(военное лихолетие над русской деревней в творчестве Ивана Смоленцева)
«Война свой счет вела на роты, а мы на братьев и отцов», - так напишет Иван Смоленцев об арифметике своего, рожденного в предвоенные годы, поколения.
«На фронт ушло почти все мужское население вятской деревни» (Энциклопедия Земли Вятской).
Факт жизни – факт творчества. Так личная биография совпадает с историей страны, с историей народа.
Иван Смоленцев школьному счету начал учиться в том же году, когда его отца, Ивана Кузьмича Смоленцева, Война в свой счет уже включила, в 1942. Следом за отцом ушли на фронт старшие дети Смоленцевых, брат Петр – шофером, сестра Мария – зенитчицей. Другая сестра была мобилизована на лесозаготовки. Шестеро младших, в том числе и Иван, прожили военные годы вместе с матерью, Анной Алексеевной, в деревеньке Азянково, прилепившейся к селу Косолапово по правому берегу речки Буй (с. Косолапово – до 1924 года Уржумский уезд Вятской губернии, в 35 верстах от уезд. гор. Уржума, ныне территория Марий Эл).
«Вставай, страна огромная. Вставай на смертный бой». Для советского народа эти слова стали не просто словами песни, но – приказом, набатом, жизнью. Встали все от мала до велика. Вся страна поднялась на смертный бой «с фашисткой силой темною, с проклятою ордой». Народ поднялся. «Все для фронта! Все для Победы!» - в едином усилии, единым фронтом.
«Металась погибельным роем в расколотом мире беда», - скажет, воскрешая это время в стихотворении «Набат», Иван Смоленцев. Мир был расколот, но расколот не по линии «фронт-тыл», а по линии нашей обороны-наступления, нашего переднего края: впереди был враг, за спиной единая страна, единый народ. Всем Народом, всей Страной ковали Победу над врагом, и писали Сказание Победы.
«Был подвиг на фронте и был подвиг рабочих, крестьян, без которого в мае сорок пятого к нам не пришла бы победа. Второй фронт проходил через заводские цеха и вятские поля… труженики тыла кормили и одевали армию, снабжали ее оружием и боеприпасами, ковали победу над врагом» (Энциклопедии Земли Вятской).
«В ту пору мне минуло десять, -
Еще грохотали бои, —
Когда захотелось мне взвесить,
Испробовать силы свои.
И помнится мне, как впервые
Я шел, налегая на плуг…
(«Первые борозды»)
И пусть строчки трудового вклада, вписанные в Сказанье Победы детьми военного поколения и неровные, как и их первые борозды, и не решающие, конечно исход великого сражения, но это поколение с полным правом может вспомнить:
Мы встречали в полях рассветы.
Был соленым и жгучим пот.
И кормила земля за это.
И стоял на ногах народ.
(«В те дни»).
Дети военного поколения, часть великого народного «Мы». Рассказ одной из сестер Смоленцевых, Клавдии (в замужестве Ведерниковой), приводит Книга Памяти Мари-Турекского района Марий Эл: «Летом 1942 года группа из пяти 15-16-летних школьниц и одного деда 8 дней гнала гурт из 150 свиней из деревни Азянково до Йошкар-Олы. Об этом в своем автобиографическом рассказе написала одна из участниц похода К.И.Ведерникова (Смоленцева). Вот одна выдержка: «… На пятый день пути надвинулась черная туча, ветер, гром, молнии, потоком захлестал ливень. Наши свинки врассыпную по сторонам, а там рожь. Захлебываясь слезами и дождем, мы бегали, но… Теперь уже наверняка решетка-тюрьма. Но мы стараемся не думать об этом. Туча уходит. Мы стучим по телеге, зовем, кричим. О, чудо! Наши - не наши! Выходят чистенькие, белые, черные, пестрые. К нашей большой радости - все». Обратно они возвращались пешком три дня. Еды уже не было, питались в лесу ягодами и грибами, в поле - горохом, викой, на обочинах - травой. Добравшись до дома, поужинали и пошли на ночь убирать клевер на колхозных полях. Такие трудности ложились в военные годы на хрупкие детские плечи. И дети, подростки старались сделать все, что в их силах, - лишь бы помочь фронту».
Главный труд детей военной поры был – и помочь старшим, и еще важнее - выжить. Пройти сквозь голод и холод, получить похоронки на отцов, и – выжить. Выжить не для себя, а – для народа, для страны. Выжить, - чтобы служить потом Родине и в армейских буднях и в мирной жизни. Поэтому и тема Ответственности перед родной землей – одна из главных в творчестве Ивана Смоленцева. Уроки войны, ставшие зароками, - так формировался характер поколения. Об этом стихи «Зарок», «Хлебороб», «Гора», «Поле – это повесть о войне», «Любовь к земле», и многие другие. «И в малом не солгать» родной земле, своему народу, - жизненный принцип поколения, входившего в жизнь сквозь горнило военных лет.
Первый класс, первые школьные дни – это жизненный состав каждого человека, это то, что навсегда в памяти. Даже, и тем более, если это горькая память:
...Вновь нет двоих!
Весь класс, негромко
Вздохнув,
Застыл
В который раз:
Был фронт далек,
Но похоронки
Тылы взрывали,
Били в нас.
(«Статистика войны»).
Отец Ивана Смоленцева не вернулся с фронта, «пропал без вести». Одно из стихотворений так и названо «Сорок второй». И в этом мальчишке-первокласснике, с трудом пробирающемся сквозь снежные заносы, тоже читается судьба всего поколения детей войны, потому и выжившего, что сумели поверить: «Мороз, наторевший в делах жестоких, коварен, но все же не всемогущ». Выжили верой, надеждой, трудом, чем еще?
Усевшись в кружок вечерами
В избушке, где выстужен дух
Промерзшими круто углами,
Читали мы Пушкина вслух.
За окнами вьюги гудели
И таяло пламя свечи,
Поэму Шота Руставели
Мы снова читали в ночи.
(«Стихи Руставели в 42-м»).
Русская литература тоже помогала выжить, потому что была и есть – часть истории народа, хранилище подспудных народных сил. Да и детство, всегда остается детством, пусть и во время войны. Отсюда и светлая интонация многих стихов Ивана Смоленцева, читая которые забываешь, что это о детстве, совпавшем с войной. «Под окном – торопливая речка», «По малину», «Купание коней», «Чалый». И не будь этих мгновений радости, как устоять потом, в холода? Но война, все равно остается рядом.
Собирала девочка малину,
Дорожила ягодкой любой,
Зная, как в военную годину
Холодно и голодно зимой…
…Папка не вернется на порог.
Вперемешку с ягодою слезы
Падали в отцовский туесок.
(«Туесок»).
Поэтому и вспомнит в «Выпускной 1953-го» десятиклассник:
Наш первый «А» - раздет в морозы,
Наш третий «А» - отстал в письме.
А на твоих ресницах слезы:
Сгорят птенцы, - ты шепчешь
мне.
Четвертый «А» - а пламя давит,
Девятый «А» - сгоришь живой…,
и бросится в огонь пожара спасать птенцов, потому что 1-«А» - это 43-й год, и 3 «А» - это 45-й, и также шагнули в огонь войны их отцы, спасая птенцов-первоклашек. А значит спасенному, и возмужавшему сыну – идти дорогой отцов: «Спешу в путь дорогу от дома/ По желтой колючей стерне./В кармане - приказ военкома…» - Родине служить.
В стихах Ивана Смоленцева о жизни деревни времен военного лихолетья много точно названных деталей, реальных штрихов крестьянского быта тех лет, такого, что не сочинишь, не придумаешь: «Не буран прошумел над тобою – Похоронок густой листопад». Это прожить надо и пережить.
Женщины, подростки и кони, - три тягловых силы, вытянувшие Россию «сквозь голод, сквозь смерть и морозы», и они же, женщины, подростки и кони, - главные герои стихов Ивана Смоленцева о тех годах. В его творчестве органично соединены стихи-рассказы о судьбах: «Паша», «Валентина», «Женщина, поле и колос» и стихи-символы как «Ветла», таящая в себе не только судьбу русской крестьянки, но и образ России, или «Ива», ждущая солдата с войны, или «Набат» - сквозной образ военного лихолетья. Но и реалистические стихи Ивана Смоленцева порой исполнены столь точного отражения действительности, что воспринимаются как символы.
Да вот, он —
Хоть слева, хоть справа
Взгляни —
Тот тесовый навес,
Где всюду высокие травы
И тут же ленок-долгунец,
Где я на затесах сарая —
Поверх хомутов и вожжей, —
Как длинную повесть, читаю
Знакомые клички коней:
Вот Верный
В соседстве с Задором,
Ударник,, Планета, Волна...
Кто знал,
Что совсем уже скоро
По миру ударит
Война?
В строй — Верный,
Планета — в обозы,
Двужильный Ударник — в хомут...
Сквозь голод, сквозь смерть и морозы
Не все эти кони пройдут.
Не все...
Но сквозь вьюги, сквозь беды,
Изведав труды и бои,
Шли кони,
В сказанье Победы
Вписавшие клички свои.
(«Шли кони»).
Стихи Ивана Смоленцева правдивы. «Строка навязчива порой,/Порой бездумна и фальшива./И лишь одна строка нелжива,/Та, что повенчана с судьбой». Он писал только о том деле, которое сам делал, о той жизни, которой сам жил. Конечно, сопричастность событию - не главное качество для поэзии. И стихи Ивана Смоленцева ценны не только правдой факта. Его лучшие строки открывают через правду быта - правду бытия, которая в основе своей и есть – художество. Он не только сумел прожить одной с поколением и страной жизнью, но сумел осмыслить, понять время, сумел рассказать об этом. Сумел не замкнуться на своей биографии, на деталях судьбы. Но, восприняв боль, очистив испытанием душу, не просто выжил, но дорос до осмысления того, почему выжила деревня, почему выжил он, почему народ, не только выжил, но победил в Великой войне, почему вообще всегда побеждали русские люди, в чем сила русская. И он ответил: В силе земной, в – земле, на которой и крестьянин стоит и деревня его, и лес. В любви к родной земле, которая - и поле и пашня и луг. В любви, передающейся от поколения к поколению и соединяющей все поколения в Народ.
Творческая правда стихов Ивана Смоленцева в том и состоит, что Великая Отечественная война осмысленна им как часть истории России, как веха исторического пути народа. И на этом пути: войны – непреходящее испытание Родины. Поэтому и проступает через тему жизни деревни в годы войны тема могущества и силы русского народа способного преодолеть и вынести все тяготы. «Седая Русь», «Ты да я – мы ведь тоже народ», - в этих стихотворениях прочитываются традиции русской литературы. Народное Мы – это и единый фронт против врага, и единение всех глубинных сил русского характера. И Сказание Победы, всем народным миром созданное.