СВОЮ "БОЛЬШУЮ" пресс-конференцию 19 декабря В.В. Путин начал с цифр, характеризующих социально-экономическое развитие страны в 2013 году. О чём говорят эти цифры? По мнению президента, они должны свидетельствовать, что наша страна развивалась "в целом, неплохо…"
Мол, всё, что надо, у нас случилось и подросло (особенно население — 16 тысяч человек за первые десять месяцев года, о чём Путин не без гордости говорил в своём послании Федеральному Собранию РФ), а что не захотело случаться и подрастать — не больно-то и надо.
Конечно, это смотря с какой точки зрения, исходя из какой системы координат.
Например, заявленные полтора процента роста ВВП — это мало или много? А снижение темпов инфляции на полпроцента (с 6,6% до 6,1%) — это хорошо или плохо? А рост реальных зарплат на 5,5% и реальных доходов населения на 3,6% — это оправданно или не очень?
Как человек, на протяжении десятилетий профессионально занимавшийся вопросами статистики, могу сказать, что однозначного ответа на все эти вопросы попросту не существует.
Начнем хотя бы с роста населения. Молодой американский публицист Марк Адоманис, умудрившийся закончить и Гарвард, и Кембридж, то есть по определению являющийся представителем тончайшего слоя западной "когнитивной" элиты, пишет, что в начале текущего десятилетия "большинство экспертов предсказывали России естественную убыль населения примерно на 500 000 человек в год и говорили о том, что после 2015 года ее темпы резко увеличатся… Демографическая траектория России за последние несколько лет существенно превосходит даже самые оптимистические и "розовые" прогнозы… Всего несколько лет тому назад практически все думали, что в 2013 году население России будет составлять менее 141 миллиона человек, непрерывно при этом сокращаясь. Но оно составляет 143,3 миллиона человек, и увеличивается. А это важно".
Согласен. Но могу возразить примерно следующее. За 1986-1991 годы на территории Российской Федерации рождалось в среднем 2,03 младенца на 100 человек населения. А за 2008-2013 годы соответствующий показатель не дотянет и до отметки в 1,45. Что это значит? Что средний уровень рождаемости в нашей стране составляет примерно 70% по отношению к показателю 22-летней давности. А если учесть, что значительная часть рождений, регистрируемых в России, приходится на женщин-мигрантов (о жительницах республик Северного Кавказа я тут даже не говорю), то эта цифра будет гораздо ближе к 50%. Иными словами, можно сказать, что современная российская женщина фертильного (плодовитого) возраста рожает примерно вдвое реже, чем её сверстница периода "перестройки". Если это — успех демографической политики нашего государства, то весьма и весьма относительный. Фертильный потенциал современного российского общества используется в лучшем случае наполовину — даже по сравнению с периодом "перестройки", в данном отношении тоже далеко не блиставшим.
Понятно, что существуют разного рода корректирующие факторы, учёт которых может сказаться на точных цифрах в пределах 10-15%, но общей негативной оценки демографической ситуации в нашей стране это не отменяет. За счет одной миграции тут дело не поправишь, население страны — это не классический бассейн с тремя трубами, по одной из которых (рождаемость) в него люди втекают, по второй (смертность) — вытекают, а третья (миграция) дополнительно контролирует "уровень воды в бассейне". Порой эти "жидкости" оказываются не только разнородными, но и не смешивающимися между собой. А то и взрывоопасными. И если, скажем, численность и "качество" русского народа в России упадет ниже критического уровня, с технической и социальной сферой нашей страны может произойдёт примерно то же, что случилось с ней в республиках Средней Азии…
Примерно та же, по сути, картина, наблюдается и собственно в экономике. Иметь 1,5% экономического роста (предположим, что это не статистическая "натяжка", а реальная цифра) при 80% изношенности основных фондов — конечно, достижение, и немалое.
Но, во-первых, грош ему цена, поскольку все плоды этого роста не инвестируются в отечественную экономику, а вывозятся за рубеж. Если верить Алексею Улюкаеву, сумма составит 56 млрд. долл., из них, если верить Эльвире Набиуллиной, около 22 млрд. долл. будут вывезены по "вызывающим сомнение" схемам. А 1,5% роста ВВП — это всего лишь 36 млрд. долл. (если считать по обменному курсу) или 45 млрд. долл. (если считать по паритету покупательной способности).
А, во-вторых, имея самые большие в мире природные ресурсы, мы до сих пор освоили едва ли 15% от их общего потенциала, а из освоенных по факту используем всего лишь их четвертую часть! И 1,5% роста, всеми правдами и неправдами выжатые из рушащихся основных фондов, — просто издевательство над всеми нами.
Причем профицит, то есть положительное сальдо торгового баланса в России по итогам 2013 года должно составить 146,8 млрд. долл. Хотя еще в прошлом году зашкаливал за 200 млрд. долл., и сейчас ожидался примерно на том же уровне. Однако и здесь, на последнем рубеже наших тылов, что-то пошло как-то не так: объём экспорта впервые за последние 13 лет упал (и сразу на немало, на все 44 млрд. долл.), импорт замер на точке замерзания, резко ухудшились общие условия и климат внешнеторговых связей, в том числе, и прежде всего со странами СНГ. Но, что оказалось особенно неожиданным: вопреки огромным усилиям и материальным тратам в истекающем году не только забуксовал, но, на радость этнократам всех мастей, стал крениться в обратную сторону весь маховик евразийской интеграции, под прессом которого стали трещать не только потенциальные новые, вроде украинских, но и многие уже налаженные связи в рамках самого Таможенного союза, за что России в отчётном году пришлось заплатить намного больше, чем те 15 млрд. долл., которые ушли на помощь братской Украине.
Где те "тромбы", через которые с таким трудом проталкивается наше социально-экономическое развитие?
При точном учёте учредителей наших предприятий, истинная принадлежность которых выявляется только в пятом, а то и более старшем колене, оказывается, что процент изношенности российских основных фондов (80%) точно сопадает с долей собственности, которая формально принадлежит иностранным фирмам — физическим и юридическим лицам США, Англии, Франции, Израиля, Италии, Германии и Голландии, действующим, а подчас и попросту бесчинствующим под прикрытием безродных подставных лиц и оффшорных компаний? Как быть с угрозой, которую они создают не только нашему национальному капиталу, но и суверенитету нашей страны в целом? Не потому ли в первую голову экономика нашей страны в принципе не улучшаема и в корне неэффективна, а её массовая база, малые и средние предприятия, — прямо на корню чахнут и пачками сгорают и навсегда исчезают с лица земли? Можно ли в таких зыбких условиях гарантировать нашу общую безопасность, и прежде всего продовольственную безопасность как наиболее опасное "окно уязвимости"?
Кстати, одно только заявление Путина о необходимости "деоффшоризации" российской экономики и запрете на госкормушку для оффшоров сразу снизило нетто-вывоз капитала с ожидавшихся 70 млрд. долл. до нынешних 56 млрд. долл. А если к умным словам еще и умные дела приложить? Чтобы капиталы не от нас, а к нам потянулись? Вместе с людьми, конечно?
Насчёт людей — тоже всё непросто. Экономисты из числа сторонников монетаризма и "свободного рынка" указывают на тот факт, что в отечественной экономике рост доходов населения и рост зарплат за последние годы намного опережает рост производительности труда. И это так. Но если среднемировая зарплата равняется примерно половине создаваемой трудом стоимости, то в России — всего лишь треть. И требования либерал-монетаристов, по сути, сводятся к тому, чтобы доля трудящихся в общенациональном "пироге" не увеличивалась, а уменьшалась, зато госчиновники и "бенефициары" собственности получали всё больше. Но такая политика неизбежно ведет к сжатию платежеспособного внутреннего рынка и "свертыванию" национального производства, что пытаются "замазать" путем роста цен. В результате реальная инфляции, которая в России, особенно для бедных и пенсионеров, кратно выше учитываемой официально. Удручающий факт заключается в том, что в действительности реальная зарплата и располагаемые реальные доходы как таковые, собственно, у граждан России, за исключением побочных и подсобных доходов, уже давно не растут. В России на самом деле растут дивидендные барыши богатых резидентов и нерезидентов, которые к реальным доходам граждан никакого отношения не имеют и, как полагается в нормальном обществе, должны квалифицироваться и учитываться отдельно. Разрывы в доходах между богатыми и бедными в России зашкаливают за 18 раз (по неофициальным оценкам — за 40-50 раз), а по регионам России они ещё выше. Мировая норма — 7 раз.
Сколько нам нужно ресурсов и времени и какие конкретно меры должны быть приняты нашими властями, чтобы исправить это унизительное положение?
Почему все рыночные активы России сегодня в разы недооценены, а все её пассивы и обязательства кратно переоценены? Как можно в таких, просто кабальных, условиях гарантировать и поддерживать эффективное развитие экономики России?
Какие конкретные меры в первоочередном порядке должны быть приняты руководством страны (и лично президентом), чтобы в кратчайшем будущем, буквально здесь и сейчас, а не когда-либо потом, когда никого из нас не будет в живых, исправить существующее, абсолютно ненормальное, положение?
Предложу свой список, по убывающей степени важности:
— снизить примерно вдвое нынешние карающие кредитные и фискальные ставки: кредитные ставки — с 12% до 6%, привязав их к индексам динамики инфляции; а фискальные ставки (в сумме) — с нынешних 55% до вполне возможных 33% (для малых предприятий — 20%), при которых темпы экономического роста ориентировочно составят не менее 7-8% в год;
— прекратить неадекватное ослабление курса рубля и возможное резкое падение импорта высоких зарубежных технологий, в том числе технологий вторичного пользования, на которых сегодня только и держится на плаву вся наша конкурентоспособная промышленность;
— задействовать скрытые резервы производства, которые у нас по своим масштабам и возможности использования превосходят все другие, вместе взятые, факторы повышения темпов экономического роста;
— прекратить неоправданный, в том числе коррупционный увод инвестиций и других дефицитных ресурсов, в том числе композитных материалов и IT- оборудования, с рынков производства на мнимо престижные рынки новаций, развлечений и шоу-бизнеса (три мировые Олимпиады, мировой чемпионат по футболу, АТЭС, Транссиб, БАМ, Сколково и др.), поглотившие в истекшие годы до четверти всех дефицитных ресурсов и отбросившие уровень технико-экономического развития "ущемлённых" отраслей экономики на рубеж 60-х годов прошлого века;
— повысить качество технологического, технического, технико-экономического и социального проектирования, лицензирования и опытного тестирования запускаемых в производство проектов.