Авторский блог Максим Калашников 21:36 21 августа 2019

Иван-дурак и покорение Марса

о философии русских народных сказок

Чтобы понять Россию, нужно проникнуть в русский культурный "генокод". А как он выходит на поверхность? Да через сказки, порождения духа народного.

Пожалуй, ни у какого другого народа нет стольких чудес в сказках. А у нас — и скатерть-самобранка, и сапоги-скороходы, и ковры-самолёты, и мечи-саморубы, и движущиеся печи, и летающие коромысла. Целая сокровищница волшебных технологий! Что такое скатерть-самобранка? Да те самые нанорепликаторы, о которых мечтал сам автор термина "нанотехнологии", Ричард Фейнман в 1959 году. Чудо-установки, что могут создавать всё из атомов той органической грязи, что лежит буквально под ногами. В сказках вы легко найдёте мечты о роботах, о полётах на принципах антигравитации, о животных, ставших разумными друзьями человека. Об оживлении мёртвых и вечной молодости…

Ни в одной другой культуре сказочные технологии не играют такой роли в судьбе героев. Ни один народ мира не имеет главным героем сказок Ивана-дурака, повелителя удачи. Иван-то, хоть и дурак дураком, а с помощью чудесных технологий выигрывает поединки с судьбой и посрамляет своих, казалось бы, более умных и удачливых братьев. То ему медведь подыграет, то ветер "правильно" подует, то волшебная кобылица Конька-горбунка обеспечит. И Василисы, кстати: хоть Премудрая, хоть Прекрасная, — любят почему-то не старших солидных братьев, не всевластного и архибогатого Кощея Бессмертного (это сказочное предчувствие Сообщества Тени!), а именно Ваню-Дурака.

На Западе в сказках всё иначе. Кто такой Кот в сапогах? Да инвестиционный банкир, "разводящий" высокопоставленный народ рассказами про маркиза Карабаса и его угодья, житницы и прудовое хозяйство. А этот Гудвин, великий и ужасный, волшебник страны Оз (он же — волшебник Изумрудного города)? Это же гений "паблик рилейшнз", мастер по части пускания пыли в глаза и создания иллюзорного мира, где он, некогда заурядный провинциальный циркач, превратился во всемогущего мага. Он всех заставил носить зелёные очки и превратил белокаменный город в изумрудный!

А вот у нас на Руси всё по-другому. У нас мастер Данила не обманывает окружающих, устраивая трюк с цветными очками. Он удивляет Хозяйку Медной Горы мастерством и сметливостью, вырезая из камня чашу, прекрасней которой нет на всем свете. Он творит подлинное чудо. Мы не создаём видимость чудесного города, как Гудвин, — мы просто строим настоящий волшебный град!

Русских народных сказок много. Почти четыре сотни. Включая и взрослые, грубоватые. На изучении сказок сделана не одна диссертация. Но мы вычленим в них самое главное. Глубинное. Стержневое.

В русских сказках, что входят в нашу плоть и кровь с детства, всегда побеждает Иван-дурак, младший сын. Вечный мальчишка. Именно этот сюжет очень часто дополняет все сказочные "технологии чуда", воображаемые технологии творения: скатерть-самобранку, сапоги-скороходы, меч-кладенец, жар-птицу и так далее. Ибо они покоряются только тому, кто так и не захотел повзрослеть, остепениться. И в этом — сокровенный философский смысл русских сказок, метафизическое чудо-оружие нашей национальной мечты.

Мир взрослых — вселенная серых картезианских автоматов. Взрослые подчиняются жёстким схемам и стереотипам, их мышление и видение мира зашорено. Летать, как птица, невозможно — ибо этого не может быть никогда. Ещё никогда никто не летал. Да и вообще, мечтать о полётах взрослому неприлично. Как и вообще мечтать. Взрослый должен повиноваться принятым канонам поведения. Стяжать, богатеть, строить себе богатые хоромы, одеваться в шелка, искать себе красивую и послушную жену. Нужно приращивать земельные угодья, интриговать, соперничать вот с тем соседним барином (боярином, дворянином). Рваться к власти, идти по головам, воровать из казны. Нужно иметь богатое поместье, роскошный конный выезд (сверкающий лимузин "Майбах"), шубу соболью (костюм в 40 тысяч долларов ценою). Надо быть высоким чиновником или богатым купцом, дабы жизнь твоя состоялась. Вечное коловращение в банальных до икоты "взрослых" сюжетах. Думая одни и те же мысли, стремясь к одному и тому же…

А Иван-дурак нарушает все установленные условности и правила поведения. Он — ребёнок в теле взрослого, он не знает, что вот это — невозможно и неприлично. Его взгляд на мир острее — он видит то, чего не видят эти зомби-взрослые. Его воображение на порядок богаче — он умеет мечтать и делать то, чего не делали другие. Над ним не довлеют замшелые стереотипы. Его не угнетает застывший порядок вещей. Неведение и неприятие того, что считается возможным или невозможным, даёт герою русских сказок невероятную внутреннюю свободу. А потому Иван-дурак всех этих взрослых и солидных побеждает, превосходя их грубые силу и богатство сметкой, изобретательностью и чудесными технологиями. Пока его враги движутся, словно живые трупы или часовые механизмы, он бьёт их смелым новаторством и нетривиальными ходами. Иван-Дурак оказывается на поверку истинным мудрецом, который правит миром.

История подтверждает глубинную народную мудрость. Ведь величайших побед, коренным образом изменяющих мир, добиваются именно "взрослые дети", вечные мальчишки с неуёмным воображением — а никак не жёстко запрограммированные и косные "солидные". Возьмём такой яркий пример, как создание ядерного оружия. А если шире — то историю овладения энергией атома. Об этом мечтали ещё в начале ХХ века (достаточно вспомнить роман Герберта Уэллса "Освобождённый мир"), но мечты мечтами, а великий физик Резерфорд, прославленный своими исследованиями атома, 12 января 1933 года заявлял: "Любой, кто попытается использовать в качестве источника энергии превращение атомов, получит излучение мощностью лунного света. Всё это вздор…" А уж идея о том, что атомную энергию можно получать не с помощью неких "пушек"-излучателей, но путём самотёчной цепной реакции, — казалась фантастикой вдвойне.

И как же такое стало возможным? В 1939-1940 годах злой "взрослый мальчишка", Гитлер, поразил мир совершенно безумными, нетривиальными военными победами. Победами на грани безумия, ломающими все стереотипы. У Гитлера могучий форт Эбен-Эмаэль из стали и железобетона брала рота десантников, что высаживалась с планеров и применяла самую передовую инновацию того времени — переносные кумулятивные заряды. При этом сами бойцы не знали усталости и сонливости, принимая амфетамин. Вспомним историю молниеносных войн Гитлера тех лет: воздушные десанты. Захват столицы Дании теми, кто спрятался в трюме сухогруза. Перебрасываемые по воздуху пушки и пехотинцы. Умелое сеяние паники и замешательства в тылу противника с помощью радиопередач, слухов и фальшивых катренов Нострадамуса. Смелые и глубокие рейды танковых дивизий. Невероятные темпы операций, удары с самых неожиданных направлений.
Всё это вселило глубокую тревогу в душу ещё одного хулигана, взрослого мальчишки — британского премьера Уинстона Черчилля. Тот ещё в Первую мировую был в числе тех, кто сломал сопротивление косных старых генералов на пути появления нового тогда оружия — танка. Живое воображение Черчилля мигом свело воедино имеющиеся сведения. Итак, Германия ведёт в области ядерной физики, у неё имеются запасы урановой руды, Гитлер — мастер по части военных новаций. Значит, немцы могут создать урановую бомбу чудовищной разрушительной силы. Черчилль не только начинает британскую программу ядерных исследований, но и будоражит своими письмами президента США Франклина Рузвельта. Того самого, что в декабре 1941 года начинает американскую атомную программу, тот самый будущий Манхэттенский проект.

Начать вложения громадных государственных ресурсов в то, что невидимо, что нельзя пощупать, что существует в виде непонятных формул и столь же непонятных экспериментов? Это равносильно тому, как если бы сегодня триллионы рублей вкладывались бы в проект какого-нибудь антигравитационного корабля. Существующего лишь в виде расчётов и полукустарных опытных установок, демонстрирующих какое-нибудь отклонение ниточки… Как же Рузвельт: юрист по образованию и политический делец по жизни — поверил в двойную фантастику!

Мне стало интересно: почему? Что сподвигло его, далёкого от физики человека, решиться на это? Только ли письмо, подписанное Эйнштейном и только ли убедительные речи банкира Сакса, что передал сие послание Рузвельту в сорок первом? И тут я, изучая биографию ФДР, сделал интересную находку. Оказывается, Рузвельт был помешан на самых смелых научно-технических инновациях. В годы Первой мировой, служа заместителем военно-морского министра Соединённых Штатов, Рузвельт познакомился с очередным изобретателем, обещавшим делать горючее из простой воды. Рузвельт выбил казённые средства на опыты. Увы, изобретение оказалось пшиком. Но Рузвельт не утратил своего инновационного, мальчишеско-хулиганского пыла. В 1920-е годы, временно отойдя от активной политики и будучи уже частично парализован, Франклин Делано Рузвельт занимался бизнесом. Знаете, куда он вложил деньги? В самую (на тот момент) технологическую "крутизну": в компанию "Фотоматон", которая делала кабинки, где каждый желающий мог, опустив монетку в прорезь, сфотографироваться. В 1928 г. Рузвельт создаёт компанию "Камко": создание магазинов-автоматов, продающих товары без продавцов. Увы, оба предприятия попали под обвал Великой депрессии 1929 года. А в 1923 году Рузвельт (правда, без особого успеха) пытался создать компанию "Дженерал Эйр Сервис", которая занималась бы организацией воздушного сообщения между Нью-Йорком и Чикаго на дирижаблях.

То есть Ф.Д. Рузвельт был, как и полагается инноватору, хулиганом и полным фантазий сорванцом в душе, не боявшимся нарушать "общепринятые правила". В отличие от скучно-косных, "взрослых и солидных" субъектов, он не боялся нового и смело шёл на эксперименты. Его ум был готов воспринимать новое и необычное, не вписывающееся в закостеневшие представления. Он — родственная нам душа. Рузвельт сполна обладал мышлением мирового лидера: не трусить перед "невыполнимыми задачами" и не бояться делать что-то первым в мире. Никакого "Как бы чего не вышло?!", никаких там "Хотели как лучше, а получилось как всегда!" или "А что скажут другие?". Наплевав на общее мнение мирового "птичьего двора" — ибо всего один инновационный успех оправдает и покроет все издержки. Идти вперёд, сметая с пути маловеров и нытиков, не копируя никого рабски, ибо только дерзость, только внутренняя свобода приносят мировое лидерство.

Но и Сталин, в 1942 году начавший ядерную программу СССР и привлекший к ней гениев разведки, тоже был из племени вечных мальчишек с богатым воображением и способностью к нетривиальным ходам! О Сталине мы знаем гораздо меньше: он остался во многом закрытым для современников и потомков. Но он ведь тоже с огромным вниманием отнесся к съёмкам футуристическо-фантастического кино "Космический рейс" в 1936 году. И ведь именно в 30-е годы начинает восходить звезда физика-атомника Игоря Курчатова, а сталинское правительство (ещё до открытия эффекта цепной реакции) вкладывает громадные средства в циклотроны-ускорители. Да, и Сталин нёс в себе то же "мальчишество" плюс психологию и мышление мирового лидера. Именно Сталин потом поверил в будущее мощных ракет, способных перелетать с материка на материк, хотя многие считали ракеты неуправляемыми и непредсказуемыми шутихами. А он увидел их потенциал как дешёвого, асимметричного ответа на авианосные эскадры и тысячи реактивных "летающих крепостей" Соединённых Штатов!

Вот вам пример Иванов-Дураков в истории. Пример победы тех, кто мог верить в сказки и дерзкие мечты, попирая каноны скучно-стереотипного мышления "взрослых серьёзных людей". Ирония его заключается в том, что злой маг-мальчишка Гитлер не смог разглядеть перспектив атомной бомбы. Но он включил настоящую "цепь" из тех самых взрослых детей с нестандартным мышлением!

Казалось бы, вот оно, наше метафизическое чудесное оружие. Важнейшая часть Русской Мечты. Будь свободен душой, будь мальчишкой в теле зрелого человеке, сохрани молодость души — и вкладывай ресурсы в те самые чудесные, прорывные и подрывные, "закрывающие" и миротворящие технологии. Благо, даже сейчас денег у страны полно. Одних резервов — на полтриллиона долларов, а в год внешняя торговля даёт 300-400 миллиардов "условных единиц". Но злая ирония судьбы состоит в том, что народ наш, создав философию прорыва в своих волшебных сказках, так и не смог в полной мере воплотить её в жизнь. Серое болото "взрослой" обывательщины, примитивной алчности и глупости слишком часто засасывало наше Отечество.

Давайте вспомним судьбу Игоря Сикорского, который первым в мире построил (в Российской империи!) многомоторный самолёт — подлинный воздушный корабль. Сперва — "Русский витязь", а затем — "Илью Муромца" (1913 г.). Откроем книгу воспоминаний начальника медицинской службы эскадры воздушных кораблей "Илья Муромец" Константина Финне. "Русские воздушные богатыри И.И.Сикорского". Увидевшая свет в Белграде поздней осенью 1929-го, книга была написана ярым врагом Советской власти. Но тем ценнее было её прочитать. Казалось, давно усопший белогвардеец говорит о современности, и наши с ним сердца вместе сжимаются от горечи.

Та, старая Россия, оказалась на поверку не менее раболепной перед Западом. Что при Николае Втором, что сейчас.
"Несмотря на то, что "Муромец" обратил на себя внимание и, казалось, всколыхнул даже стоячую воду в обывательском болоте, широкие слои русского общества остались безучастными и не проявили своего сочувствия делу И.И.Сикорского, полностью самобытному и носившему ярко национальный характер не только по одному названию. Немногие задумались над тем, что воздушный корабль Сикорского — не только первый русский, но и первый в мире большой многомоторный самолёт — знаменовал собой начало новой эры в авиации, что развитие воздушного транспорта при помощи таких больших аэропланов сулило России: стране с необозримыми границами, бесконечными равнинами и слабо развитыми путями сообщения, — неисчислимые выгоды. Не было сделано серьёзных шагов к тому, чтобы организовать большое русское предприятие, собрать внутри страны крупные средства на открытие специального завода для постройки аэропланов Сикорского и моторов к ним. В этом сказалось существенное различие между русскими, преклонявшимися перед "заграницей", и иностранцами. Вспомним, как отнеслись немцы к создавшему громадный управляемый аэростат, названный его именем — графу Цепеллину…

Остаётся лишь пожалеть, что мы, русские, благоговевшие перед всем иноземным, порой рабски копировавшие "заграницу" и не обращавшие внимания на своё хорошее, русское, не позаимствовали у немцев главного: беспредельной любви к своему отечеству, взаимной поддержки, системы в работе и того добросовестного к ней отношения, которое не отделяет мелочей от главной сути дела. Пассивности русского общества, проявленной по отношению к "Илье Муромцу" Сикорского, можно противопоставить ту кипучую деятельность и самопожертвование, которые проявляла часть интеллигентного русского общества в подготовке Российского государства к развалу.

Само собой разумеется, эти русские люди не считали нужным поддерживать "Муромцев", хотя бы и потому, что их поддерживало ненавистное им "императорское" правительство. Громадное же большинство русских людей считало, что не их дело думать о поддержке изобретения Сикорского. Мало ли строят всяких аэропланов? Над тем, как поддержать это русское дело, нужно было ещё подумать, а ведь это отвлекало от игры в винт, бридж, преферанс и других тому подобных "серьёзных" занятий…

Возможно, что если бы Сикорский избрал целью своего полёта не Киев, а Москву, где ему следовало поклониться тамошним золотым тельцам, то московские меценаты, поливавшие в своё время шампанским дорожки в саду у Шарля Омона, "чтобы не пылило", или жертвовавшие в 1905 г. "миллион на революцию", и сделали что-либо. Но шум моторов "Муромца", летевшего из бюрократического Санкт-Петербурга в Киев, не достиг Москвы и постройка "Муромцев" продолжалась в маленькой мастерской Русско-Балтийского завода…"

Волшебную философию русских сказок прежняя Империя не смогла использовать ни для Сикорского с его воздушными кораблями, ни для Гаккеля с его монопланами обтекаемых форм, на двадцать лет опередивших время, ни для Попова с его радиосвязью…

Увы, и СССР, изначально провозгласивший символом "красной веры" смелость в построении того, чего мир прежде не видел, науку и технику, логику прорыва не выдержал. Всё снова скатилось к рабскому подражанию Западу, к глухому неверию в русский национальный гений. И несть числа примерам того, как Советский Союз упускал великолепнейшие, сказочные возможности для того, чтобы управлять будущим всего мира. Вспомним хоть первый в мире мобильный телефон Куприяновича, хоть первую в мире спутниковую передачу телевизионного сигнала…

Философия Русского чуда, что содержится в наших сказках, "протоколы Ивана-Дурака", лежат буквально на поверхности. Да вот беда: чтобы понять их, а тем паче использовать в жизни, — надо самим быть тем самым Священным Иваном-Простецом. Нужно самому быть вечным ребёнком.

Но таких людей мало. Зато много тех, кто, дорвавшись до власти и богатства, сваливаются в мещанство с миллиардами. Становятся теми самыми "мёртводушными взрослыми" с банальными до ужаса устремлениями. Купаясь в деньгах, они давно могли бы окружить себя творцами и конструкторами. Ну, как Медичи, что щедро финансировали Леонардо да Винчи. Но — вместо парусных кораблей новой эры, с жёсткими мачтами-крыльями, вместо гибридных воздушных кораблей или установок низкоэнергетического термоядерного синтеза — эти приматы спускают миллиарды на свои квартиры и дворцы. Или покупают кричаще роскошные яхты немецких верфей "Люрссен". Они страшно заняты: 24 часа в день и семь дней в неделю они хапают, крадут из казны, грызутся друг с другом в аппаратных войнах, плетут интриги и подсиживают друг друга. Искреннее считая себя неутомимыми трудягами, они исступлённо спускают и проматывают Русское будущее. Того, что они спустили на роскошно-расточительные олимпиады и мундиали по футболу, наверное, могло бы с лихвой хватить на полёт к Марсу…

Если наш соотечественник сегодня изобретёт нечто, чего ещё не изобрели нигде в мире, то испугается сам. Если же не испугается и продолжит работать, то затем налетит на чинушу, который первым делом спросит: "А это уже есть на Западе? Нет? Иди-ка ты подальше…" Да только ли в чиновниках дело? Перед русским новатором встанет толпа местных идиотов. Тупых богачей, которые теперь, конечно, уже не поливают дорожки шампанским, но по-прежнему тратят шальные миллионы на что угодно, только не на поддержку русских гениев. Эти мрази выбросят горы золота на яхты и любовниц, на очередную церковь или на футбольные клубы, однако удавиться будут готовы, коли речь зайдёт о средствах на новую разработку. Господи, неужели это — родовое русское проклятье? И не из-за этого ли моя страна нынче — трясина, гиблое место для изобретателей с учёными.

Смогут ли стать властью в России Святые Простецы, сказочные Иванушки? От этого зависит наше национальное выживание…

Илл. Космизм Русской Мечты. Иван-дурак и Месяц Месяцович. Кадр из диафильма «Конёк-Горбунок» (1966)

26 марта 2024
1.0x