Кадры, с кем будем выполнять Указы Президента?
Авторский блог Сергей Правосудов 11:31 16 сентября 2019

Кадры, с кем будем выполнять Указы Президента?

Александр Петров, кандидат экономических наук
1

Известен ряд высказываний по поводу кадровой политики. Один американский гуру в области менеджмента сказал, что хирургу, удаляющему аппендицит начальнику ж/д станции, совсем не обязательно перед операцией знакомиться с правилами железнодорожного движения. Казалось бы, что это аксиома. Но, вопреки ей, в СССР студенты ВУЗов всех специальностей должны были много времени посвящать изучению марксистко-ленинской философии.

Известна также народная мудрость о том, что не боги горшки обжигают. В. Ленин со свойственным ему стремлением к новаторству развил ее до утверждения: «Управлять государством может и домохозяйка». Ограниченное по времени использование данного подхода возможно, при условии, если домохозяйка обладает диктаторскими полномочиями. На практике КПСС в государственном управлении и в научно-производственной сфере начиная с 30-х годов прошлого столетия опиралась на специалистов высшей квалификации. Поэтому, несмотря на ошибочность главных постулатов марксисткой философии, страна, понеся громадные потери, все же прошла тяжелейшие испытания, а социализм продержался более семи десятилетий. После революции 1991 года Россия взяла на вооружение ленинские принципы. К управлению страной был допущен Гайдар, средней руки журналист, и его коллеги. Дефолт 1998 года – закономерный результат их деятельности. Преемственность нынешней кадровой политики с событиями 90-х сохраняется. При этом она приобрела системность и более масштабные формы.

В стране назначаются: министром обороны - оптовый торговец мебелью, руководителем космического ведомства – журналист , министром промышленности – социолог, министром здравоохранения - финансист, министром энергетики – финансист, министром сельского хозяйства – банковский служащий, министром строительства – спортивный менеджер, руководителем крупнейшей строительной организации – тренер по борьбе, руководителем корпорации мирового масштаба по добыче и переработке нефти - переводчик, председателем Совета директоров крупнейшей газовой компании мира – специалист по сельскому хозяйству, руководителем крупнейшей железнодорожной компании мира – генерал ФСБ, губернаторами – преимущественно воспитанники силовых структур. В СССР широко практиковалась ротация кадров. Лучшие работники промышленности выдвигались с ростом в государственные и партийные органы и, наоборот, их представители направлялись на самые сложные участки промышленности. В настоящее время из-за громадного уровня зарплаты в ведущих корпорациях переход их топ менеджеров в госструктуры стал невозможен. Госведомства перетасовывают кадры между собой. На высшем государственном уровне понятие «специалист» перестало существовать. Издержки подобной политики наглядны, они не позволяют рассчитывать на вхождение в группу мировых лидеров в сфере технического прогресса. Локальные успехи, например, в области совершенствования вооружения, могут временно иметь место за счет значительной концентрации усилий государства, но при общем отставании промышленности они будут сопровождаться большими затратами. Отсутствие должного внимания наращиванию масштабов гражданских отраслей промышленности, в первую очередь за счет технического прогресса, обрекает страну на стагнацию и падение ВВП, обнищание населения связанного с кризисными отраслями. Социальная нестабильность становится неизбежной.

К сожалению, приведенная кадровая политика закрепляется в широко разрекламированных программах подготовки резерва кадров. В конкурсах на включение в резерв кадров для государственного аппарата практически не участвуют руководители среднего звена из крупнейших производственных и научных корпораций. Восторг его организаторов вызывают способности молодых людей, добившихся успехов в малом бизнесе (пекарни, предприятия сферы услуг, торговля, коммунальное хозяйство , муниципальные органы власти и др.) Закономерными на этом фоне звучат предложения Г. Грефа о ликвидации математических школ, отказе от экзаменов. На многие годы вперед формируется новая глобальная, социальная спираль. Ведущая в прошлом в мировой науке и производстве страна меняет мировоззрение. Произошедшее в последние 30 лет разорение науки и многих отраслей обрабатывающей промышленности привело к коренному изменению системы выдвижения кадров на высшие государственные посты и в ведущие корпорации. Новые назначенцы вследствие своей технической неподготовленности усиливают политику уничтожения научно-производственного потенциала в гражданских отраслях. В военной области мы вынуждены наблюдать значительное число аварий в сфере новых разработок. Динамика разорения науки наглядно просматривается по деградации научных организаций нефтегазовой отрасли. Но это тот случай, когда наука умерла, а отрасль процветает. В большинстве других отраслей отрасль деградирует вместе с наукой. Достаточно убедительно это просматривается по данным легкой промышленности. В 1990 году в ней работало 1150 тыс. человек, в 2011 – 377 тыс. человек, в 2019 – 300 тыс. человек. Соответственно снизился объем производства, импорт приблизился к объемам потребления. Этот процесс продолжается, так как зарплата работников легкой промышленности – 21 тыс. руб. / месяц в 2 раза ниже средней по стране и в 6 раз ниже уровня зарплаты в нефтегазовой отрасли. Еще более тяжелая участь постигла отрасль химических волокон. В 1990 году число работающих составляло 210 тыс. человек, в 2019 – 20 тыс. человек. 90% перерабатываемых в ткани химических волокон - импорт. При этом его хватает только на обеспечение первоочередных нужд – изготовление формы для силовых структур.

В серии статей мною указывались причины и этапы формирования этой трагедии, предлагались конкретные меры по выходу из кризиса. Однако предложения не могут быть приняты действующим Правительством. И причина не только в иной профессиональной ориентации его членов. Произошедшие за 30 лет сдвиги на рынке труда приобрели столь громадные масштабы, что возвращение его в прежнее состояние невозможно. При этом не только у Правительства, но и у наиболее активной части элиты не хватает интеллекта для того, чтобы выработать предложения по новой структуре рынка труда. Она должна иметь преемственность со сложившейся, но одновременно позволить выйти на ускоренные темпы роста ВВП, соответствующие громадной стоимости извлекаемых страной из недр природных ресурсов. Некоторые идеологи могут сказать, что предложения по новой структуре рынка труда нет смысла разрабатывать, пока не будут определены пути трансформации сложившейся тупиковой системы экономики. Полагаю, что поиск выхода из кризиса может идти параллельно по обоим направлениям. Успех в одном будет генерировать прогресс в смежном направлении.

 По факту в возникшей сложной ситуации грамотные решения подменяются управленческими судорогами, очень похожими на действия М. Горбачева в конце 90-х. годов прошлого столетия. В связи с дефицитом кадров в суете принимается закон о продлении пенсионного возраста и сразу же начинается обсуждение программы сокращения продолжительности рабочей недели. В условиях пятилетнего падения реальной заработной платы, стагнации ВВП, раздаются заверения о том, что сокращение рабочей недели должно осуществляться при сохранении размера заработной платы. Главная проблема состоит в том, что руководство страны, не осознавая всей бесперспективности сложившейся экономической системы , не понимает причин этого. Соответственно, не рассматривается вопрос , чем отличается рынок труда 2019 года от его состояния в 1990 году. Попробуем определить некоторые детали.

В 1990 году абсолютное большинство граждан СССР занималось производством материальных благ и предоставлением социально необходимых услуг. Трудились практически все, в трудовой книжке фиксировался каждый день трудового стажа ее владельца. Труд был интенсивен, но отличался низкой эффективностью. Причина - общественный строй тормозил технический прогресс и совершенствование организации труда. После 1991 года многие предприятия были разорены, сотрудники выброшены на улицу. При этом возникла достаточно значительная прослойка граждан с высокими доходами, не соответствующими их личному вкладу в национальное богатство. Они подобрали часть граждан потерявших работу, трудоустроили их домработницами, нянями, сторожами, садовниками, охранниками, шоферами. Большинство лиц этой категории, получая зарплату, не выплачивают налоги. При этом ни работодатель, ни работник не несут ответственности перед обществом и государством.

 Другая часть граждан нашла работу в торговых и торгово-развлекательных центрах, выросших по всей стране как грибы при нефтяных ценах в 115 долл./ баррель под дождем нефтедолларов. «Не долго музыка играла». Лидер этого процесса - французский концерн Ашан объявил о закрытии в 2019 году 30 магазинов в России. И это только начало.

В конце 90 – х. годов в связи с резким падением платежной дисциплины в промышленности и коммунальной сфере возник принципиально новый тип организаций, задачей которых стало «вышибание» из потребителя платы за потребленные энергоресурсы и услуги. О масштабах этой программы можно судить по Газпрому. Численность сотрудников его дочерней организации, занимающейся платежами за газ, составляет несколько десятков тысяч человек. Это своеобразная отраслевая армия исполнительных приставов. Организации с подобными функциями имеются также у энергетиков, коммунальщиков. В развитие этого процесса власть родила новые организации - управляющие компании. Но в значительном числе регионов они стали наиболее деятельными мошенниками по присвоению денег населения и поставщиков энергоресурсов.

Неплатежи многие оправдывают низким уровнем доходов населения. Практика показала, что это не корректно. Главная причина неплатежей носит политический характер. Неплатежи имеют громадные размеры и в Московской области и на Кавказе. В обстановке низкого доверия населения к органам власти многие руководители субъектов РФ ослаблением требовательности по вопросам коммунальных платежей пытаются скрыть некомпетентность, укрепить свой авторитет у населения в преддверии очередных выборов. Отраслевые приставы становятся в значительной степени высокооплачиваемыми тунеядцами. При этом пресса на примере дела господина Арашукова указывает, что отдельные из них даже на самом высоком уровне перерождаются в организаторов преступных группировок.

При советской власти кредиты Сбербанка выдавались промышленным клиентам под 2% годовых, в период после 1991 года этот показатель многократно возрос. Еще совсем недавно малый бизнес был вынужден занимать деньги под 15 – 18 % годовых. Подобная синекура привела к созданию громадного числа банков. За период с 1991 по 2019 годы число банков лишенных лицензии превысило 2685 ед. На компенсацию воровства в банковской сфере государство только за период 2013 – 2016 годы потратило 70 млрд. долл. В этот же период произошло многократное возрастание численности банковских служащих. Наряду с ними в финансовом секторе появилась принципиально новая категория сотрудников – биржевиков, брокеров и др. Они в основном были найдены среди безработных выпускников лучших технических вузов страны: МФТИ, МАИ, МИФИ и др. Армии банковских служащих и финансистов потребовались комфортные рабочие места, новые офисы. В решении данной задачи были задействованы сотни тысяч строителей. Возникли шедевры градостроения типа Москва – Сити, здания. С одной стороны они восхищают инженерной смелостью иностранных проектов, с другой – российской расточительностью. По состоянию на 2019 год общая площадь помещений составила 5600 тыс. кв. м. При норме на одного служащего в 15 кв. м. в них можно разместить 373 тыс. сотрудников. Но введенные площади в значительной части пустуют. Закрытию и реконструкции под эти же цели подверглось большинство фабрик и заводов Москвы и многих областных центров. После ее завершения строителей сменили уборщики помещений, сантехники , электрики, охранники.

За прошедшие 30 лет рыночная экономика России в большинстве наиболее значимых отраслей не сформировала главный инструмент повышения эффективности – конкуренцию. При этом политический вес руководителей ведущих корпораций, их влияние на Президента страны на порядок превышают возможности руководителей министерств, в обязанности которых входит контроль за эффективностью работы отраслей. Независимость корпораций повлекла за собой громадный и необоснованный рост численности сотрудников и уровня их зарплаты. Потребовались новые офисные площади и дополнительный персонал по их обслуживанию. Мингазпром СССР, имеющий до 1991 года скромное пятиэтажное здание на 2 – ой Строительной улице, после превращения в Газпром построил себе громадное количество высотных офисов в Москве и сейчас клонирует их в Санкт Петербурге.

Мировой технический прогресс последние два десятилетия продолжал развиваться стремительными темпами. России не удалось в него включиться в сфере производства, но в части потребления его новых видов продукции мы преуспели. Абсолютное большинство жителей страны « от мала до велика» получило по импортному телефону. Возникла масштабная сеть отделений по их продаже, обслуживанию, ремонту. Итоги этой компании не однозначны. С одной стороны бизнес получил оперативную связь, с другой граждане, в том числе дети, инструмент деформации интересов и психики.

Достаточно широкое развитие конкуренции в отдельных отраслях промышленности и торговле вызвало потребность в организации рекламных компаний. Возникла новая сфера услуг, в которой сегодня задействованы десятки тысяч сотрудников, громадное количество теле и радиостанций, интернет и СМИ. В отличие от всего развитого мира значительная часть рекламных щитов размещена вдоль автомагистралей. На них ежегодно прерывается жизнь 30 тыс. граждан, но МВД не связывает эти явления.

Стремительный переход к рыночной экономике при полном отсутствии на первых порах нормативной базы и ее дефиците в настоящее время привел к многократному числу хозяйственных споров, мошенничеств, преступлений. Для их разрешения потребовалось создание армии следователей, налоговиков, юристов, судей, адвокатов, прокуроров, судебных исполнительных приставов. Каждая категория получила значимый статус, ведомственную форму и день профессионального праздника. Страна забыла когда празднуются дни нефтяника, металлурга, машиностроителя, химика. У большинства граждан на слуху день таможенника, налоговика, полицейского, прокурора и т. д. Эти специальности приобрели особую популярность у молодежи. Многие ВУЗы, закрыв технические, создали кафедры по юриспруденции, создаются школы с обучением по данному направлению.

Изучение ситуации показывает, что при формировании рыночной экономики Россия слепо копировала рынок труда ведущих стран ЕС и США. Идеологи этих стран несколько десятилетий назад посчитали, что они достигли максимально высокого уровня технического развития и перешли в стадию , которую принято называть постиндустриальным обществом. Согласно их концепции в целях усиления своего доминирования в мире страны – лидеры должны освободить свою экономику, территорию от производственных мощностей по выпуску серийной, крупнотоннажной продукции. Они должны передать на коммерческой основе технологии, оборудование, модели, дизайн готовой продукции в сочетании с финансовыми ресурсами в развивающиеся страны. Новые местные предприятия страны -партнера, соединив прогрессивные технологии с дешевой рабочей силой, должны обеспечить существенное снижение издержек производства. Часть сверхдоходов должна достаться стране – партнеру и его гражданам, часть - поставщику новых технологий и оборудования, который через налоги поделиться ими с государством – лидером. При этом значительную часть своих доходов развивающееся государство, в целях сохранения их номинальной стоимости, должно направить на приобретение облигаций государства – лидера. Дополнительно к этому развивающееся государство должно поставить по низким ценам государству – лидеру товары народного потребления и необходимое количество наиболее технологичных полуфабрикатов. Низкие цены ТНП будут способствовать росту благосостояния граждан государства – лидера. Фирмы государства – лидера на основе собственных и полученных полуфабрикатов продолжают процесс совершенствования технологий и оборудования. Технологии нового поколения передаются на коммерческой основе в развивающиеся страны для технического перевооружения ранее созданных совместных предприятий. Необходимо отметить, что эта идеология имеет глубокие корни. Еще в начале 20 века апологеты капитализма (Каутский, Бернштейн), определяя меры по продлению его существования в условиях надвигающейся социалистической революции, наметили пути превращения Китая в «мировую фабрику». Их концепция долго не получала масштабного воплощения, пока американские политики не увидели необходимости превращения социалистического Китая в противника гегемона мирового социализма - СССР. За последние 40 лет этот процесс, под названием «глобализм» стал доминирующим направлением развития мировой экономики. В этом процессе сработали положительные черты капитализма. Конвейер глобализма перенес конкурентную борьбу с национальных рынков на единый мировой. Сформировалась ожесточенная конкуренции между ведущими концернами мира. Фирмы ЕС, Японии, США, создавая непрерывно новые проекты для развивающихся стран , повышали квалификацию и укрепляли позиции мирового лидерства в своих областях техники. Именно на этих условиях США и ведущие страны ЕС стали получателями громадного количества простой и дешевой продукции. На рынках труда этих стран существенно возрос спрос на профессии более высокого интеллектуального уровня. За счет этого странам - лидерам в течение достаточно продолжительного периода удавалось сохранять и даже наращивать заработную плату населения, уровень которой сегодня в пять и более раз выше российской. В нашей стране ситуация иная. Мы воспользовались результатами научно – технических прогресса, реализованных ведущими державами мира в странах АТР. Купили у них по низким ценам продукцию в период, когда в этих странах зарплата существенно отставала от нашей. То есть из большого набора взаимовыгодных операций сотрудничества страна – лидер / страна - партнер мы выхватили всего лишь одну – приобретение по низким ценам товаров народного потребления. Заплатили за них не новыми технологиями, а нефтью, газом, углем. Дешевый импорт вызвал техническую деградацию многих отраслей нашей экономики, далее она распространилась на кадры. Соответственно, изменились структура и характер рынка труда. Но развивающиеся страны не стояли на месте. По оценкам размер ВВП, приходящегося на одного гражданина в Китае, в настоящее время выше данного показателя по России. Импорт многих видов продукции из данной страны становится экономически невыгодным. Индонезия, когда то малоизвестная для нас страна, по размеру ВВП, в том числе в расчете на одного гражданина, может обойти Россию. По абсолютному большинству позиций гражданского назначения мы не можем дать Китаю и другим партнерам из развивающихся стран финансов, конкурентоспособных технологий и оборудования. Мы потеряли в этой сфере способность создавать крупные установки. У нас есть единственный товар - природные ресурсы. Только его мы можем обменивать на встречную продукцию. Но указанные страны имеют и другие источники поставки природных ресурсов. Условия их приобретения у нас становятся с каждым годом все жестче. Примерами этого являются контракты с Китаем на поставку нефти и газа. Объем поставок нефти и газа стагнирует. Выручки становится недостаточно для обеспечения нашего развития. При этом цены на данный товар очень изменчивы и потому характер этого обмена очень нестабилен. В подобных условиях продолжение практики разорения своей промышленности путем приобретения продукции из стран АТР за топливо носит крайне негативный характер, оно обрекает страну на дальнейшее техническое отставание, стагнацию роста ВВП, которая неизбежно при каждом кризисе вызывает его обвал. Итогом становится снижение жизненного уровня населения.

Сокращение доли России в мировом ВВП, отсутствие способности по налаживанию взаимовыгодного сотрудничества с сопредельными странами путем передачи технологий в гражданской области порождает новую группу негативных явлений. Во-первых, Россия вынуждена в чрезмерных масштабах использовать поставки углеводородного сырья в качестве инструмента укрепления политического влияния. Это вызывает протест наших ближайших соседей, необходимость громадных инвестиций в новую инфраструктуру без должной экономической отдачи. Проблемы подобного рода были описаны мною в ряде предыдущих публикаций. Во вторых , страна, исходя из сложной внутренней экономической ситуации в условиях громадного социального расслоения, конфликтной внешнеполитической обстановки, вынуждена направлять значительные усилия на укрепление всех категорий своих силовых структур. По оценкам общее число сотрудников силовых структур превышает 5 млн. человек. К сожалению, не удалось найти информацию о сравнении этой цифры с данными 1990 года. Но есть факты существенного роста численности отдельных организаций. Численность Вооруженных Сил России превышает 1885тыс. чел. Ранее обязанности по гражданской обороне и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций лежали на армии. После 1991 года было создано специализированное министерство. По замыслу оно должно было усилением профилактической работы существенно снизить уровень аварийности. Сегодня в МЧС России служат 292 тыс. человек. Масштабы наводнений, пожаров, техногенных катастроф настолько возросли, что руководство страны вынуждено в помощь МЧС направлять большое количество армейских подразделений. Численность МВД составляет 895 тыс. человек, она уменьшилась после передачи Внутренних войск во вновь созданную структуру Росгвардию. Через год после « рождения» в мае 2017 года численность Росгвардии в два раза превысила численность внутренних войск МВД и достигла 340 тыс. человек. В дополнение к указанным структурам в стране имеется Федеральная служба исполнения наказаний. Ее численность превышает 225 тыс. человек. Число заключенных в стране составляет 568 тыс. человек. С учетом того, что охрана исправительных учреждений осуществляется Росгвардией, складывается ситуация, согласно которой одного заключенного «обслуживает» один сотрудник силовых структур. Такого соотношения не было даже в самых престижных санаториях ЦК КПСС. Наряду с указанными структурами в стране существуют подразделения ведомственной охраны. В составе данной службы Минэнерго числится 18, 5 тыс. человек. Крупные подразделения вневедомственной охраны имеются у РЖД, Минфина, Минсельхоза, г. Москвы. При этом все ведущие компании имеют дочерние предприятия, которые выполняют охранные функции. Данные по их численности в СМИ отсутствуют, данные по зарплате показывают, что корпорации щедрее государства. Коржаков, бывший начальник охраны Б. Ельцина, сообщал, что 9-е Главное Управление КГБ СССР – в 1991 году имело численность 13тыс. человек, Федеральная служба охраны России на сентябрь 2016 года насчитывала 50 тыс. сотрудников. В стране имеется фельдегерская служба с численностью 4028 человек. Странно иметь подобную численность при современном уровне средств информатики. Для профилактики и выявления преступлений по выводу из страны валюты в 90-е годы была создана специальная служба Росфинмониторинг, результаты ее работы наглядны. За период с 2008 по 2015 годы чистый вывоз капитала из страны составил 627 млрд. долл.

 Отдельные источники указывают, что численность пограничных служб приближается к 100 тыс. человек, данные по численности ФСБ, СВР в СМИ отсутствуют. Необходимо отметить, что все указанные выше структуры укомплектованы гражданами, имеющими прекрасное здоровье, с хорошим пониманием чувства долга, роли дисциплины. В своей сфере деятельности они имеют высокую техническую квалификацию. Можно было бы порадоваться за страну, если бы в голове постоянно не присутствовал вопрос «Насколько обосновано отвлечение столь большого количества специалистов из сферы материального производства». Кто и когда пытался сделать объективное сравнение с другими странами. В СМИ приводились робкие попытки А. Кудрина обратить на это внимание. Но они растворились в потоке информации. В памяти встает конец 50-х годов прошлого столетия. Тогда Н. Хрущев двумя решениями сократил численность армии на величину близкую к 1 млн. человек. Много было прогнозов о будущих катастрофах. Большому числу строевых офицеров пришлось осваивать гражданские профессии. Обороноспособность государства не пострадала, при этом оно смогла осуществить ряд стратегических программ в экономике. О том, что страна сегодня не может содержать столь громадное количество силовиков, достаточно убедительно говорит тот факт, что уровень их зарплаты ниже среднего по стране. Больно было слышать на телевизионной встрече Президента заявление сотрудника МЧС России из Калининграда, члена боевого расчета пожарной машины, что он регулярно рискует жизнью за 10 тыс. руб./ месяц. Не могло его успокоить и заверение Президента, о том, что подготовлено решение об увеличении зарплаты в 2 раза. Силовые структуры это опора власти. Но они выполняют свои функции только при наличии определенных привилегий в сравнении с другими гражданами. Если эти привилегии отсутствуют ситуация приобретает обратный характер. Большая численность при этом формирует значительные риски для власти.

Громадные средства наше государство расходует на содержание аппарата чиновников. Несмотря на все принимаемые решения по его сокращению его численность остается чрезмерной. По данным СМИ ее общая величина превышает показатели СССР. На 1000 человек, занятых в экономике в СССР приходилось 7, 3 чиновника, в США в последние годы приходится 13, 7 чиновников, в Германии – 11, 7, во Франции - 11, 4 , тогда как в России - 20, 4. Пресса пишет, что число налоговиков в России превышает показатели США в 5 раз. При этом главным доводами руководства страны против внедрения прогрессивного налога, являются опасения вывода в тень доходов их получателей. Расчеты показывают, что если бы показатели России соответствовали показателям Франции научно-производственная сфера страны могла быть пополнена 1млн. квалифицированных работников.

Рост численности граждан изолированных от научно - производственной сферы , их сосредоточение в организациях финансируемых за ее счет сопровождался возрастанием коррупции и воровства до масштабов , которые ранее трудно было представить. Усиление контроля подстегнул этот процесс. Он стал избыточным в силу чрезмерной численности контролеров, превращения его в инструмент наживы, формирования на этой основе чувства кастовой безнаказанности. Значительная часть населения страны разделилась на две условные категории: разбойников и сыщиков. При этом широкое распространение в обеих средах получили ротация и совмещение «профессий». За 20 лет после вступления в должности нынешних руководителей государства, профессиональных юристов, выросли бизнесмены, банкиры, министры, высшие офицеры и генералы ФСБ и МВД, губернаторы и вице губернаторы, многие из которых были уличены в воровстве десятков, а отдельные сотен млрд. рублей.

 При этом созданная по образцу ведущих стран мира система демократических выборов стала защитницей интересов перечисленных в данной статье общественных групп. Большинство из них являются сторонниками власти. Их голоса, вследствие значительного количества, оказывают решающее влияние на результаты голосования, сохранение характера их деятельности и её результатов. Последние выборы по Москве, на которых только 17% граждан  приняли участие в голосовании, стали достаточно убедительным подтверждением этого. Вопрос: «С кем будем выполнять майские Указы Президента 2018 года?» остается открытым.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
16 сентября 2019 в 11:59

Так потому не интересны ни выборы, ни здешние авторы (или автор?), что не предлагается на выборах или авторами честный взгляд на жизнь.
См. Обращение к блогерам, авторам, экспертам и руководителям газеты Завтра по факту гибели капитализма в 1976 г. http://zavtra.ru/blogs/obrashenie_k_blogeram_avtoram_ekspertam_i_rukovoditelyam_gazeti_zavtra_po_faktu_gibeli_kapitalizma_v_1976_g_
См. НАВСРЕЧУ ОЧЕРЕДНЫМ ВЫБОРАМ. http://zavtra.ru/blogs/navsrechu_ocherednim_viboram