Сообщество «Учебный космос России» 22:15 14 января 2020

К юбилею МГУ. Неожиданные страницы. Драматург, философ, космист Сухово-Кобылин.

Памятный альманах к юбилею МГУ (составитель Е.С. Шахова). Московско-Троицкий дистанционный университет Знаний.

К ЮБИЛЕЮ МГУ. НЕОЖИДАННЫЕ СТРАНИЦЫ.

ДРАМАТУРГ, ФИЛОСОФ, КОСМИСТ СУХОВО-КОБЫЛИН.

Пушкинскую укоризну о соотечественниках (мол, ленивы и нелюбопытны) любят повторять; но извлечён ли нравственно-духовный урок потомками гения – вот вопрос… Остаются безответными призывы страноведов, регионоведов, краеведов к Минкульту, Минпросу, префектурам, губернским «столоначальникам» отметить тот или иной светло-печальный юбилей… Появился бюрократически-глобальный термин «в пределах компетенции»; к нему прибегают чиновники, сочиняя «отписки»…

Вот и сейчас недоумение: почему бы не отметить 200-летие классика мировой драматургии, выдающегося философа-космиста Сухово-Кобылина?..

ИЗ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИХ СТАТЕЙ

Сухово-Кобылин родился в богатой дворянской семье в селе Воскресенское (Поповка) Подольского уезда, Московской губернии (ныне — поселок Птичное, Троицкий административный округ города Москвы). Лучшие дни своей молодости он провёл в этой деревне.

В 1834 году в шестнадцатилетнем возрасте Александр Васильевич Сухово-Кобылин поступил на физико-математическое отделение философского факультета Московского университета. Он изучает математику, физику, химию, астрономию, минералогию, ботанику, зоологию, сельское хозяйство и философию, которую потом изучал в Гейдельберге и Берлине. Получает золотую и серебряную медали за предоставление на конкурс сочинения (одно математическое «О равновесии гибкой линии с приложением к цепным мостам», другое — гуманитарного характера).

В доме отца, ветерана войны 1812 года, постоянно бывали молодые профессора Московского университета — Надеждин, Погодин, Максимович, Морошкин и другие, дававшие уроки его сестре, известной впоследствии писательнице Евгении Тур (графиня Салиас-де-Турнемир).

В 1830-х годах Сухово-Кобылин учился в Московском университете на физико-математическом отделении (окончил в 1838 году) и пристрастился к философии, которую изучал в Гейдельберге и Берлине.

«Два экстрема социологии как философии общества суть: человеческое

стадо, как починная и низшая ступень человеческого общества, и концепция

преподобного Августина , т. е. Civitas Dei - Божия община, как другая

высочайшая ступень. Эти две крайности суть почин и конец всемирного

человеческого процесса; почин как дикое состояние человечества, или

человеческое стадо, а конец как божественная община, т. е. как абсолютный

момент, ближение этого поступания, или ряда, к абсолютному Духу.

Спекулятивная социология указывает нам это поступание в полноте и

установляет три момента истории человечества по форме занимаемого им

пространства. Три эти момента следующие:

а) Первый момент - есть теллурическое или земное человечество,

заключенное в тесных границах нами обитаемого земного шара.

б) Второй момент - солярное человечество, т. е. то, которое является

как всекупота обитателей нашей Солнечной системы.

в) Третий момент - сидерическое, или всемирное, человечество, т. е.

вся тотальность миров, человечеством обитаемых во всей бесконечности

Вселенной.

Изложение процессования этого всемирного человечества и составляет

науку спекулятивной философии».

А. В. СУХОВО-КОБЫЛИН. «Первый набросок социологии как философии истории в его

трехмоментном теллурическом человечестве, солярном и сидерическом

(из архивных публикаций ЦГИА)

«УЧЕНИЕ ВСЕМИРА» А.В. СУХОВО-КОБЫЛИНА

как источник «ПИРАМИДЫ» Л.М. ЛЕОНОВА.

«Надо иметь в виду, что в этом всемирно-историческом процессе

абсолютно-свободная человеческая личность является третьим и высшим

моментом, т. е. сидерическим человечеством, которое и есть цель и сключение

(смыкание, соединение (архаичн. – В.Ш.). всего движения, и что с орды или "толпы диких",

с человеческого стада начинается этот социологический ряд, т. е. поступание

человеческого общества, поступание, которое и есть процесс одухотворения человечества,

и что лишь в бесконечности одухотворение это заканчивается главенством божественного

разума, т. е. Царствием Божиим, Civitas Dei» (рукопись ЦГИА).

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

В нескольких своих публикациях я воссоздавал подробности встреч с Леонидом Максимовичем

Леоновым, с известными леоноведами (Ф.Х. Власов, В.А. Ковалев, П.Ф. Юшин, С.И. Шешуков,

Н.А. Грознова,А.И. Метченко, А.А.Мигунов, А.В. Кулинич, В.А. Лазарев, А.А. Журавлева,

А.А. Поликанов, Л.М. Крупчанов,Л.П. Егорова, И.В. Рыбинцев, В.В. Коржан).

Особенно врезался в память ответ Л.М. Леонова на мой вопрос: кто из русских писателей

и мыслителей ближе к его творческой индивидуальности, чей опыт наиболее «близок» автору

«Русского леса», «Дороги на Океан». Леонид Максимович назвал ТРИ ИМЕНИ, КАК-ТО: БУНИН,

СУХОВО-КОБЫЛИН И ЛЕВИТОВ.

…СУХОВО-КОБЫЛИН… Классик-даматург. Незаурядный мыслитель-философ… СУХОВО-КОБЫЛИН В

КРУГЕ ЧТЕНИЯ Леонида Леонова…

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

«Философия человечества» А.В. Сухово-Кобылина.

«Поступание человечества, т. е. процессование человечества к Богу,

выражается трехмоментным поступанием человечества или его трехмоментным

рядом. Моменты этого нормального ряда суть:

а) Непосредственный, чувственный человек или дикий человек,

человек-зверь, антропофаг, пожиратель самого себя, человек-дьявол,

дьявольский человек.

б) Обыденный, конечный, эмпирический, антиспекулятивный, рассудочный

человек, тот человек, которого мы имеем в эмпирическом знании, ибо надо

заметить, что эмпирическое или рассудочное знание стоит в противуположении

с логическим, или разумозрительным, знанием, а потому эмпирик есть

существенно атеист, а разумозрительный человек есть существенно

философ-деист. Эмпирик есть суевер, а философ есть богослов, это и дает нам

в) третий момент человечества: воплощенный абсолютный дух. Гегелева

апофтегма (От лат. evolutio. Развивается, развертывается, переходит). достигает

своей истинной формы и принимает такой вид:

логическое эвольвирует От лат. evolutio.) Развивается, развертывается,

переходит. в природу, а природа инвольвирует (От лат. involutio. Свертывается,

"свивается", исходит), исходит в теллурического человека, а человек исходит

в абсолют, или

сидерическое человечество».

Трактуя логическую будущность человечества в бесконечных периодах

времени, мы можем будущность эту понимать только в ее логической или

теоретической форме; причем органическую форму принуждены игнорировать и

лишь в отдаленном будущем предполагать себя - свое потомство - способным ее

усмотреть. 24 ноября 1901 г.».

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

ВНАЧАЛЕ БЫЛО - В А С И Л Ь Е В С К О Е…

«Ничего не жаль, была бы жива держава…»

…Одно из авторитетнейших документально-мемуарных свидетельств о сухово-кобылинском Васильевском – записки ЮРИЯ АЛЕКСЕЕВИЧА БАХРУШИНА (1896 -1973), сына АЛЕКСЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА БАХРУШИНА (1865 - 1929), основателя всемирно известного частного театрально-художественного музея (носящего имя этого замечательного мецената и благотворителя). Алексей Александрович был страстным собирателем старины.

БАХРУШИНЫ – почтеннейшая династия, происходившая из касимовских татар, жившая (с конца ХУ1 столетия) в рязанско-московском ЗАРАЙСКЕ. Занимались они прасольством (скупали по деревням скот и гуртами перегоняли его в большие города).

Почтенны и почитаемы на Руси промышленники и купцы-благотворители, как то: Абрикосовы, Алексеевы, Баевы, Карзинкины, Лепешинские, Морозовы, Третьяковы. Среди оных – Бахрушины. «Щедрее Морозовых, богаче Третьяковых», - аттестовала их народная молва. Бахрушины жертвовали на благотворительность до 80 % своих доходов.

…Стараниями и капиталами Бахрушиных открыт был первый русский хоспис, первый в России детский дом семейного типа. Бахрушины учредили пять стипендий для студентов Московского университета и других российских вузов.

После обрушившихся на страну событий революции и гражданского противостояния одну из внучек Бахрушиных спросили, как же они теперь жить-то будут, почти без копейки денег? «Ничего не жаль, была бы жива держава»,- скромно и весомо ответила она.

Юрий Алексеевич Бахрушин в 1917 году служил в Петроградском Измайловском полку (подпоручик); затем воевал в Красной Армии.

«В трёх верстах от СТАРО-НИКОЛЬСКОГО было расположено сельцо ВОСКРЕСЕНКИ, принадлежавшее Саблиным. Имение было необитаемо. Небольшой скромный каменный дом начала Х1Х века, с крыльцом, подпертым двумя нелепыми бочкообразными колоннами, запущенный смешанный парк, маленькая церквушка на берегу реки – вот все незатейливые памятники старины этой усадьбы. Внутри барского дома – небольшие комнаты, не потерявшие еще своего обжитого вида, мебель середины прошлого века, какие-то картины – ничего особенного. При осмотре церквушки мое внимание привлекли два большие киота у самого входа. В них было расположено до сотни икон комнатного размера и единого, вполне грамотного письма, правда, несколько вольного, скорее на итальянское, нежели на русское. Я спросил о них священника.

- Это, видите ли, обет, - пояснил он, -ведь имение это в свое время принадлежало Александру Васильевичу Сухово-Кобылину. Здесь он бывал с Деманш и после ее убийства проживал, когда был под следствием. Вот он и дал обет написать эти иконы и выполнил его – хотел, видно, грех искупить».

О каком грехе идёт речь? Об убийстве или прелюбодеянии?..

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

«Летание» Сухово-Кобылина.

«Сила или мощь, энергия организма выражается в быстроте самодвижения

(автокинии). Самодвижение есть негация (отрицание) протяженности, пространства,

т. е. летание. Слабость организма или его бессилие перед пространством есть нелетание…

Починные, нижайшие организмы - обитатели воды; оный праорганизм лежит

недвижно в глубине океана. Пресмыкающиеся, т. е. низшие организмы суши,

ползают на брюхе, без ног и крыльев, по дну воздушного океана, по суше.

Ангелы, т. е. идеальные божественные люди, имеют своим отличием от

остальной низшей массы людей символ свободы - крылья. Эти крылатые люди и

суть высшие, совершеннейшие люди, а высочайший всемирный человек есть уже

бесконечная абсолютная легость, или абсолютная свобода передвижения, т. е.

абсолютная победа над пространством или протяженностью - нуль пространства,

точка, точечность, дух. Вся теория человечества и бесконечность его

развития, т. е. философия истории человечества, есть процесс его

освобождения от уз пространства, т. е., другими словами, его исхождение в

дух; результат одухотворения (субъективации) - идеальность, точечность.

История этого одухотворения есть история самодвижения, автокинии

человечества. Создание высочайшей "спекулятивной" механикой вагонного

движения (локомотива) значительнее создания велосипеда, летящей машины.

Все эти современные изобретения суть не иное что, как шаги,

совершаемые человечеством по пути его субъективизации, одухотворения.

Горизонтально летящий на велосипеде человек - это уже движущийся к форме

ангельской, высший человек. Через изобретение этих машин горизонтального

летания человек подвигнулся к лику ангельскому или к идеальному

человечеству. Всякому мыслящему существу понятно, что велосипед - это и

суть те механические крылья, почин или зерно будущих органических крыльев,

которыми человек несомненно порвет связующие его кандалы теллурического

мира и изойдет своими механическими изобретениями в окружающий его солярный

мир» (из рукописи фондов ЦГИА).

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

В О С К Р Е С Е Н С К О Е: ЗДЕСЬ РОДИЛСЯ

КЛАССИК МИРОВОЙ ДРАМАТУРГИИ

И РУССКИЙ ФИЛОСОФ-КОСМИСТ

Энциклопедический справочник констатирует: «Сухово-Кобылин родился в богатой дворянской семье в селе Воскресенское (Поповка) Подольского уезда, Московской губернии. Ныне это посёлок Птичье, Нарофоминского района, в 5 км от г. Троицк, Московской области. Лучшие дни своей молодости он провёл в этой деревне». Заметим, что это теперь – территория Большой Москвы.

Талант Сухово-Кобылина был высоко оценен крупнейшими мастерами слова. Александр Блок уважительно говорил о гении - предшественнике, «неожиданно и чудно соединившем в себе Островского с Лермонтовым».

Наряду с грибоедовским «Горем от ума», лермонтовским «Маскарадом», гоголевским «Ревизором», пьесами Островского и Чехова, трилогия Сухово Кобылина («Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина») вошла в золотой фонд мировой драматургии.

Герб Сухово-Кобылиных… В середине золотого щита в красном поле, окруженные лавровым венцом, изображены перпендикулярно два серебряных креста и под ними золотая корона. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянской на нем короной, на поверхности которой видно дерево дуб. Намет на щите красный, подложен золотом. Щит держат два льва, имеющие в лапах с правой стороны скипетр, а с левой державу в память того, что предки фамилии Сухово-Кобылиных были в Пруссии владетелями…

«У моего отца было подмосковное имение Кобылинка. Оно находилось по дороге между старой и новой Калужскими дорогами. Эта Каменка была известная дорога, хотя и не столбовая, но и не проселочная… …Итак, от Каменки влево – Воскресенское, отстоявшее от Москвы на 25 верст. Описать Воскресенское трудно. Оно осталось в моей памяти, как оазис в пустыне, как Эльдорадо, как блеск маленького земного райка. Попытаюсь описать его вам таким, каким, говорят, купил его мой отец в первый год своей женитьбы, таким, каким я помню это имение в мою молодость и детство. Въезжая в имение, вы ехали по широкому настоящему шоссе из щебня, устроенного моим отцом.

Направо… вырисовывалась при самом въезде старинная, белая, небольшая каменная церковь. За нею, отделяя ее от сада, находился зеленый овраг, и через него – мост из белого камня. За мостом с одной стороны – деревянный домик с зеленой крышей, больница, а с другой – березовая роща… Потом опять вниз, и по сыпучему песку скатишься к реке… По краю шли только метки. Круча была взаправду круча, и спрыгнуть с нее было небезопасно, несмотря на сыпучий песок. …Барский двор стоял на одном конце в глубине полукруглого двора. За ним тянулся Итальянский сад с липовыми аллеями, темными и сырыми, и с широкой аллеей перед самым домом посредине из берез к березовой роще. Березовая роща, как и весь остальной сад, примыкала к реке. За Итальянским садом направо раскинулся великолепный, веселый, роскошный Английский сад, с огромным лугом и довольно большим длинным прудом посредине. Различные деревья украшали его; на краю сада – огромный серебристый затон, на котором была поставлена зеленая скамья. Вообще скамей было вдоволь. Мать моя любила Английский сад, и с особой любовью занималась им. Он примыкал одною стороною к речке, другою – к оврагу, отделявшему церковь, шедшему к Итальянскому саду и к Воскресенской Швейцарии. С другой, левой, стороны Итальянского сада находились оранжереи, теплицы и грунты: им не было числа. Я забыла гордость моей матери. У ней поспевали вишни в марте, персики в феврале, ананас в январе… у ней цвели все растения Юга, громадные кактусы (cactus grandiflora), пионные деревья, магнолии величиною с небольшую березу и злаки всех пород; словом, в её теплицах нашлись бы все редкие растения любого ботанического сада. Всякий подумает, какое надо состояние, чтобы содержать и развивать всё это при русском климате, но в то время думалось иначе:»У меня садовники свои, - говаривала мать моя, - жилицы заняты нашим лесом, а в феврале, к Пасхе я продам Слоеву (известному московскому купцу – В.Ш.) на верные тысячи рублей и больше… Тысячи не безделица, а мы продаем только лишние фрукты и оставляем для себя вволю персиков и вишен, и земляники. Бывало, позовут в кабинет отца, а там на столе в горшках цветочных сложены в охапки-пирамидки персики, абрикосы и в зеленых перьях земляка. Он вынимал ее по ягодке, тер сам и одаривал нас поочереди…»

……………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Теги события:

1.0x