Приближаются новогодние праздники, а вместе с ними и традиционный отдых, который все больше перемещается в сферу внутреннего туризма. Каждый год подобный отдых сопровождается жалобами на неадекватно растущие цены (действительно, стоимость коттеджей в Подмосковье уже взлетела до уровня пятизвездочных гостиниц в Турции). Но отдыхать можно гораздо дешевле – используя простой набор правил и инструментов.
Первое правило – всегда бронировать заранее. Очень часто отдых «влетает в копеечку» именно потому, что отели и билеты бронируют в последний момент, когда остались только самые дорогие варианты. Навскидку, пример из популярного тревел-блога на Дзене, пост от 17 июня 2025 года с выразительным названием «Чем кормят в вагоне-бистро Сапсана в 2025 г. за 8300 рублей»: «Не сказать, чтобы я поехала в вагоне-бистро по своей воле. Просто идея махнуть на «июньские» в Питер родилась а) внезапно и б) поздно. Билеты на такие направления щенками разбирают». Но здесь хотя бы человек понимает, где допустил ошибку и почему берёт билет за 8300 руб в один конец.
Второе правило – никогда не бронировать отели в праздники. Когда все массово едут отдыхать, отели всегда поднимают цены (иногда в разы) – будь то новогодние или майские праздники, региональные праздники и фестивали (Дни города, «Алые Паруса» в Санкт-Петербурге, «День огурца» в Суздале или «День мыши» в Мышкине) и т.д.
Третье правило – внимательно подбирать отели. Вроде бы очевидная вещь, но очень часто люди себя этим не затрудняют, буквально тыкая пальцем в первый попавшийся отель в центре. Причем такой отель может быть одновременно и дорогим (вследствие расположения), и с давно «уставшей» мебелью и сантехникой. При этом чуть дальше в переулке может быть новый отель меньшей звёздности и стоимости, но большей комфортности.

двойной клик - редактировать изображение
Четвёртое правило – проверять спецпредложения отелей. Например, летом 2022 года я жил в четырехзвездочном питерском отеле Art Deco Primorskiy по акции «3 ночи по цене 2», так что проживание (с учётом ещё и 5% скидки за регистрацию на сайте отеля) обошлось в сравнительно скромные по питерским меркам 6270 руб. С тех пор такого там уже нет, но варианты 30% скидки при покупке сертификата с открытой датой заселения или 10% скидки при проживании от 3 ночей присутствуют постоянно. Чем это выгодно для отеля, тоже понятно – при покупке сертификата с открытой датой заселения он фактически получает деньги по аналогу банковского займа и одновременно гарантированную бронь на будущее, а прочее – борьба за клиента с хотя бы относительно длительным проживанием.
Пятое правило – проверять спецпредложения агрегаторов и банков. Например, Otello (сервис бронирования от 2ГИС) или Яндекс.Путешествия постоянно предлагают промокоды на скидку до 10 – 15%, а летом 2025 годы промокоды во втором сервисе позволяли скинуть до 20 – 25% от стоимости бронирования. Плюс, также можно оплатить до 99% стоимости бонусами СберСпасибо (в Otello) или Баллами Плюса в Яндекс.Путешествиях. За счёт возможности потратить эти бесполезные за пределами экосистемы «фантики», кстати, Яндекс.Путешествия популярны у многих туристов.

двойной клик - редактировать изображение
Есть ещё Ozon Travel, который постоянно сам начисляет туристические мили и можно списывать баллы Ozon. Но тут один неприятный момент – цены в этом сервисе ощутимо завышены, так что даже со списанием милей и баллов будут лишь немного ниже той, которая есть на сайтах самих отелей, железнодорожных или авиаперевозчиков.
Гораздо интереснее, что предлагают банки. Например, Т-банк (бывший Тинькофф) активно развивает в рамках экосистемы Город свой сервис Т-Путешествия, где регулярно дают кэшбэк 10% (причем цены, в отличие от прочих агрегаторов, в этом сервисе обычно не завышена). При этом иногда в Т-Путешествиях был то дополнительный кэшбэк, то промокод на 50% на бронирование, суммировавшиеся с этими 10%. Конечно, у таких кэшбэков есть лимиты (например, кэшбэк 50% начисляли максимум до 2500 руб), но скидка все равно очень ощутимая.
Лайфхак, чтобы кэшбэк был максимальным – бронируя номера в отеле заранее, можно покупать дни не разом, а по отдельности. Таким образом, бронируя в одном отеле каждый раз на сутки номера, стоившие по 3500 руб (плюс 34 руб надбавка сервиса Т-Путешествия в 1%), я получал каждый раз кэшбэк 2014 руб, за вычетом которого стоимость номера составляла всего 1520 руб. В другом варианте при брони на 3800 руб кэшбэк составил 1900 руб, цена номера за вычетом кэшбэка – 1900 руб.

двойной клик - редактировать изображение
Другая стратегия у Альфа-банка – там в рамках «Альфа-Пятницы» периодически бывают акции с кэшбэком 50% у определенных партнёров в определенные дни (причем, что удобно, в Альфа-банке об этой акции известно заранее всю неделю, тогда как в Т-банке известно становится только в этот же день). Например, в ноябре 2025 года такая акция у Альфа-банка была с Авито, а в августе – с сервисом Tutu.ru. Таким образом, я взял билет на поезд за 5032 руб и получил кэшбэк 2516 руб. Правда, ближе к дате поездки из-за пересечения графиков с работой билет мне пришлось сдать. И тут выяснился неприятный момент – Tutu.ru берет весьма ощутимые сервисные сборы за оформление (при покупке билета 499 руб и при проведении возврата 159 руб), которые при сдаче билета вычитает из оплаченной суммы. Такие особенности сервиса надо иметь в виду.
Шестое правило – не забывать про программы лояльности перевозчиков (мили S7 Priority и Аэрофлот Бонус, баллы РЖД Бонус и т.д.). Последним этот пункт я поставил потому, что бесплатный билет здесь можно будет получить далеко не сразу, надо набрать большое количество «фантиков», плюс выполнить целый ряд условий (например, чтобы списывать мили S7, надо летать в текущем или прошлом году этой компанией) и сама программа регулярно пересматривается и становится менее выгодной (как РЖД Бонус).
В общем, набор достаточно простых правил, при котором можно снизить расходы на поездку до 50%. Конечно, это билеты и проживание, а есть ещё расходы на еду. Но тут уже можно лишь ограничиться советом, что не обязательно на отдыхе шиковать и кутить, чтобы потом по возвращении домой сидеть в долгах и питаться «дошираками», как это бывает у многих наших сограждан. Не обязательно и питаться на отдыхе в столовых с заветренными продуктами, щедро политыми майонезом. Дилемма «дорого либо дёшево» существует лишь в голове, а по факту в любом городе есть много достойных заведений с адекватными ценами, нужно лишь немного поискать информацию.




