Сообщество «ЦАРЁВА ДРУЖИНА» 14:36 22 мая 2020

Из Мир Ликийских в Бари

Из цикла «Никольские храмы как вехи Русской истории»

Продолжение. Начало см. в публикациях от 15 и 29 апреля, 14 мая 2017 г., от 30 сентября 2019 г., от 1, 19 февраля и от 1 мая 2020 г.

Античные империи, иногда охватывая огромные по тем временам пространства, не всегда были долговечными… Пример тому древняя Ликия – государство в Малой Азии, известное с начала первого тысячелетия до нашей эры. Сегодня на территории этой страны располагается популярный турецкий курорт – Анталия.

Населявший некогда Ликию народ – ликийцы – имели свою письменность и самобытную культуру, но впоследствии они полностью ассимилировались греками. Впрочем, само государство сохраняло некоторую независимость, входя поочерёдно в состав различных империй – персидской, Александра Македонского, римской и, наконец, османской…

Город Миры (ныне – Демре) являлся одним из самых влиятельных в Ликии, а при Феодосии II (401-450) стал столицей государства. Сам город расположен в 5 км от Средиземного моря, но стоит он на реке Андрак, в устье которой в древности находилась крупная торговая гавань Андриак.

По преданию именно в этом порту останавливался по пути в Рим «апостол язычников» Павел…

Может быть, с наступлением христианской эры малоазийский город и утратил бы своё политическое и культурное значение, но… Но в 300 году на городскую кафедру из соседнего города Патары взошёл будущий величайший христианский святой именем Николай, а тогда ещё молодой племянник патарского епископа! Своё служение он начинал в период жесточайших гонений, воздвигнутых на христиан римскими императорами Диоклетианом (годы правления 284—305) и Максимианом (годы правления 286—305), а завершил уже в царствование сына Константина I Великого – Констанция II (317-361). 43(!) года Святитель Николай окормлял свою паству, прославившись на весь мир (и не только на крещёный!) многочисленными исцелениями, спасениями и чудесами!

После смерти святого, последовавшей в 343 году, он был погребён в церкви, где служил все годы своей пастырской деятельности, а после ряда чудесных избавлений и исцелений по молитвам к Угоднику Божию, его мощи стали объектом поклонения, а храм - местом массового паломничества.

Вскоре над гробницей святого выросла церковь во имя Святителя Николая. После разрушительного землетрясения (а они в этих краях не редкость!) на этом месте возвели базилику, которую в VII веке полностью разрушили арабские воинственные кочевники. Современную базилику воздвигли в VIII веке, но и она не раз подвергалась воздействию стихий и военных набегов.

двойной клик - редактировать изображение

Шло время, и арабы всё более активизировали свою завоевательную политику в Малой Азии. В 1034 году Церковь Николая Чудотворца была ими разрушена до основания, что заставило тогдашних правителей Восточной Римской Империи принять срочные меры. Император Константин IX Мономах (1000-1055) вместе со своей супругой Зоей Порфирородной (978-1050, порфирородная – рождённая в законном браке во время правления своего отца – Константина VIII) издали указ о возведении вокруг церкви крепостной стены, а сам храм преобразовали в монастырь.

Но то, что на время спасло от арабских набегов, не смогло спасти от купеческих амбиций…

В начале первого тысячелетия нашей эры конкуренцию венецианским купцам составляли не только генуэзцы, но и барийцы – торговцы из портового города на Адриатическом побережье юга Италии. (Т.к. ударение в названии этого города падает на первый слог, то горожан нередко называют «барцами»). Пытаясь придать своим полисам больше авторитета и «христианской солидности», купцы Венеции и Бари в 1087 году спланировали деловую поездку в Антиохию, собираясь на обратном пути высадиться в Мирах Ликийских с целью забрать (что греха таить – с целью присвоить!) мощи Святителя Николая. Торговую экспедицию сопровождал, как бы мы сейчас выразились, небольшой вооружённый контингент крестоносцев.

Первыми в Мирах Ликийских оказались барийцы. В составе сорока семи человек вооружённого десанта, они ворвались в монастырь, связали монахов, охранявших гробницу Святителя, и забрали с собой большую часть мощей Божьего угодника. По каким-то причинам примерно пятая часть мощей так и осталась лежать в саркофаге, и они уже достались припозднившимся венецианцам.

Правды ради следует заметить, что не соверши итальянские купцы этой дерзкой акции, мощи Святого Угодника могли бы и не сохраниться до наших дней – судьба Малой Азии оказалась на многие века в османских руках…

8 мая корабли с бесценной реликвией прибыли в Бари, и на следующий день торжественно перенесены в церковь св. Стефана. А уже через год папа римский Блаженный Урбан II (1042-1099) освятил новый храм в честь великого Чудотворца. И сегодня примерно 65% (если такие подсчёты в данном случае уместны) мощей архиепископа Мир Ликийских хранятся в базилике города Бари.

Следует отметить, что День перенесения мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в Бари широко отмечается только самими горожанами, даже в Италии он не является общецерковным праздником. Греческая церковь вообще не считает данный день праздничным, что, в общем-то, и понятно. Но самое широкое распространение этот праздник получил на Руси, и он является у нас одним из самых древних. По разным оценкам, отмечать День перенесения стали уже в конце XI века, то есть, непосредственно после самого события, что является свидетельством глубокого почитания Мир Ликийских архиепископа в русском народе. Сказанное в полном объёме относится и к почитанию Святителя украинцами и белорусами.

Желание восстановить церковь Николая Чудотворца в Мирах Ликийских всегда пребывало в сердцах русских православных патриотов. Мысль об этом не покидала и умы царствующих особ. Такую задачу ставило перед собой, в частности, Императорское православное Палестинское общество (с 1859 по 1882 – Палестинский комитет). Однако, к 10-м годам XX века стало очевидным, что политическая ситуация не позволит этим планам осуществиться. И тогда было принято решение о создания т.н. Барградского комитета под патронажем Государя Николая II. В задачу комитета вменялось строительство Подворья Русской Православной Церкви в городе Бари, недалеко от базилики Святителя Николая. Сбор пожертвований шёл по всей России, средства на местах, собранные в дни поминовения и прославления Угодника Божьего (Никола «вешний» - 22 (с\с 9) мая, Никола «зимний» - 19 (с\с 6) декабря), целиком шли в фонд комитета.

двойной клик - редактировать изображение

Зимой 1912 года миссионером протоиереем Иоанном Восторговым (1864-1918, одна из первых жертв «красного террора») для строительства был приобретён земельный участок площадью 1,2 га. А через год известнейшим российским архитектором Алексеем Викторовичем Щусевым (1873-1949) был обнародован проект будущего храма. Фундамент здания был заложен весной 1913-го, через год здание подвели под крышу, и летом 1914 года сюда прибыли первые паломники. И хотя Италия в годы Первой Мировой войны участвовала на стороне антигерманской коалиции, паломничество в Бари из России заметно снизилось, а после октябрьского переворота оно сошло на нет, в результате чего в жизни прихода возросло влияние греческой православной общины. С 1926 года храм, несколько изменяя свой статус, находился в юрисдикции Русской православной церкви заграницей, а с января 2012 года он перешёл к Русской православной церкви Московского патриархата. При этом нижний, «тёплый», храм по-прежнему находится в ведении РПЦЗ…

двойной клик - редактировать изображение

Мы далеки от экуменических настроений, но следует отметить, что по словам настоятеля этого храма от РПЦЗ, у православных и католиков на почве почитания Николая Чудотворца выработались традиции совместной деятельности и накоплен большой положительный опыт сотрудничества…

***

Австрия – одно из старейших европейских государств. Перечень названий империй и союзов, которые создавала Австрия и в которые она входила, вместе с присоединявшимися и терявшимися землями, занял бы полстраницы… Однако и во времена Священной Римской Империи Германской нации (906-1806), и в годы Священного союза (союз России, Пруссии и Австрии, призванный к выполнению решений Венского конгресса 1815 г., окончательно распавшийся с началом Крымской войны 1853-1856 гг.), и в краткий период Австро-Венгрии (1868-1918) роль этой державы всегда была весьма значительной. Московская Русь и Российская империя всегда придавали большое значение развитию политических, военных и торговых отношений с Австрией. И не удивительно поэтому, что именно по инициативе потомственного русского дипломата – князя Дмитрия Михайловича Голицына (1721-1793) – в 1762 году из баварского города Аугсбурга в Вену была перенесена православная деревянная церковь. Д.М. Голицын 32 года представлял российские интересы при дворе Габсбургов и много способствовал налаживанию австро-российских связей.

В первопрестольной память о видном екатерининском вельможе сохранила Первая градская больница, построенная для простонародья в 1802 году на деньги, выделенные по завещанию Дмитрия Михайловича, а в австрийской столице улица, на которой жил князь, так и называется до сих пор – Голицын-штрассе…

Ныне существующий храм довольно поздней постройки. Его с 1893 по 1899 гг. по проекту действительного члена Императорской Академии художеств Григория Ивановича Котова (1859-1942) возводил итальянский зодчий Луиджи Джакомелли.

400 тысяч рублей (самый существенный пай!) незадолго до смерти внёс Император Александр III. Храм был освящён в апреле 1899 года архиепископом Холмским и Варшавским Иеронимом (Экземплярским, 1836-1905).

С началом Первой Мировой войны Россия и Австрия оказались по разные стороны фронта, дипломатические отношения разорваны, посольство и храм закрыты, но сами здания и их интерьер были сохранены, благодаря опеке нейтральной Испании…

В 1921 году храм посетил архиепископ Евлогий (Георгиевский, 1868-1946), представлявший Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России, с которого берёт своё начало Русская православная церковь заграницей. Через 10 лет храм с клиром и паствой отошёл к Западноевропейскому экзархату русских приходов в юрисдикцию Константинопольского патриархата.

После начала Второй Мировой войны здания и посольства, и собора вместе с имуществом были конфискованы и переданы Имперской высшей музыкальной школе Вены, а позднее здесь расположилось общежитие Гитлерюгенд. Однако, в мае 1943 года храм был возвращён РПЦЗ, а общину возглавил отставной полковник Георг фон Генюк (Генюк – широко распространённая украинская и белорусская фамилия…)

С осени 1945 года храм становится принадлежностью РПЦ Московского патриархата, а через год и местом пребывания викария патриаршего экзарха в Западной Европе (говоря проще – помощником управляющего всеми приходами РПЦ в Западной Европе). В 1962 году Синод РПЦ (МП) отдельно выделяет Венскую и Австрийскую епархию, почему и собор получает статус кафедрального. Правительство австрийской республики признало новоиспечённую епархию лишь 50 лет спустя!..

двойной клик - редактировать изображение

С 2003-го по 2008-ой гг. собор был капитально отремонтирован и отреставрирован, причём в этих работах принимали участие как российская, так и австрийская стороны. Освящение возрождённого собора планировалось на декабрь 2008 года при участии тогдашнего патриарха Алексия II (Ридигера, 1929-2008), однако вместо празднования пришлось служить панихиду по внезапно почившему предстоятелю РПЦ…

двойной клик - редактировать изображение

Как и многие русские храмы традиционной постройки, здание имеет два этажа – верхний храм освящён в честь Святителя Николая, а нижний – в память Императора Александра Третьего Миротворца и его небесного покровителя – благоверного князя Александра Невского. (Великий Государь Всея Руси Александр Александрович не прославлен в лике святых, а посему церковные посвящения ему идут как бы через его святого заступника…)

***

Дипломатические отношения между Российской империей и Северо-Американскими Соединёнными Штатами были установлены в 1807 году, в период перманентных наполеоновских войн, и не без дальнего прицела – отношения подразумевали развитие взаимовыгодного сотрудничества в различных областях, в т. ч., и в военной…

Нужно заметить, что в период Гражданской войны 1861-1865 гг. Россия, верная союзническому долгу, поддержала Север: тогдашний президент С.-А.С.Ш. Авраам Линкольн (1809-1865) одобрил идею присутствия российского флота у американского побережья, и в июне 1863 года Император Александр II подписал высочайшее разрешение на посылку в Атлантический и Тихий океаны крейсерских эскадр для действий на английских и французских торговых путях в случае начала боевых действий. А очередная европейская война вполне могла разгореться, так как и Англия, и Франция, и Австрия, с целью ослабления быстро оправившейся после поражения в Крымской войне России, поддержали участников польского национального мятежа, вспыхнувшего в январе 1863 года на территориях Царства Польского, Литвы, частично Белоруссии и Правобережной Украины.

Русский военный флот с честью выполнил свою миссию, блокируя морские силы южан, и завоёвывая симпатии северян… Впрочем, оценка тех событий и Гражданской войны в Америке в целом, в последнее время претерпела существенные изменения…Как, впрочем, изменился взгляд и на Гражданскую войну в самой России…

Но вернёмся на десятилетия назад и вновь обратим своё внимание на Северную Америку. Ведь интерес к ней тогда проявляли многие образованные русские люди, включая и Александра Сергеевича Пушкина…

Летом 1836 года он приобрёл изданный годом раньше в Париже французский перевод «Записок» Джона Теннера (1780-1847), опубликованных в 1830 году в Нью-Йорке. В то время Александр Сергеевич целиком посвятил себя изданию «Современника», и посчитал нужным откликнуться рецензией на эту книгу на страницах своего журнала. Однако, предварительно он внимательно ознакомился и с работой известного французского консерватора графа Алексиса де Токвиля «De la Démocratie en Amérique» («Демократия в Америке», 1835), в которой с вызывающей прямотой подвергаются резкой критике принципы формальной американской демократии, противоречия и язвы государственной и общественной жизни С.-А.С.Ш.

Статья А.С. Пушкина «Джон Теннер» появилась в III-ей книжке «Современника» за 1836 год, при этом поэт отдельным письмом обратил внимание на этот материал своего неизменного друга и читателя – философа Петра Яковлевича Чаадаева. А что касается работы Токвиля, то Александр Сергеевич поместил в «Современнике» в I-ой книжке за тот же год статью А. И. Тургенева «Париж. Хроника русского» с разбором и высокой оценкой данной книги… Так что неудивительно, что пушкинская статья начинается с нескольких пассажей, напрямую отсылавших читателя к указанной книге графа де Токвиля.

А.С. Пушкин писал: «С некоторого времени Северо-Американские Штаты обращают на себя в Европе внимание людей наиболее мыслящих. Не политические происшествия тому виною: Америка спокойно совершает свое поприще, доныне безопасная и цветущая, сильная миром, упроченным ей географическим ее положением, гордая своими учреждениями. Но несколько глубоких умов в недавнее время занялись исследованием нравов и постановлений американских, и их наблюдения возбудили снова вопросы, которые полагали давно уже решенными. Уважение к сему новому народу и к его уложению, плоду новейшего просвещения, сильно поколебалось. С изумлением увидели демократию в ее отвратительном цинизме, в ее жестоких предрассудках, в ее нестерпимом тиранстве. Все благородное, бескорыстное, все возвышающее душу человеческую – подавленное неумолимым эгоизмом и страстию к довольству (comfort); большинство, нагло притесняющее общество; рабство негров посреди образованности и свободы; родословные гонения в народе, не имеющем дворянства; со стороны избирателей алчность и зависть; со стороны управляющих робость и подобострастие; талант, из уважения к равенству, принужденный к добровольному остракизму; богач, надевающий оборванный кафтан, дабы на улице не оскорбить надменной нищеты, им втайне презираемой: такова картина Американских Штатов, недавно выставленная перед нами».

Но, несмотря и на справедливость, и на сохранившуюся актуальность всего выше сказанного, Америка, разумеется, требовала и требует к себе повышенного внимания как со стороны российской государственной власти, так и со стороны широкой общественности. А сказанное –это лишь необходимое предисловие перед кратким рассказом о ещё одной никольской церкви – о православном храме Святителя Николая в Нью-Йорке, являющимся главным собором Патриарших приходов США, при котором располагается и представительство МП в Америке.

Первое православное богослужение на американской земле состоялось в марте 1865 года, правда, шло оно на английском языке! (Обратим внимание на дату – незадолго до окончания Гражданской войны!)

Первый православный приход появился в США в 1870 году, а сама церковь была освящена в частном доме российского консула, отчего и храм стал прозываться «консульским» или «посольским».

По мере роста числа прихожан, посольский собор несколько раз переезжал в более просторные помещения, пока к концу XIX века не назрела необходимость строительства нового вместительного здания.

Сперва, в 1899 г., были изысканы средства на приобретение земельного участка, после чего был организован сбор пожертвований на новое строительство. В числе первых (и «крупных») жертвователей был Император Николай II, что так же косвенно подтверждает особое внимание центральной власти к российско-американским отношениям. Кстати, после нескольких лет соблюдения нейтралитета, США всё же вступили в Первую Мировую войну на стороне Антанты, и приняли в ней хоть и не продолжительное, но вполне активное участие. Достаточно сказать, что в Армию было мобилизовано до 4 млн человек, а потери американских войск составили 117,5 тысяч человек (для примера – за десять лет войны во Вьетнаме (с 1965 по 1975 гг.) Штаты потеряли менее 60 тыс. чел., правда, уже в мирное время по разным оценкам от 100 до 150 тыс. ветеранов («рембо») покончили жизнь самоубийством…)

Проект пятиглавого храма в стиле московского барокко разработал архитектор Иван Викторович Бергессен. Торжественная закладка храма состоялась весной 1901 года, а в конце осени следующего года он был освящён. В 1904 году в соборе освятили придел в честь Рождества Божией Матери, а праздничную службу вели будущий Патриарх, а тогда – епископ Алеутский и Северо-Американский Тихон (в миру Василий Иванович Беллавин, 1865-1925) и викарий Северо-Американской епархии епископ Рафаил Бруклинский (в миру Рафла Хававини, родом из православной сирийской семьи, 1869-1915). А ещё через год собор получает статус кафедрального…

двойной клик - редактировать изображение

В 20-ые годы приход и храм испытывали значительные материальные трудности, и, кроме того, с 1924 года собор отошёл к обновленческой «Живой Церкви», которую в Америке представлял лже-митрополит Иоанн Кедровский (Иван Саввич, 1879-1934). После смерти отца, приходом управлял его сын Николай (1902-1944) в сане епископа вместе с братом о. Иоанном…

С 1945 года собор формально перешёл в юрисдикцию Московской патриархии, однако власти штата Нью-Йорк передали его Северо-Американской епархии, которая на тот момент оказалась организацией, фактически независимой ни от РПЦ, ни от РПЦЗ. И лишь в 1970-м году все судебные тяжбы были окончательно завершены, и храм официально перешёл к Русской православной церкви, от которой Северо-Американская епархия получила статус автокефальной…

двойной клик - редактировать изображение

С 2000 по 2003 год в храме были произведены капитальные работы по ремонту и реконструкции здания и его убранства, по окончании которых собор был заново освящён. Среди главных храмовых реликвий – мощевик с частицами мощей разных святых, присланный с Афона в 1901 году, а также запрестольный крест с легендарного броненосца «Ретвизан», участвовавшего в Русско-Японской войне 1904-1905 гг.

На этом наше короткое путешествие по Никольским храмам России и Зарубежья подошло к концу. Но впереди ещё знакомство с несколькими Николаевскими церквями иных юрисдикций, встреча с которыми в процессе данной работы вызвало у меня и удивление, и даже восторг…

А в заключение поздравляю всех авторов и читателей «Завтра» с Праздником перенесения мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в Бари, желаю всем здоровья и терпения в этот сложный, но «золотоносный» для конспирологов, период времени (или, наоборот - безвременья)…

«… аще Бог по нас, кто на ны?» - из Послания Апостола Павла к Римлянам, (8:31). А мы с вами, братие, и есть Третий Рим, а четвёртому, как известно, «не бывати»!

1.0x