Сообщество «Экономика» 01:16 1 октября 2021

Как Мишустин уговорил олигархов поделиться

есть надежда, что правительство окрепло до такой степени, что действительно начнёт ограничивать произвол монополии

Очень долго шло обсуждение стремление правительства Мишустина изъять у олигархов часть сверхприбылей, которые они получают за счет благоприятной экономической конъюнктуры. Обсуждение шло долго, делались разные заявления и вот в сухом остатке: правительство вводит акциз на сталь – 2,7% и изменит расчёт налога на добычу полезных ископаемых, не только на руду, но и на уголь и на удобрения. В результате уровень изъятия природной ренты в соответствующих отраслях с начала следующего года достигнет уровня, который официально признаются среднемировым. То есть, обсуждали проблему с металлургами, и в ходе обсуждения расширили сферу повышения налога на сверхприбыли угольных олигархов, и олигархов, которые производят удобрения. Подчеркиваю, только на сверхприбыль.

В качестве компромисса с крупным бизнесом, потому что переговоры велись очень долго, можно рассматривать некоторое понижение ставки акцизов, потому что первоначально правительство говорило о 3%, а сошлись на 2,7%. И то, что дифференциация налога на прибыль в зависимости от распределения этой прибыли между инвестициями и дивидендами отложено как минимум до 2023 года. А пока для обсуждения данного вопроса формируются рабочая группа, что на мой взгляд не очень хорошо. Характерно, что отчаянное сопротивление вызвало предложение Минфина увеличить ставку налога на прибыль для тех случаев, когда объем выплачиваемых дивидендов превышает величину инвестиции. Казалось бы, любая корпорация в условиях глобального кризиса, в условиях очень жёсткой и очень неприятной международной экономической конъюнктуры, в условиях неопределённости должна вкладываться в своё развитие, в крайнем случае в свою диверсификацию. Приходят современные технологии, и если вы от них отстаете, вы в любой момент можете перестать быть конкурентоспособными. То есть если вы крупная успешная корпорация, у вас должны быть колоссальные инвестиции. Силуанов сказал, что можно перечесть по пальцам двух рук количество корпораций, у которых выплачиваемые дивиденды превышают величину инвестиций. Значит олигархия сохраняет свое высокое влияние для того, чтобы сдержать вполне разумное стремление правительства и отложить их как минимум на год. Но тем не менее весьма серьёзный шаг сделан, и что абсолютно принципиально важно – на основе согласия сторон. И поэтому так долго шли переговоры, поэтому так рано они начались, учитывая, что только сейчас подготовлен бюджет, что правительство принципиально хотело, чтобы олигархи согласились с его подходами.

И совсем не случайно Мишустнин подчеркнул, что социально ориентированных действий от крупного бизнеса, существенного повышения его социальных обязательств ждёт не только правительство, но и народ России. Этот политический, крайне значимый отсыл, насколько можно судить, сыграл весьма существенную роль в преодолении понятного сопротивления профсоюза олигархов, как достаточно часто называют РСПП. Принципиально важно, и это было подчеркнуто, как я могу судить, на встрече Мишустина с олигархами, что повышение налогов не должно быть перенесено на себестоимость, и, соответственно, не должно привести ни к какому повышению цен. С финансовой точки зрения это совершенно логично, потому что повышение налогов касается именно сверхприбылей крупных корпораций, которыми они могут поделиться с обществом безо всякого ущерба для себя. Но будет очередная яхта чуть покороче. Можно себе вообразить, что лет через десять совокупное водоизмещение яхт российских олигархов будет не превышать водоизмещение ВМФ РФ, а будет меньше.

Но с социальной точки зрения это ограничение доказывает, что целью нового налогового маневра является не абстрактное наполнение бюджета, а именно решение проблем бедности, о которой убедительно говорил премьер Мишустин и которое незаметно, но становится реальной целью российского государства. Более того, вводимый механизм, который предусматривает повышение налогов за счёт сверхприбылей без повышения цен является едва ли не первым за все время построения рынка в России действительно серьёзным шагом к ограничению произвола монополий. И потому производит на меня впечатление тихой революции, масштабы и значение которой пока малопонятны, но непосредственные участники и специалисты говорят об этом со стороны властей с восторгом, а со стороны олигархии с ужасом. И вот ужас со стороны олигархии мне представляется значительно более значимым сигналом, чем восторг со стороны правительства.

В общем есть надежда, что правительство Мишустина окрепло до такой степени, что действительно начнёт ограничивать произвол монополии. Потому что ситуация, когда мы повышаем вам налоги за счет ваших сверхприбылей, чтобы вы их поменьше выплачивали в дивиденды, и в будущем желательно побольше направляли в инвестиции, а цены не повышать не вздумали - это и есть ограничение произвола монополий.

Источник

1.0x