Авторский блог Александр Разуваев 00:07 Сегодня

Как Путин переиграл Ходорковского на бирже

в 2000-2008-м главный индикатор российского фондового рынка долларовый индекс РТС вырос более, чем в 10 раз

25 октября 2003 – дата ареста Михаила Ходорковского*. Профит-центры во внутренних офшорах стали лишь поводом для атаки на Юкос, который оптом скупал депутатов Думы. МБХ планировал прийти к власти, преобразовав Россию в парламентскую республику и став премьером. Юкос планировал приватизировать под себя добывающий бизнес Газпрома, оставив государству транспортировку газа. А главное, соратники Ходорковского хотели сделать из России, как они говорили, западную страну. Т.е. колонию США и Евросоюза, утратившую суверенитет. Их планы провалились. Владимир Путин переиграл МБХ не только в политике, но и на фондовом рынке.

Юкос в 2003 году стал самой дорогой компанией России. После объявления о слиянии с Сибнефтью его капитализация превысила $40 млрд. Юкос стал знаковой фишкой, как когда-то РАО ЕЭС России, его акции покупали американские пенсионные фонды ещё до того, как осенью 2003 года Moody’s дал России инвестиционный рейтинг. Миф о самой эффективной нефтяной компании в России или даже мире быстро раскручивался либеральной деловой прессой. Рентабельность чистой прибыли действительно впечатляла. Однако, она достигалась, прежде всего, серой налоговой оптимизацией и жёстким занижением издержек, прежде всего, зарплат. Зарплаты в Юкосе были в 4 раза меньше, чем в соседнем Сургутнефтегазе.

Финансовые проблемы у главной российской голубой фишки и её последующее банкротство, естественно, сильно ударили по инвестиционному климату. На эту тему активно напирали сбежавшие из России сотрудники и акционеры Юкоса и симпатизирующая им публика за рубежом. При этом акции Юкоса долго котировались по приемлемым ценам. Их можно было продать за нормальные деньги в течение всего 2004 года. Аукцион по продаже главной добывающей дочки Юкоса Юганскнефтегаза состоялся в декабре 2004 года. Компания была продана более, чем за $9 млрд. Справедливая оценка с учётом долгов самого Юганска.

Автор этих строк даже рекомендовал “шортить” бумаги опальной нефтяной компании, заявив в эфире национального делового телеканала, что компания будет обанкрочена, т.е. справедливая цена Юкоса равна нулю. Косвенно это подтверждал отказ НК Сибнефть завершить сделку по слиянию двух компаний. При этом прошла информация, что ТНК и Сибнефть, также проводившие серую налоговую оптимизацию, договорились с Минфином выплатили сокрытые налоги и разумный штраф. На рынке были слухи, что Юкос не сможет консолидировать Сибнефть в отчётности по стандартам US GAAP, впрочем, она так и не была опубликована. Большинство брокеров рекомендовало держать акции Юкоса, заявляя, что не могут прогнозировать развитие ситуации.

Фондовый рынок – главный индикатор экономики. Кремлю надо было отвечать. И ответ оказался достойным и многофакторным. В Кремле сначала отказались от почти одобренной идеи передать в собственность Газпрома тогда маленькую государственную нефтяную компанию Роснефть. Именно она консолидировала в итоге основные активы Юкоса. И бархатную национализацию нефтянки надо было узаконить в глазах российского общества, российского и международного делового сообщества. Роснефть была переведена на единую акцию. Обмен акций дочек на акции материнской компании. А затем в 2006 состоялось IPO более, чем на $10 млрд. Акции купили российские олигархи, рядовые россияне, первоклассные зарубежные инвесторы. Все, кто купил тогда акции Роснефти, проголосовали за Владимира Путина и Игоря Сечина против Михаила Ходорковского своими деньгами. Купившие акции Роснефти на IPO быстро заработали. Капитализация главной российской нефтяной компании быстро превысила $100 млрд.

Но главное, конечно, Газпром. Государство выкупило находящиеся на балансе компании казначейские акции и вернуло прямой контроль в акционерном капитале. Тогда существовал запрет на покупку акций Газпрома для иностранцев, акции Газпрома также не торговались в РТС и на ММВБ. Эти ограничения были сняты. Примерно за год в 2005-2006 гг. акции Газпрома выросли с $2,5 до $13. Капитализация Газпрома превысила $300 млрд. В 2007-2008-м капитализация российского фондового рынка превышала 100% национального ВВП. Заработав такой бакшиш, о Юкосе все забыли.

В 2000-2008-м (первые два срока Владимира Путина) главный индикатор российского фондового рынка долларовый индекс РТС вырос более, чем в 10 раз. Результат достигнут несмотря на бойкот и активное противодействие основных акционеров Юкоса. А также ликвидацию самой опальной компании. Трава зелёная, поле прямоугольное, а самое красивое - счёт на табло.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Николай Никитин

*лицо, признанное иностраным агентом в РФ

1.0x