С прошлой недели имя артиста Константина Райкина, известного не только своими ролями и роднёй, но и тем, что уже на протяжении почти 30 лет бессменно руководит столичным театром "Сатирикон", управление которым перешло ему по наследству из рук знаменитого предка не сходит с заголовков СМИ.
Худрук и прежде не был обделен вниманием прессы, но в последний год просто стал ее любимцем – что не слово, то «хайп». И если главным героем публикаций является Константин Аркадьевич, то в роли его врага неизбежно предстает глава Минкультуры Владимир Мединский.
Началась эта история в 2014 году, когда возглавляемый Райкиным «Сатирикон» получил разрешение от Градостроительно-земельной комиссии Москвы на реконструкцию и строительство нового фасада. Объектом занимается компания «Ташир» Самвела Карапетяна (входит в рейтинг 500 богатейших людей мира агентства Bloomberg, один из крупнейших рантье России и владелец «Райкин-Плаза»). Объект должны были сдать в 2016 году, но с тех пор сроки неоднократно переносились. Райкин считает, что лично Мединский заинтересован в остановке строительства, потому что «не дать этому театру въехать в свой дом, это значит его уничтожить».
В октябре прошлого года многосерийка "Райкин против Мединского" в первый раз попала в топы новостей. Сначала худрук «Сатирикона» заявил, что возглавляемый им театр испытывает финансовые трудности и находится на «пути к гибели». По его словам, все бюджетные средства, выделяемые театру Минкультом, уходят на аренду площадок для проведения спектаклей и их недостаточно для работы «Сатирикона».
(Кстати, как показывает портал госзакупок, менее чем за два с половиной года сотрудничества, с июня 2015 года, "Сатирикон" потратил на аренду площадки в Московском молодёжном центре "Планета КВН" более 155 миллионов рублей, то есть примерно, по 60 млн в год. Интересно, что на выбор площадки повлияло не только соседство центра и театра, но и тесные бизнес-связи директора "Сатирикона" Анатолия Полянкина с семейством Масляковых. Сделка заключалась на бесконкурентной основе).
Тогда замминистра культуры Владимир Аристархов отреагировал на эти слова Райкина, указав, что у "Сатирикона" нет оснований жаловаться на недостаточное финансирование, ведь за 2016 год ему выделили 213 миллионов рублей, а как только денег не хватило добавили 40 миллионов сверху. При этом, знаете ли вы, сколько было постановок за год? - одна.
Невзирая ни на что, уже спустя несколько дней на съезде Союза театральных деятелей России худрук "Сатирикона" выступил с истеричной речью против цензуры в искусстве. С трибуны "Президент-Отеля" артист заявил, что его "тревожат" «наглые наезды на искусство и театр», и то, что "нас пытаются вернуть в сталинские времена". Он призвал коллег «внятно высказаться» по поводу закрытия ряда спектаклей и выставок, чем, по его словам, занимаются «группки оскорбленных людей». "Словами о нравственности, Родине, народе и патриотизме прикрываются, как правило, очень низкие цели", - заявил тогда Райкин. Он также выразил свое оскорбление словами Аристархова, заявив, что тот говорил с ним "сталинским лексиконом".
В тот раз для Райкина все закончилось как нельзя лучше: министр культуры Владимир Мединский извинился перед ним за резкие высказывания своих подчиненных, и пообещал выделить театру дополнительные средства. Кроме того, «Сатирикону» были предложены преференции в виде рекламы на порталах Минкультуры и поддержка в социальной рекламе. Сразу после этого Райкин притих и из оппозиционера превратился в довольно-таки лояльного гражданина. Тем немногим, кто прежде верил в искренность его слов, стало ясно, что «протесты» худрука носят «сезонный» характер и разворачиваются осенью, когда поднимается вопрос о государственных дотациях. "Независимая газета" в статье по данному поводу даже написала:
"Сложно сказать, какой «саморекламы» добился Райкин, и, кажется, он не против подобного денежного замирения или даже «затыкания», потому что, несмотря на сопутствующую поддержку Минкульта (до утверждения бюджета театру обещана также реклама в медийном пространстве ведомства), оборотной стороной стало общественное разочарование".
В скором времени, в конце января 2017 года стало известно, каким будет финансирование «Сатирикона» в новом году – ни много, ни мало 235 миллионов рублей. Зная, какая сумма у него теперь в кармане, Константин Райкин снова осмелел и уже в феврале заявил, что «у нас некрофильское государство", которое "любит мертвых больше, чем живых. Потом их именами называем улицы, площади, станции метро, а до этого убиваем». Он также выразил сожаление, что в российском обществе «нет нравственной прививки». Это стало еще одним ударом по репутации артиста и театра в глазах населения, однако в Кремле тогда, как обычно, призвали отнестись к словам известного артиста лояльно и "не выдергивать из контекста". Тема была замята.
В последние дни мы можем наблюдать новый виток скандала, который, мог бы стать для "Сатирикона", каким мы его знаем сейчас – фатальным. Ведь, как известно, один раз - случайность, два - совпадение, три - закон. И вот, как раз с законом, как выясняется, у господина Райкина дела обстоят не очень.
Начнем с того, что 13 ноября в эфире телеканала "Дождь" Райкин обратился к театральному сообществу, зрителям и власти с призывом «урезонить» министра культуры Владимира Мединского, который, по словам актера, «целенаправленно вредит театру». Худрук заявляет, что в 2017 году прокуратура приходила с проверками в театр уже шесть раз, но не выявила никаких серьезных нарушений - а так, "какие-то мелкие замечания". Райкин уверен, все дело в том, что министр "не может простить" ему прошлогоднюю речь о «наездах на искусство» и таким образом мстит. В своем заявлении, артист обращается к "высоким властным инстанциям" с просьбой "урезонить" министра. Для большего веса своим словам, Райкин перечисляет свои "заслуги перед отечественным театром", заявляя, что он "все-таки народный артист России, лауреат государственных премий, и у него два ордена за заслуги перед Отечеством. "Все эти высокие награды мне вручали три президента, среди них Владимир Владимирович Путин", - подчеркивает актер.
В ответ на это, для начала, уже на следующий день после обращения Райкина заместитель министра культуры России Александр Журавский в интервью ТАСС сообщил, что Министерство культуры по сигналам Национального антикоррупционного комитета осуществляло проверки «Сатирикона», однако не шесть, как говорит господин Райкин, а две. И проводились они, чтобы разобраться в сложной финансовой ситуации в "Сатириконе". Кроме того, у министерства вызывают озабоченность показатели эффективности работы театра (заполняемость зала, количество показов). В результате было обнаружено достаточно много нарушений действующего законодательства, «особенно в части наличия конфликта интересов со стороны руководства театра». По словам замминистра, ведомство не планировало предавать полученные при проверке данные огласке, несмотря на то что «выяснилось достаточно много». Журавский заявил журналистам, что Райкин и директор театра Анатолий Полякин имеют каждый свою долю в строительстве нового здания для «Сатирикона», являясь учредителей компании-застройщика. То есть Константин Аркадьевич оказался совладельцем аффиллированной фирмы, которой театр «Сатирикон» на бюджетные деньги доверил строительство нового здания театра.
Журавский отметил, что слова Райкина о том, что идет посягательство на данное строительство не имеют отношения к реальности – никакого посягательства на строительство нет и быть не может, потому что строительство не ведется. Инвестиционный контракт, которому насчитывается уже 10 лет, вообще не реализуется. Само же министерство неоднократно напоминало руководству "Сатирикона" о необходимости ускорить реконструкцию, ведь каждый год простоя ведет к дополнительным расходам федерального бюджета, из которого за три года "Сатирикону" уже выделили около 115 миллионов рублей.
Еще в марте 2017 года по этому поводу прошло заседание суда, на которое Райкин не пришел, а прислал адвоката. Представители Минкультуры требовали, чтобы худрук театра отделил свою долю в строительстве, но это так и не произошло. Теперь, из-за нарушений антикоррупционного законодательства, руководство театра «Сатирикон» могут уволить.
В ответ на слова Журавского, Райкин в своей манере заявил, что он – «лгун, как и его начальник».
На днях по теме высказался уже сам министр культуры Владимир Мединский, который указал, что все слова Райкина о мести — ни что иное как следствие финансового конфликта между театром и министерством: конфликт с «Сатириконом» начался после того, как театру было отказано в выделении дополнительных денег. «Этот шум возник год назад, возник из-за денег: театр, художественным руководителем которого является Райкин, затребовал допфинансирование привычно, в нем было отказано, потому что не было соответствующего обоснования, после чего — через несколько дней — прозвучала пламенная речь о цензуре в стране, начался шум», —напоминает Мединский.
Глава Минкультуры рассказал, что вообще-то Райкину дали год на устранение недостатков в театре, что так и не было сделано.
В интервью в программе «Воскресный вечер» на телеканале «Россия 1» Мединский рассказал, что 99% наездов на него и заявлений о цензуре и преследований связаны с деньгами, а 1% — с «организационной некомпетентностью». «Позвольте, какая цензура? Вам выделяют 200 млн [руб ] в год просто так госпомощи. Это в два раза больше, чем вы получали шесть лет назад», — напомнил Мединский.
Тем временем СМИ выяснили несколько интересных фактов, про которые, вероятно, и упоминал министр. Первое, это то, что театр Райкина получает денег из государственного бюджета в десятки раз больше, чем другие театры. Это при том, что на протяжении последних лет «Сатирикон» имеет худшие показатели среди федеральных театров: посещаемость зрителей 50-52%, количество спектаклей в 2016 г. за год уменьшилось на 73 (23,9%), доходы от показов снизились на 21,1 млн рублей (на 17,4%). То есть, кормушка дерижится за госсчет.
Второе заключается вот в чем: 17 ноября телеканал «Рен ТВ», опубликовал информацию о том, что театром "Сатирикон" были заключены 103 контракта на общую сумму 64,9 млн рублей с ООО «Топ Юнион», соучредителем которого является супруга директора театра. Причём по имеющейся информации, 96 договоров были заключены без конкурса. Как говорится, шах и мат. В основном – мат.
Публицист Андрей Соколов в этой связи пишет, что "История сложных, морганатических взаимоотношений Министерства культуры и отечественных столпов искусства нового времени достойна романа о трех рублях, не меньше. Бедолага Мединский уже и не знает, с какой стороны к этим столпам подступиться: "...совсем нэт совесть, сколько нэ давай", как пелось в известной песне предперестроечной эпохи. Позиция "дал денег - отвали" настолько характерна для всех этих "властителей дум", что мы уже было начали к ней привыкать. Какую задачу (заметьте: предоплаченную задачу) им ни ставь государство, какие средства ни выдели - все равно "на выходе" будет старая песня о главном: наш народ в массе своей ни на что не способная пьянь, рвань и быдло, история страны сфальсифицирована, прошлое ужасно, настоящее еще хуже, будущего нет».
Установившаяся в нашем государстве система, по которой разного рода творцы безвозмездно кормятся по принципу: "государство, дай денег на прокорм, а то нагадить тебе под дверь нечем" (как выразился известный блогер Анатолий Макаров) уже всем порядком поднадоела – и правительству, и народу. Еще вчера казалось, что очередной райкинский наезд может стать последней каплей. Ситуация разворачивалась уж очень похоже на недавнюю с «Гоголь-центром». Откровенное хамство Худрука театра в сторону как правительства РФ, так и российского народа в целом, проверки, выявившие в «Сатириконе» хищения в объёмах, за которые сейчас – сажают. Причём, как ни крути – сажают по вполне себе уголовной статье. И тут, казалось бы, Константину Аркадьевичу определиться бы: либо - хамить, либо – воровать. (Ну или хотя бы перестать шантажировать, ведь, по-хорошему говоря, действия вроде: «платите, и пощедрее, иначе я еще что-нибудь такое нехорошее скажу - и тогда вам придется извиняться и платить еще больше», именно «шантажом» и называются).
Но вот, когда ее совсем не ждёшь, пришла «благая весть»: жалоба в "высшие инстанции" дошла до адресата и президент России Владимир Путин сегодня своим личным указом внес театр «Сатирикон» в число получателей грантов в области культуры и искусства. Точный размер гранта пока неизвестен, однако, в указе особо прописано, что денег никак нельзя дать меньше той суммы, которая была выделена в виде господдержки в 2015 году – то есть 191,6 млн руб. И, несмотря на то, что пресс-секретарь президента Песков заявляет, что выделение президентского гранта «Сатирикону» «не означает абсолютно» поддержку Кремлем позиции худрука театра в конфликте с главой Минкультуры - пока же это означает, что план серийного шантажиста Райкина сработал, а ситуация с "Гоголь-Центром" является скорее исключением. Константин Аркадьевич и иже с ним избавлены от необходимости выбора, и теперь смело могут продолжать трудиться под лозунгом: «Хамить, воровать, шантажировать!».