Сообщество «Оборонное сознание» 01:22 31 мая 2021

Как США ссорят соседей

военно-политическая обстановка - май 2021 года

Военно-политическая обстановка в мире остаётся напряжённой. Основные события развиваются как следствие отношений треугольника «США – Китай – Россия», однако, если с Пекином Вашингтон придерживается прежней подчеркнуто холодной линии поведения, то в диалоге с Москвой визуально просматривается немотивированное потепление, значение которого, впрочем, Кремль уже призвал не переоценивать.

США и страны – члены НАТО продолжают политику демонстрации военной силы и наращивания присутствия на восточном и северном флангах блока – в Восточной Европе и в Арктике, соответственно.

Так, с 3 по 14 мая на Аляске прошли комплексные учения ВС США "Northern Edge 2021" ("Северный край – 2021") с привлечением около 15 тыс. военнослужащих и 240 летательных аппаратов, а также 9-й авианосной ударной группы во главе с авианосцем «Теодор Рузвельт».

Вашингтон отмечает Арктический регион как «зону повышенной конкуренции», обвиняя Россию в милитаризации региона, «незаконных морских претензиях», одновременно усиливая возможности за счёт использования военной инфраструктуры Норвегии для собственных нужд, вне рамок сотрудничества по линии НАТО.

В то же время в целях отработки переброски частей и соединений американских ВС через Атлантику в Восточную Европу, а также усиления оперативной совместимости ВС стран – членов Альянса на территории 16 государств проводятся крупнейшие военные учения "Defender Europe – 21" ("Защитник Европы – 21") с привлечением 28 тыс. военнослужащих из 25 стран.

Продолжается информационная и дипломатическая поддержка Киева: 6 мая столицу Украины демонстративно посетил госсекретарь США Э. Блинкен, 11 мая его помощник Ф. Рикер одобрил уголовное преследование В. Медведчука и Т. Козака, а 14 мая юго-восток Украины посетили представители совета США по вопросам внешней политики.

Администрация В. Зеленского продолжает проводить курс на военные реформы. Так, в развитие принятой в марте Стратегии военной безопасности в Верховную раду внесён закон о национальном сопротивлении, а предельная численность ВСУ увеличена на 4,4%, до 261 тыс. человек. Важнейшим направлением преобразований является развитие системы территориальной обороны по польско-прибалтийскому образцу, призванной обеспечить сдерживание России в случае возникновения региональной или крупномасштабной войны на территории Восточной Европы.

Одновременно с этим Вашингтон придержал «украинскую карту» и посредством The Washington Post со ссылкой на мнение 46 экспертов и чиновников «подал сигнал», что в случае, если Украина пойдёт на эскалацию военного конфликта в Донбассе или в Крыму, она рискует остаться без помощи США и НАТО.

Обострение вокруг Белоруссии в связи с арестом Р. Протасевича и фактический разрыв дипломатических отношений с Латвией, создают дополнительные риски военной безопасности и де-факто исключают Минск из переговорного процесса по Украине.

Одновременно с усилением давления на западных границах продолжается осложнение обстановки на Южном Кавказе и в Центрально-Азиатском регионе с участием стран, входящих в ОДКБ.

12 мая в результате действий ВС Азербайджана произошла очередная эскалация армяно-азербайджанского конфликта, вынудившая и. о. премьер-министра Армении Н. Пашиняна обратиться к председателю Совета коллективной безопасности ОДКБ президенту Таджикистана Э. Рахмону, у которого на повестке дня стоит собственный неурегулированный приграничный конфликт с партнёром по ОДКБ Киргизией.

Тот факт, что некоторые страны – участницы Ташкентского договора находятся в острых внешнеполитических отношениях, проявляют неспособность к диалогу и поиску средств, способных обеспечить коллективную защиту входящих в организацию стран, подрывает авторитет ОДКБ и указывает на её слабость как военно-политического союза.

Положительными тенденциями последних дней можно считать создание единой системы ПВО России и Таджикистана, ратификацию договора о расширенном военном сотрудничестве между Москвой и Нур-Султаном и неминуемое интеграционное сближение с Минском.

19 мая в ходе первой встречи глав внешнеполитических ведомств России и США, прошедшей в Рейкьявике, наметилась очередная «разрядка в отношениях». Диалог Э. Блинкена и С. Лаврова был подчёркнуто вежливым и оценён сторонами как конструктивный, что составляет резкий контраст с жёсткими переговорами Вашингтона и Пекина в Анкоридже. Уже на следующий день администрация президента США Д. Байдена «сдала назад» и официально признала невозможность повлиять на строительство газопровода "Северный поток–2", мотивируя это национальными интересами. Подобным «шагом навстречу» стало и выступление И. Маска 21 мая на кремлёвском форуме "Новое знание", где последний констатировал «налаживание контактов» между двумя странами.

На этом фоне запланированная 16 июня в Женеве встреча В. Путина и Д. Байдена – не что иное, как попытка продемонстрировать Китаю пример сговорчивости, подарить Кремлю пустые надежды и восстановить «треугольник Киссинджера». Примечательно, что встреча двух лидеров может пройти в отеле InterContinental, где в 1980-х состоялись переговоры М. Горбачёва и Р. Рейгана, а в 2009 году – главы МИД С. Лаврова и госсекретаря Х. Клинтон, запустивших «перезагрузку».

Таким образом, в целях обеспечения стратегического сдерживания России и исключения дальнейшего сближения Москвы и Пекина, США повышают военное, экономическое и дипломатическое давление на Москву и её союзников, создают очаги нестабильности в приграничных с Россией районах. По замыслу Вашингтона комплекс гибридных мер в долгосрочной перспективе должен привести к истощению от перенапряжения экономических и административных ресурсов России, без прямого военного столкновения с блоком НАТО.

1.0x