Розничная сеть "Магнит" объявила о намерении купить сеть "Дикси", а "Лента" – "Биллы".
В постковидной экономике России крупнейшей социально-экономической проблемой стала инфляция, особенно продовольственная. В нашей статье «Избыточный ритейл» одним из ключевых факторов инфляции было названо поведение крупных торговых сетей. Количество магазинов крупных сетей увеличилось в 2-3 раза за десятилетие 2010-х годов, при этом доходы и расходы населения стагнируют, то же количество покупателей распределяется на удвоенное количество магазинов, и торговые сети закладывают свои издержки в опережающий рост цен.
Это ясно видно из презентации для инвесторов "Магнита" по результатам I квартала 2021 года, где показаны падение трафика на 9,4% и рост среднего чека на 14,9% (по сравнению с I кварталом 2020 года). Именно опережающий рост цен позволил "Магниту" восстановить после провала ещё доковидного 2019 года продажи на квадратный метр (202-193-206 тыс. руб. на метр) и чистую прибыль (33,6-17,1-37,8 млрд руб.) по данным за 2018-2019-2020 годы.
Российская продовольственная розница быстро движется к доминирующему положению буквально нескольких торговых сетей с общей бизнес-моделью. Крупнейшими продовольственными сетями в России являются X5-Пятерочка с долей рынка 13%, "Магнит" – 11%, "Дикси" – 7%, "Лента" – 3%, "Ашан" – 2% (по данным отчета X5 за I квартал). Эти данные лукаво занижают концентрацию рынка, чтобы не вызывать претензий у государственных органов и вселять в инвесторов уверенность в дальнейшем росте доли рынка. Занижение происходит за счет данных по России в целом, включая большое количество малых населенных пунктов и отдаленных регионов, где сетям работать не выгодно. А в крупных городах европейской части России эти сети превратились в олигополию - независимых магазинов и местных сетей осталось очень мало.
В отличие от X5-Пятерочки и "Магнита", "Дикси" является загадочной компанией, мало раскрывающей информацию о своей деятельности. На сайте "Дикси" в разделе "Инвесторам" размещены годовые отчеты за 2017 год, а квартальные – только за I квартал 2019 года. Консолидированной отчетности в открытых источниках нет ни за 2019, ни за 2020 год. Здравомыслящие инвесторы с недоверием относятся к компаниям с такими секретами, предполагая «скелеты в шкафу». Красноречивы заголовок статьи на сайте Forbes по рассматриваемой сделке: «Притяженья больше нет: зачем владельцы "Дикси" продают сеть "Магниту"», а также указание по тексту статьи о проблемах "Дикси", начиная с кризиса 2014 года и ухода компании из-за этого с биржи. На сайте BFM.RU выложено мнение одного из аналитиков (Максим Тищенко), что «"Дикси" в текущий момент себя наихудшим образом чувствует на рынке, сеть ждет не очень радужное будущее».
Интересно, что наличие американцев среди доминирующих акционеров "Магнита" за последний квартал также стало скрываться, хотя во время написания январской статьи «Избыточный ритейл» такая информация была в отчётах для рядовых инвесторов на сайте самого "Магнита". По мотивам той статьи и доминирования американцев депутаты от "Справедливой России" на парламентском часе задавали вопрос министру экономического развития М.Г. Решетникову. Во время написания данной статьи крупнейшим акционером "Магнита" уже преподносится государственный банк ВТБ с долей 17,3% и ВТБ Капитал с долей 8%, а 64% акций как бы находятся в свободном обращении без раскрытия названий инвесторов. Только вот в Ежеквартальном отчете эмитента за I квартал 2021 года, который "Магнит" предоставил в Банк России, на 127-й странице указывается среди акционеров один из крупнейших американских банков JP Morgan Chase Bank с долей акций 28% и американская же компания Dodge c долей акций 5%. Более того, из 11 членов Совета директоров "Магнита" пять являются иностранцами, включая председателя Совета директоров и Председателя правления, ещё трое с российскими фамилиями по данным их же резюме десятилетиями работали в Лондоне.
Получается политически скверная история, что, несмотря на ужесточающиеся санкции со стороны США, одна из двух крупнейших продовольственных сетей России не просто продолжает управляться американцами, но и объявляет о покупке третьей сети и становится однозначно доминирующей на российском рынке. Среди профессионалов много лет назад была устойчивой версия о том, что "Магнит" выращивался на продажу американской Walmart (занимает 26% американского рынка). В пользу этой версии говорят похожие маркетинговые приемы компаний, форматы и оформление магазинов "Магнита" и Walmart. Государственный ВТБ появился среди акционеров "Магнита" уже после того, как американцы стали крупнейшими акционерами с суммарной долей 33% и с доминированием в руководстве, чтобы хоть как-то попытаться уравновесить американское влияние.
В объявленной сделке "Магнит" десятикратно переплачивает за "Дикси", что ясно видно из оценки альтернативной стоимости открытия магазинов в арендованных помещениях. В анонсе о покупке "Магнитом" "Дикси" указана сумма сделки в 93 млрд руб. за счет кредитной линии, то есть по 52 млн руб. в расчете на один из 1787 малоформатных магазинов. Магазины в основном находятся в аренде, с товарами на реализации и владеют лишь торговым оборудованием. В Интернете на профильных сайтах можно легко найти информацию о стоимости франшизы "Магнита" или другой крупной сети, о типичных капитальных вложениях в оборудование магазинов. По франшизе "Магнита" первоначальные инвестиции в оборудование магазина даны в 5 млн руб., "Пятерочки" - от 8 до 22 млн руб., "Вкусвилла" - от 2 до 3 млн руб.
В открытых источниках трудно найти информацию о банках-кредиторах "Магнита", но есть некоторые подсказки о государственных банках. Долг "Магнита" по кредитам и займам составляет 166 млрд руб. на конец 2020 года, плюс 220 млрд руб. текущей кредиторской задолженности. Для погашения только имеющихся кредитов "Магниту" необходимо 4,5 года при инфляционно завышенной прибыли 2020 года и 10 лет при прибыли провального 2019 года. На покупку же "Дикси" анонсировано еще 93 млрд руб. кредитов, и вряд ли какой-либо из частных банков будет готов выделить такие огромные деньги. Ещё до покупки акций "Магнита" в 2018 году ВТБ был крупнейшим банком-кредитором "Магнита", в сообщениях о выпусках облигаций "Магнита" упоминается Газпромбанк как организатор выпусков, были сообщения о соглашениях о сотрудничестве "Магнита" с Россельхозбанком и Корпорацией МСП (развития малого и среднего предпринимательства). Соглашение с последней по чистому совпадению (!?) опубликовано 18 мая в день новости о покупке "Магнитом" "Дикси".
Акции "Магнита" не очень хорошо торгуются на бирже в последние месяцы, и спекулянтам необходимо поднять их котировки. Год назад на фоне локдауна фондовые рынки по всему миру пережили огромное падение, но затем испуг инвесторов прошел, и акции за осень отыграли падение, даже превзойдя доковидный уровень. Акции "Магнита", после пика на начало 2021 года на уровне 5785 рублей, затем падали до или ниже цены в 5000 рублей. Падение акций, особенно у крупных владельцев, будь то российский ВТБ или американский JP Morgan Chase, вызывает убытки, достаточно неприятные для бонусов, особенно в ВТБ. Объявление сделки с "Дикси" должно вселить в рядовых инвесторов надежду на дальнейший рост акций, что позволит продлить постковидное ралли и перепродать рядовым инвесторам еще больше акций.
Что касается "Дикси", то её «скелеты» также могут ударить по прибыли и бонусам крупнейших российских банков, которые предоставили этой сети кредиты. Увеличить за несколько лет количество магазинов примерно на тысячу без заемных денег невозможно, однако в открытых источниках нет данных о том, за чей счет был такой бурный рост "Дикси". Предыдущие кризисы и банкротства крупных торговых сетей были болезненны для кредиторов: "Рамстор", "Седьмой континент", "БИН-Петровский", "Стокман", "Спар", "Копейка", а также ряд крупных продавцов бытовой электроники имели значительные долги. Сейчас проблемная "Дикси" должна уйти с рынка, а не отягощать собой и без того избыточный ритейл и точно не поддерживаться гигантскими вливаниями новых кредитов.
Государство имеет все рычаги заблокировать сделку между "Магнитом" и "Дикси". Государственный ВТБ является вторым по значимости акционером и может просто проголосовать против этой сделки на собрании акционеров или совете директоров. Неназываемым банкам-кредиторам этой сделки можно как минимум напомнить, что кредит на покупку акций или вложение в уставной капитал сразу требует резерва 20%. Антимонопольная служба имеет достаточно оснований отказать в создании однозначно доминирующего игрока. Учитывая нарастание американских санкций против России, а также отсутствие паритетного по объемам российского бизнеса в США, содействие развитию компании с контролирующими американскими акционерами и потенциалом продажи Walmart выглядит вообще политически неприемлемо.
Об избыточности и проблемах продовольственного ритейла говорит вторая объявленная мегасделка, а именно объединение "Ленты" и "Биллы" (четвёртая и восьмая сети по доле рынка, суммарно как половина "Дикси"). "Билла" принадлежит одному из крупнейших немецких ритейлеров REWE Group и значима для московского региона, у "Ленты" через цепочку офшоров доминирующим акционером является владелец "Северстали". Как минимум, уход с московского рынка одного из крупнейших немецких ритейлеров указывает на трудности розничной торговли в целом, поскольку хороший или перспективный бизнес обычно не продают.
Сделка "Ленты" и "Биллы" по сумме еще более загадочная: покупатель платит по 153 млн руб. в среднем за каждый магазин в арендованном помещении. Котировки акций "Ленты" также прошли свой пик в 274 рубля в начале 2021 года и на 19 мая торгуются за 234 рубля. Прибыль "Ленты" за 2020 год совершенно случайно, как у "Магнита" - 33 млрд руб., с аналогичной "Магниту" просадкой прибыли в 2019 году до 9 млрд руб. и выправлением прибыли в 2020 году за счет роста среднего чека на 12% при снижении трафика на 6%. Но все же у объединения "Ленты" и "Биллы" не прослеживаются американские интересы и перспективы доминирования на рынке.
В итоге с покупкой "Магнитом" "Дикси" получается скверная история. В угоду американским акционерам на российские деньги выращивается монстр, который является генератором роста цен на продукты питания и следующей за этим социальной напряжённости. Если сеть "Дикси" не готова раскрывать свои «скелеты в шкафу», то почему за её экспансию и ошибки необходимо переплачивать десятикратно? Разве избыточный ритейл не должен сам отвечать перед пресловутой невидимой рукой рынка?