В течение последнего года то и дело слышишь от политиков и аналитиков, с которыми приходится общаться, что в интересах России распад украинского государства. Нет-нет, да и звучат подобные идеи даже от тех, кто обычно сдержан в своих высказываниях.
Дождаться распада украинского государства?
Так, 30 июня военный эксперт и главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко в интервью Интернет-изданию «Аргументы-LIVE» заявил: «По большому счету Россия должна занимать совершенно четкую, прагматичную позицию, которая заключается в том, что чем хуже на Украине, тем лучше. То есть в любом случае единая, сильная централизованная Украина будет таким же противником для России, каким для Советского Союза, скажем, была Польша в 20-30-е годы прошлого века… А истинные цели нашей политики должны быть такими же, как у американцев: действовать предельно цинично, когда во главу угла ставятся собственные национальные интересы. Национальные интересы Российской Федерации заключаются в том, чтобы Украина, как единое централизованное государство, распалась».
Интересно, что для людей, высказывающих подобные суждения характерна уверенность в исключительно положительных последствиях для России развала соседней страны. Это, по их мнению, приведет к созданию буферного государства Новороссия. Однако задай им вопрос, что в результате Российская Федерация получит на западно- и центральноукраинских землях – и они не найдутся с ответом. А между тем эти территории превратятся в зону абсолютного хаоса, из которой будут исходить постоянные угрозы для безопасности Российской Федерации. С уверенностью можно прогнозировать появление здесь баз международных террористов. И это на фоне того, что само создание Новороссии (с включением не только ДНР и ЛНР, но и всего юго-востока Украины) маловероятно после подавления выступлений в Харькове и Одессе весной 2014-го.
Но самое поразительное даже не это, а то, что выступающие за «разрушение украинского государства» политики и аналитики совпадают с их вашингтонскими коллегами. Американцы, прекрасно понимая, что сближение Украины с Россией рано или поздно станет неизбежным, также являются противниками сохранения государственности на территории, раскинувшейся по обе стороны Днепра. Действуя по принципу «Так не доставайся же ты никому», они уничтожают и украинское государство, и его население.
Донецк и Луганск вернуть в украинское правовое поле?
Не менее противоречива и точка зрения тех, кто выступает за возвращение ДНР и ЛНР в нынешнее правовое поле Украины. Считая, что этим путем можно спасти непризнанные республики от гуманитарной катастрофы и восстановить работу предприятий Донбасса обеспечив их необходимым юридическим статусом, они предлагают легитимизировать органы местного самоуправления путем избрания по украинскому законодательству. Исходя из этих соображений, глава Донецкой народной республики Александр Захарченко объявил проведение местных выборов 18 октября в соответствии с законом Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей».
Однако план легитимизации через избрание осенью органов власти ДНР и ЛНР имеет существенные недостатки. Главный из них состоит в несовершенстве Минских соглашений, одним из главных пунктов которых является проведение конституционной реформы. Сегодня Киев ее осуществляет без участия Донецка и Луганска. Но даже если Порошенко и Яценюк сядут с главами ДНР и ЛНР за один стол и напишут самую идеальную в мире Конституцию – другие законы вступят с ней в полное противоречие и сделают ее нормы ничтожными. В результате Украину либо охватит правовой хаос, либо придется вводить режим ручного управления со стороны президента.
Все это сделает надежды Донецка и Луганска на легитимизацию их органов власти и последующее восстановление разрушенного хозяйства несбыточными. Дестабилизация, которая еще больше охватит Украину после проведения так называемой конституционной реформы, в полной мере обрушится на многострадальный Донбасс. Таким образом, пытаясь вернуться в украинское правовое поле, Донецк и Луганск попадут из огня в полымя.
Плыть по течению?
К этому следует добавить главную проблему украинской государственности - перманентную нестабильность ее политической системы. Причина этого явления не в февральском перевороте 2014 года, а гораздо глубже - в насильственным характере государственного устройства Украины с момента его формирования в 1991 году. Уже тогда меньшинство (бывшая партийная номенклатура и лидеры националистов) навязало свою волю большинству (народу), провозгласив в парламенте независимость. А так называемый «референдум» 1 декабря 1991 года не мог считаться свободным волеизъявлением, т.к. прошел с многочисленными нарушениями (в первую очередь, закона «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР»). В насильственном характере украинской государственности, подавлении большинства меньшинством (общества олигархами, русскоязычных националистами и т.д.) и кроются истоки той легкой трансформации страны из формально демократической в откровенно фашистскую. А сейчас возвращение ДНР и ЛНР в правовое поле Украины в нынешнем виде предполагало бы в конечном итоге и их дрейф к фашизму.
Подобного абсурда можно было бы избежать, если бы в Минских соглашениях вместо требований изменить один-единственный закон (Конституцию), который сам по себе (в отрыве от остальных законодательных актов) не работает, вменили бы в обязанность Киеву провести системную правовую реформу на принципах консенсуса и согласия между всеми социальными и этническими группами. Но вместо этого дали возможность правящему на Украине режиму доводить ситуацию до бессмыслицы, когда он формально исполняет предложения «нормандской четверки», а фактически дискредитирует их.
Политики же меньшего ранга, вместо того чтобы указать на этот недостаток и призвать к его устранению, уже спешат с предложениями гасить пламя керосином – поддержать «распад украинского государства», тем самым помочь США создать поскорее у нас под боком зону хаоса и нестабильности.
Но с таким подходом американцам и «цветные революции» организовывать не надо. Мы сами выполним за них разрушительную работу.