Авторский блог Роман Синельников 03:41 23 апреля 2015

История одного отличника

И вновь о перестройке

Жил да был в одном селе отличник. Не так чтобы круглый: оценки всякие попадались. Но учиться любил, уважал знания, много читал, верил книгам и учителям — в общем закончил школу с серебряной медалью. Решив попытать счастья, отправил документы в столичный университет — и, к собственному удивлению, был зачислен на очное отделение без вступительных экзаменов.

В то далёкое время страна, только что оправившаяся от великой войны, возвращалась к своим корням. В университет вернулись старые профессора, не поднимавшиеся на кафедру десятки лет. Студенты узнавали от них о том, на каких основах должна строиться жизнь. Наш герой, как и прежде, верил книгам и преподавателям — вместе со своими университетскими друзьями.

Но вот университет окончен, выпускники распределены по городам и весям — и вдруг оказалось, что реальная жизнь не имеет ни малейшего касательства к тем конспектам, которые бывшие студенты увезли из лучшего университета страны. В подобной ситуации можно повести себя по-разному. Можно спиться. Можно уйти в цинизм и нигилизм. Наш отличник принял иное решение: отстаивать усвоенные в университете ценности, не предавать прочитанные книги, не предавать своих учителей. Всем, кто считает, что «книга — одно, а жизнь — другое», раз и навсегда доказать: жизнь можно устроить на основе единства слова и дела.

В своей работе наш герой не боялся экспериментировать и постоянно натыкался в связи с этим на «сопротивление среды». Но странное дело: это сопротивление совершенно не мешало ему подниматься по карьерной лестнице всё выше и выше. По-видимому, кадровые службы к тому моменту уже перестали разбираться в людях и понимать, что ими движет. Скорее всего они ориентировались на формальные маркеры, в том числе на склонность к эксперименту.

Ровно тридцать лет назад, 23 апреля 1985 года, наш отличник, поднявшийся до самого верха, — Михаил Сергеевич Горбачёв — провозгласил на Пленуме ЦК КПСС реформы, которые позже были названы перестройкой.

Ему было достаточно несколько раз сказать о единстве слова и дела, об «уроке правды», о нравственности в политике — и миллионы отличников, таких же, как он, неожиданно увидели открывшийся шанс наконец-то поставить на место всех, кто считает, что «книга — одно, а жизнь — другое». Шанс, который выпадает, возможно, раз в жизни. Шанс, которым не воспользоваться нельзя.

И страна рухнула.

…К чему я всё это говорю?

К тому, что сегодня, как и все последние годы, Горбачёва опять будут называть предателем.

Если такая точка зрения останется преобладающей, значит, мы опять ничего не поняли, ничего из нашего опыта не вынесли и точно так же беззащитны перед угрозой распада страны, как и тридцать лет назад.

А вот если мы сделаем выводы и сумеем вовремя объяснить своим детям, что учителя и книги могут по крайней мере ошибаться, а иногда — все грешны! — и врать, что стопроцентно доверяться им не стоит, что жизнь богаче и интереснее любой книги — значит, есть шанс не наступить вновь на те же грабли.

Поэтому Горбачёв — не предатель.

Горбачёв — отличник.

1.0x