После распада СССР пришедшая к власти в России элита взяла курс на строительство российской нации. Строительство шло по англосаксонскому либерально-демократическому образцу, предполагало разложение духовных ценностей и разрушение социальных практик русского народа. Конечной целью было встраивание населения России в западную цивилизационную систему на правах колониального, не имеющего собственного духовного и культурного стержня народа.
Запад получал из России дешёвое сырьё, неплохо наживался на этом. От полученных прибылей он выделял некую толику на подкуп российских элит. И те успешно реализовывали интересы "западных партнёров", в том числе активно участвовали в продвижении проекта "российская нация".
Необоримая жадность сгубила Запад. Он стал в ходе "цветных революций" напрямую подчинять себе "серое" постсоветское пространство, размещать на нём свои воинские контингенты. Это угрожало самому существованию правящей в России элиты, и часть её, силовики, взяли курс на пресечение этих опасных поползновений.
Переход конфликта Запада и России в фазу прямого военного столкновения, отказ от колониального статуса остро поставил вопрос о замене проекта "российская нация" на проект "русская нация".
Первым делом было ограничено западное финансирование российских научных и творческих элит, на части из них поставили штамп "иностранный агент". Сняли запрет на уголовное преследование знаковых фигур западного влияния по фактам их участия в коррупции, воровстве, незаконном присвоении бюджетных средств. В эмиграцию после этого потянулись либеральные представители шоу-бизнеса: галкины, пугачёвы, собчаки, макаревичи, образцы поведения которых прозападные СМИ навязывали массам с целью их "российнизации". Затем начались чистки в политической и экономической элитах, которые открыто поддержали военные действия Запада на постсоветском пространстве. За границу после этого потянулись чубайсы, абрамовичи, тиньковы, мильнеры.
Все эти процессы дают основание предполагать, что скоро на место "российских" во главе ключевых социальных институтов придут русские элиты.
Однако переход от строительства российской к строительству русской нации, помимо смены элит, требует также разработки и внедрения соответствующих инструментов формирования нации. Мы уже писали о том, какими могут быть девиз, символ, некоторые праздники русской нации.
Рассмотрим теперь, какие церемонии и ритуалы следовало бы восстановить или ввести вновь в ходе строительства русской нации.
Церемония есть набор символических действий, которые совершаются для демонстрации преданности тем или иным светским духовным ценностям, придания социальной значимости этим ценностям. Иначе говоря, церемония — это социальная практика символического характера.
Наиболее распространёнными являются следующие церемонии: введение в должность высших должностных лиц (интронизация, инаугурация, акколада, присяга); приём (аудиенция) высшим должностным лицом представителей других стран; открытие или закрытие работы важного политического (парламент), экономического (предприятие), социального (больница) института; открытие важного мероприятия или культурного объекта (выставки, памятника); награждение высшим должностным лицом героев; проведение высшим должностным лицом смотра войск (парад); празднование важного общественного события (юбилей основания города, годовщина судьбоносной битвы, совершения героем подвига, день рождения выдающегося политика или творческого деятеля); формирование галереи героев; заключение брака, рождение ребёнка, прощание с умершим (в светском формате исполнения).
Ритуал — это набор символических действий, которые служат для демонстрации принадлежности к какой-то системе религиозных ценностей. Наряду с церковными службами, участием в коллективных молитвах, шествиях, существуют символические религиозные действия при заключении брака, рождении ребёнка, прощании с умершим, вхождении в круг верующих (таинства). Это действия по распространению религиозных ценностей: соблюдение поста, принятие обета молчания, безбрачия, бессребреничества, отшельничества, столпничества, отрешения от мирской жизни, совершение паломничества по святым местам и т. д.
Живущая в России нация состоит не только из русского народа, исповедующего православие, но и из народов, исповедующих ислам, буддизм, иудаизм, шаманизм, различные формы протестантства, из народов, принадлежащих к разным культурным традициям. Это делает невозможным прямое распространение на общую социальную жизнь нации ритуалов отдельных религий, в том числе и православия. Именно по этой причине развитая нация декларирует принцип отделения церкви от государства.
В светских же церемониях вполне возможно и необходимо усиление русской компоненты.
С 1 сентября 2022 года в российских школах введён церемониал еженедельного поднятия/спуска государственного флага, во время которого исполняется российский гимн. На мероприятии могут озвучиваться календарь государственных праздников на неделю, исполняться художественные произведения. Указом Министерства образования регламентируется использование государственной символики в месте проведения церемониала и в целом в школе.
В советское время существовала хорошая традиция присвоения школам имён героев Великой Отечественной войны, открытие посвящённого тому или иному герою кабинета, происходило изучение совершённого героем подвига в контексте прошлой войны, проводились конкурсы сочинений, классных часов на эту тему. Эту традицию целесообразно восстановить, включив в список почитаемых дореволюционных и современных героев.
Логично было бы подобного рода церемонию проводить не только в школах, но и в высших учебных заведениях. Очевидно, что еженедельные церемонии в них проводить затруднительно, но начало или окончание учебного семестра вполне возможно отмечать поднятием государственного флага и исполнением государственного гимна, равно как и делать этот церемониал элементом заседаний, посвящённых ключевым государственным праздникам.
Следует отмечать юбилеи тех, в честь кого были названы вузы. Например, Московский госуниверситет мог бы чтить на торжественных мероприятиях память Михайло Ломоносова, в честь которого назван. Санкт-Петербургский университет, который в разгар перестройки избавился от имени советского патриота Андрея Жданова, вполне мог бы получить нового "духовного покровителя". Скажем, св. Иоанна Кронштадтского — священника, религиозного писателя, общественного деятеля русского консервативного направления. После получения покровительства святого можно было бы проводить мемориальные мероприятия в его честь: конференции или чтения.
В рамках обсуждения темы возрождения русских церемоний следует рассматривать тему введения обязательной школьной формы, которая бы нивелировала социальные различия школьников в одежде в рамках учебного процесса. Не помешало бы в этом контексте и создание студенческих корпораций со своими уставами, формой, традициями поддержки выпускниками друг друга.
Отдельная тема — формирование галереи героев и использование примеров их поведения для подражания всеми гражданами. За образец может быть взят ритуал, который использует Русская православная церковь. В ней лица, совершившие значимые поступки по утверждению веры, причисляются к лику святых или мучеников, регулярно поминаются во время церковных служб. Со святых пишутся иконы, которым люди поклоняются, признавая то, что они представляют их интересы перед Богом. О жизни святых и мучеников составляются описания — жития. Их останки находят упокоение в храмах и монастырях как мощи. На этих мощах закладываются новые храмы.
Лицам, которые совершили геройский поступок, сейчас присваивается звание Герой России. Они награждаются медалью Золотая Звезда, назначается материальное вознаграждение. Эти почести вполне могут быть дополнены правом на захоронение на Национальном кладбище.
К сожалению, в настоящее время в России нет полноценного Национального кладбища, подобного Арлингтонскому кладбищу в США, Пантеону героев во Франции или Вестминстерскому аббатству в Великобритании. В советское время национальных героев хоронили в Кремлёвской стене или у Кремлёвской стены, сейчас такую функцию отчасти выполняют Новодевичье кладбище и Военный мемориал "Пантеон защитников Отечества". Высокий социальный статус последняя усыпальница не получила.
Перечисленные процедуры героизации и чествования могут показаться малозначимыми, однако их дефицит вызывает поклонение ложным героям. Чрезвычайное внимание прозападных СМИ к поступкам Ксении Собчак, Максима Галкина*, Михаила Ефремова создали им ореолы персон, которым нужно подражать. Это притом, что они обвинялись или были привлечены за уголовные преступления, святотатство, грубые русофобские высказывания. Русская пословица гласит: "Свято место пусто не бывает". Она имеет продолжение: "А пусто место не бывает свято".
Затронем ещё проблему установления церемоний проведения русских праздников.
В 2005 году дата 4 ноября была объявлена государственным праздником — Днём народного единства. В этот день отмечают изгнание народным ополчением в 1612 году из Кремля польских оккупантов и окончание Смуты. В составе того народного ополчения были русские, татары, башкиры и представители других народов, они вместе сражались за независимость нашей Родины. На эту же дату выпадает празднование православной церковью Дня Казанской иконы Божией Матери.
Учредить этот праздник было прекрасной идеей. Однако церемониал праздника в соответствии с заложенной в нём идеей не был прописан. Высшие должностные лица государства возлагали цветы к памятнику вождей ополчения 1612 года: купца Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Состоялись народные гуляния, поскольку этот день был объявлен выходным. Устраивались концерты, но они не несли в себе русского народного содержания.
День народного единства празднуется, однако никакой мобилизующей роли русской нации он не выполняет. Он просто отвлекает внимание масс от празднования Дня Великой Октябрьской революции, отмечаемого в советское время 7 ноября. Сейчас это день народных гуляний и бесплатных концертов молодых воспитанников шоу-бизнеса.
Тема русских церемоний крайне слабо разработана в современной патриотической литературе. Автор не знает ответа на возникающие в этой области вопросы и просто пытается инициировать общественную дискуссию.
Илл. мозаичная икона Казанской Божией Матери в Главном храме Вооружённых сил России — Соборе Воскресения Христова
* Лицо, выполняющее функции иностранного агента