма и экстремизма и ложится на систему образования. Конечно, есть правоохранительные органы, но они борются уже с последствиями террористических и экстремистских проявлений. И вызов для образовательной системы заключается, прежде всего, в наличии уверенности, что наши дети, обучающиеся, воспринимают прививаемые им через образование ценности».

Ильковская рассказала о программе, утвержденной Министерством образования Саратовской области в 2015 году, «Профилактика распространения идеологии терроризма и экстремизма», в рамках которой в качестве дополнительных мероприятий были проведены тренинги, круглые столы и семинары. В их рамках с 2013 года институт проводит региональный этап международного конкурса «Память о Холокосте – путь толерантности». Победители этого конкурса, как ученики, так и педагоги, побывали в Израиле в институте Яд ва-Шем. В проведении конкурса институт очень плотно сотрудничает с международным межрегиональным просветительским центром «Холокост» в Москве.

Была упомянута роль в формировании толерантности в саратовских школьниках созданного в 2009 году дискуссионного клуба, чей опыт уже 8 лет издается и распространяется силами института для будущих поколений. Среди изданных материалов был особо упомянут сборник «Холокост: исследование во имя будущего», в котором собраны материалы последней конференции, посвященной теме Холокоста, детские и учительские работы. В заключение Ильковская призвала выработать общие подходы к теме терроризма и экстремизма и «правильно установить акценты», что и прозвучало в большинстве последующих докладов.

Сотрудник аппарата антитеррористической комиссии в Саратовской области Кузнецова И.А. отметила большую роль, которую играют образовательные, научные, культурные учреждения, общественные, религиозные организации, СМИ в разъяснении и донесении до молодежи сущности терроризма.

Член Общественной палаты г. Саратова А.П.Зуев рассказал об опыте, полученным им во время командировок на Донбасс. О зомбировании украинцев, применении к ним различных практик нейролингвистического программирования, о состоянии флюстрации, в котором находятся военнослужащие Украины и националистических батальонов. Также была упомянута программа межнационального согласия в Саратовской области и ее роль в создании атмосферы толерантности. Была подчеркнута роль в этом образовательной системы, особенно в части недопущения искажения исторической памяти. Зуев сказал о необходимости не просто недопущения в молодежной среде методик НЛП, но и возможности их применения «в хорошем смысле» в тренингах самими педагогами в целях недопущения распространения вредоносных идей.

***

Доцент кафедры уголовного права и процесса Поволжского института ВГУЮ Бытко С.Ю. в своем докладе отметил, что внесенные в УК РФ в 2003 году поправки об уголовной ответственности за экстремистскую деятельность в профессиональной среде криминологов не вызвали однозначную поддержку. Меры карательного противодействия многими признаны ненужными и неэффективными. Напротив, были высказаны мнения в поддержку воспитания толерантности и исключения репрессивных методов борьбы с экстремизмом и терроризмом. Это сообщение прозвучало, как поддержка высказанных мнений о методах борьбы с этими явлениями с помощью воспитания толерантности, неприятия терроризма и пропаганды Холокоста. Было отмечено, что все межэтнические и межрелигиозные конфликты, ведущие в дальнейшем к экстремизму и терроризму, порождаются государством. Именно государство сейчас порождает причины напряженности. А у учителей сейчас нет нужного авторитета и социального статуса, чтобы добиться от учеников уважения и повести их в будущее. Учитель, по мнению Бытко, должен через своих учеников формировать общественное мнение и атмосферу в обществе.

Доклад заведующей Центром межкультурных коммуникации Саратовской областной библиотеки Московцевой Н.Н. больше напоминал отчет о проделанной работе. Посетовав на недостаточность обеспечения самих библиотекарей методической литературой по профилактике экстремизма и терроризма, Московцева значительную часть своего выступления посвятила отчету о мероприятиях, связанных с программой израильского института Яд ва-Шем «Холокост», длящуюся в сотрудничестве с СОИРО с 2008 года, и внедрению этих программ как в библиотечную сеть, так и в методические указания для муниципальных и сельских библиотек. Было отмечено, что с детьми до 10 лет вообще не рекомендуется вести работу по профилактике экстремизма и терроризма. Была озвучена проблема о доступе и работе со списками запрещенной литературы и методическими указаниями по этой тематике для маленьких муниципальных и сельских библиотек.

Крайне содержательный и информативный доклад о проблемах популяризации экстремистско-террористических идей в информационном пространстве представил доцент кафедры педагогики и психологии Саратовского национального исследовательского государственного университета Коповой А.С. Было отмечено огромное влияние на формирование мировоззрения молодежи коммуникационных и социальных сетей и отсутствие контроля над этим общением. Все социальные и образовательные организации должны усилить работу по профилактике влияния информационного пространства на детей. В технологии и программы в информационной сфере вкладываются огромные деньги, а контроль над закрытыми сайтами, чатами и группами не могут иногда получить даже профильные государственные органы. Поэтому работа образовательных организаций в этой сфере может быть малоэффективной.

Доцент кафедры уголовного права и процесса ПИ ВГУЮ Крайнева О.Л. рассказала о необходимости ранней профилактики проявлений экстремизма и терроризма. Главную роль в этом должны играть не семья и правоохранительные органы, а педагоги образовательных учреждений. Крайнева рассказала о методах и стадиях вовлечения молодежи в экстремистские организации. Рекомендовано молодежи не размещать личную информацию в социальных сетях. Был озвучен телефон доверия для родителей детей, резко изменивших свои привычки, увлечения и обычное поведение в сторону радикализации.

Эта тема была продолжена в докладе проректора ГАОУ ДПО ИРО республики Татарстан Герасимовой В.В., рассказавшей о феномене экстремизма и терроризма в контексте биопсихосоциальной научной парадигмы человека и общества. Она поделилась опытом профилактической работы на основе анализа проблем форм поведения и технологий их нейтрализации в республике Татарстан. Главная мысль доклада – борьба с этими явлениями через толерантное отношение ко всем людям, проживающим в Татарстане.

Своим опытом по профилактике экстремизма в молодежной среде поделилась старший научный сотрудник НИИДБ и РРО БГПУ республики Башкортостан Сизоненко З.Л. Особо были выделены усилия по формированию исламского образования в исламских образовательных учреждениях, подготовке специалистов по углубленному изучении истории и культуре ислама и формированию в детях «внутреннего стержня», «гироскопа», которые не позволят нашим детям подвергаться внешним агрессивным экстремистским воздействиям.

Заместитель директора лицея №15 Сергеева М.В. отметила, что все проблемы, возникающие в обществе, должны решаться в школе, поэтому школа нуждается во всесторонней поддержке и системе, которая привьет детям неприятие экстремизма и терроризма и решение социальных конфликтов только компромиссами. Одной из основных задач учителей, по мнению Сергеевой, является донесение до детей понятия геноцид, в котором основное внимание нужно уделить пропаганде Холокоста. Сергеева рассказала о создании различных дискуссионных клубов, в которых с детьми работают социальные педагоги, и об их передовом опыте.

***

Преподаватель кафедры уголовного права СГЮА Гордеев Н.С. рассказал о передовом опыте зарубежных стран по противодействию экстремизму и терроризму. Отметив критический подход к карательным практикам противодействия экстремизму и терроризму, Гордеев отметил приоритет превентивных практик, направленных на недопущение подобных явлений. В России, по словам Гордеева, отсутствует система профилактики преступности. В докладе был подвергнут критике закон 2016 года N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», в котором все обязанности по профилактике возложены на правоохранительные органы, а не на образовательные учреждения. Гордеев рассказал об опыте своей знакомой, гражданки Германии и школьной учительницы, по профилактике терроризма, в контексте исключительно религиозного исламского терроризма. Посредством телефона горячей линии и психологов учителя в Германии получают необходимую информацию по ведению диалога с учениками, общинами и священнослужителями.

«Эта работа хорошо финансируется, профилактику может позволить себе только достаточно богатое государство. В Великобритании только на работу на уровне общин выделяется около 29 млн. фунтов стерлингов. Проблема в самом подходе к экстремизму, мы ищем проблему вовне, мол, кто-то влияет. А за рубежом экстремизм рассматривается, прежде всего, как следствие неспособности общества удовлетворить противоречивые потребности и ценности. Тем самым с экстремизма снимается образ врага, и закладываются предпосылки работы с ним».

Далее Гордеев описал методы и этапы внедрения этой системы.

«Западное общество не может пренебречь свободой слова ради безопасности, поэтому ищет компромиссные варианты...

Наши подходы известны. Если сайт размещает экстремистский материал, то он целиком блокируется, только зачем, непонятно...»

По словам Гордеева, в отличие от России, в Германии вся работа с экстремистами и террористами сводится к диалоговым практикам, что характерно для свободного демократического общества. Причем эта работа должна хорошо финансироваться и субъекты должны четко представлять, сколько денег они получат за эту работу. Безопасность и свобода бесплатной не бывает. По словам Гордеева государственные органы России должны инициировать работу по профилактике, а не как сейчас, доводить до преступления и предотвращать его, чтобы потом «поставить себе палочку за раскрытие».

На конференции был задан вопрос участницей, педагогом школы Кагашовой И.Н. об ответственности учителей за свои действия:

«А когда проблема в самом педагоге, когда он на предмете не то что дает знания, а высказывает свою точку зрения и говорит: «А зачем мы полезли в Крым, а что мы делаем на юго-востоке Донбасса?». И вот эта проблема в ребенке 14, 15, 16 лет сеет зерно. Он приходит в семью, а там такая же точка зрения. И вот в 20-23 годам мы получаем потенциального экстремиста»

Пилягина В.В. , учитель истории и обществознания СОШ пос. Новопушкинское отметила в ответе, что любой ребенок – это чистый лист бумаги, и то, что мы на нем пишем - это наша ответственность.

«Да, история – предмет очень субъективный. И в зависимости от той общественно-политической ситуации, которая существует сейчас в обществе, одно и то же событие может рассматриваться абсолютно по-разному. Одинаковые исторические события в зависимости от ценностных установок педагога тоже может трактоваться по-разному».

Дальше Пилягина доложила, что первое упоминание о терроризме в учебниках относятся к времени Ивана Грозного. Но ребенок, читая о судьбе малолетнего царя и его трудностях, начинает его жалеть и оправдывать, тем самым оправдывая терроризм. Выстрел Веры Засулич в 19 веке и сейчас трактуется тоже по-разному. Все зависит от того, с каким посылом учителя приходят к детям. Прямого ответа на ответственность учителя участники так и не получили. Перефразируя известную фразу, можно сказать: «Он – художник, он так видит».

О сохранении исторической памяти рассказала учитель истории СШО № 15, расположенной в летном городке г. Энгельса, Пономарева О.Н., которая вместе со своими ученицами рассказала о роли семьи в создании школьного музея боевой памяти и различных клубов.

***

Учитель истории СОШ № 24 Геращенко С.А. начал свое выступление с того, что доложил о проведении урока истории с 8 классом по смартфону через интернет, ведь круглый стол проходил во время учебного процесса, когда учителя и многочисленные присутствующие на мероприятии ученики должны были находиться в классах. Геращенко отметил, что в России отсутствует государственная идеология, поэтому проводятся мероприятия в интернете, которые должны дать нравственную основу детям. Такие мероприятия проводятся в сотрудничестве с центром «Холокост», откуда берутся материалы для акций. Большинство акций, проводимых с детьми в интернете, посвящены пропаганде Холокоста, и практически весь доклад молодого учителя был посвящен этой тематике. Все 3 акции и направления работы в интернете, о которых было доложено, посвящены теме Холокоста. Была отмечена необходимость формирования «правильной» точки зрения на историю, историческую память и мировые события на основе изучения Холокоста не только среди учеников, но и среди учителей и преподавателей.

Ученица этой же школы Анастасия сделала доклад на тему «Как я могу противостоять террористическим идеям», который был целиком посвящен теме Холокоста и его пропаганде среди детей. В результате 2-х летней работы в школе, по словам Анастасии, ученики теперь четко понимают суть экстремизма и терроризма именно на примере изучения Холокоста. По мнению Анастасии, Холокост – явление того же порядка, что и ксенофобия, антисемитизм, экстремизм и терроризм, и бороться с этими явлениями можно только на основе опыта изучения Холокоста.

Действительно порадовало театрализованное выступление группы учащихся СОШ № 30. Дети наглядно показали свое отношение к терроризму, а также высказали практические советы, как себя вести при угрозе террористического акта и если вы оказались в заложниках. Эти советы давали по-настоящему практический опыт и подвигали к его изучению.

И только выступивший в самом конце в прениях с краткими замечаниями (по регламенту не более 1 минуты) преподаватель Саратовской семинарии, специалист по сектам и деструктивным культам о. Александр Кузьмин сказал об определяющей роли семьи в воспитании детей, их морали и нравственности, и, как следствие, невозможности их увлечению экстремистскими и террористическими идеями.

Целью врагов России является именно семья, ее разрушение и передача ее функций различным организациям. О. Александр единственный упомянул о «Холокосте русских и других народов России» и о важности сохранения исторической памяти и недопущения экстремистских и тоталитарных проявлений в России. Возражая против упоминания исключительно исламского терроризма и экстремизма, о. Александр сказал, что идеология и практики многих христианских и атеистических сект на Западе гораздо более экстремистская, чем ваххабизм. А в случае саентологов, и кровавее. Однако на круглом столе религиозный терроризм упоминался исключительно в отношении ислама.

***

Не все ранее согласованные выступления были сделаны, объяснялось это соображениями регламента. Поэтому некоторые доклады, освещающие противоположную точку зрения, так и не были представлены, что сделало круглый стол несколько ущербным и однобоким. Неудобные вопросы пресекались модератором, и слово сразу передавалось заявленному участнику.

Еще одной большой ошибкой организаторов явилось смешение двух понятий – экстремизма и терроризма. Экстремизм – явление социальное, имеющее множество идеологий, как религиозных, политических, так и социальных. Терроризм же – явление политическое, без четко выраженной идеологии. Терроризм – достижение политических целей с помощью насилия и запугивания вплоть до убийства. И если система образования может через воспитание детей предотвратить в какой-то степени увлечение ими экстремистскими идеологиями, то борьба с терроризмом – обязанность исключительно государства, его армии, правоохранительных и специальных органов с их силовыми и оперативными возможностями. Что оно и демонстрирует в борьбе с терроризмом в Сирии, предотвращая его проникновение в Россию и проводя, таким образом, профилактику, в предотвращении терактов на Северном Кавказе и в крупных городах России.

Нам же предлагается лечение от двух разных болезней одной таблеткой – толерантностью и изучением Холокоста. Когда террористические банды будут обстреливать город Саратов с Кумысной поляны «Градами», врываться в наши дома и убивать наших жен и детей, будет неэффективно встречать их хлебом-солью, проводить с ними диалоговые практики и рассказывать о толерантности и Холокосте. Их надо просто уничтожать, а это – политика и обязанность исключительно государства. На круглом столе же рефреном через большинство докладов озвучивалась мысль о неэффективности государства в этой сфере, его ненужности и замене его общественными и образовательными организациями, опирающимися на чужой зарубежный опыт.

Если бы опыт Израиля, Великобритании и Германии в области профилактики экстремизма и терроризма был бы таким эффективным, то мы не наблюдали бы в этих странах такое количество терактов и экстремизма, которое на порядки выше, чем в России. Внедрять же в России образовательные стандарты других государств и особенно их институтов и общественных организаций, да еще и за государственный счет в ущерб государственным учебным программам – это прямой путь противодействия внутренней государственной политики. И особенно удивляет, что этим занимается государственное учебное учреждение за государственный счет во время и вместо государственных учебных программ.

Современной социологией термин «толерантность» был заимствован из медицины, в частности из иммунологии. За открытие явления толерантности австралийскому ученому Ф.М. Барнету и британскому исследователю П.Б. Медавару в 1960 году была присуждена Нобелевская премия. Говоря простым языком, толерантность – это неспособность организма отличать чужеродные враждебные органы и организмы. Толерантность достигается постепенным и систематическим угнетением чуждыми ядовитыми организмами иммунной системы человека, приводя ее в состояние полной апатии, безразличия и неспособности к сопротивлению. Полная толерантность ведет к единственному концу – смерти.

В наших детях надо воспитывать не толерантность и неприятие терроризма и экстремизма, а всяческую поддержку государству в его борьбе с этими явлениями. Для самих же детей главное то, что показали в своем выступлении ученики СОШ № 30. Это – правила, которые помогут им выжить и сохранить свою жизнь в экстремальных условиях. И одно это выступление стоит сотен таких круглых столов.

Александр Никишин

Заглавное фото СОИРО

1.0x