Сообщество «Форум» 10:01 23 ноября 2021

"Исполнять свои обязанности..."

Что происходит с "Литературной Россией"?

Ситуация с прошедшим 3 ноября силовым прекращением работы редакции газеты «Литературная Россия» в помещении на Цветном бульваре, арендуемом ею у столичного Департамента городского имущества, не вызвала практически никакого общественного резонанса не только за рубежом, но и внутри страны: ведь не редакцию «Новой газеты» выбрасывают на улицу. Да и политики в этом деле вроде бы нет никакой, зато арендатору предъявлены многолетние долги по оплате помещения в размере около трёх миллионов рублей — т.е. налицо типичный спор органа власти с хозяйствующим субъектом. Данная ситуация через неделю получила продолжение и развитие в решении Совета учредителей АНО «Редакция газеты «Литературная Россия» от 10 ноября о смене главного редактора газеты: Вячеслава Огрызко, руководившего «ЛР» более 17 лет, на этом посту должен заменить его предшественник Владимир Ерёменко. Причиной такого шага названа необходимость спасения газеты от затяжного творческого, организационного и хозяйственного кризиса. Однако, как стало известно, Вячеслав Огрызко свои полномочия сдавать пока отказывается и намерен, вместе со своим редакционным коллективом, продолжать выпуск газеты и работу сайта litrossia.ru. Мы обратились к опальному главреду и предложили ему высказать свою точку зрения на данную проблему. Краткий вариант «неисковых» моментов состоявшейся и длившейся более трёх часов беседы предлагаем читателям сайта zavtra.ru в настоящем материале.

«ЗАВТРА». Вячеслав Вячеславович, извне, стороннему наблюдателю ситуация видится так, что под вашим многолетним руководством одна из немногих общероссийских литературных газет с более чем полувековой историей действительно дошла, что называется, «до ручки», и ей теперь грозит безвременная кончина. Поэтому соучредители, озабоченные судьбой своего детища, и приняли решение «резать, не дожидаясь перитонита». Насколько эта картина соответствует той реальности, которая видится вам лично изнутри проблемы?

Вячеслав ОГРЫЗКО. Отвечать на ваш вопрос я начну с конца, с вроде бы принятого соучредителями АНО «Литературная Россия» решения о моей отставке с поста главного редактора газеты. К сожалению, здесь я не могу сказать ничего определённого, поскольку официальных бумаг, подтверждающих данное решение, с подписями и печатями, мне представлено до сих пор не было — я, как и вы, довольствуюсь по этому поводу разного рода слухами и публикациями в нескольких СМИ. Помимо всего прочего, вопреки этим публикациям, о месте и времени заседания Совета учредителей я как физическое лицо, которое входит в этот Совет, также не был извещён ни в официальном, ни даже в неофициальном порядке. Ходят слухи, что кто-то где-то на какой-то почтовый адрес какую-то информацию когда-то отправлял, но мы же все взрослые люди, законодательство знаем и знаем, какие действия в данном случае юридически значимы, а какие — нет. Не считаю себя вправе сделать вывод о том, что со мной в данном случае решили «сыграть в прятки» и принять нужное решение за моей спиной, но, опять же, мы с коллегами-соучредителями достаточно давно и хорошо знакомы, мой номер телефона все они знают, но ни до, ни после 10 ноября к моменту нашей беседы никто из них на связь не выходил, поэтому я со своей стороны тоже никакой инициативы по данному поводу проявлять не собираюсь. Тем более, много лет назад съезд Союза писателей России (СПР) принял официальное решение о выходе из состава Совета учредителей АНО «Редакция газеты «Литературная Россия», оно с тех пор, насколько мне известно, ни одним из последующих съездов СПР не отменялось, но и никаких реальных юридических последствий за все эти годы не повлекло — за исключением того, что финансовые отношения все эти годы равнялись нулю, даже учредительский взнос со стороны СПР так и не был внесён. Но это, так сказать, лирическое отступление или, наоборот, лирическое вступление. А главный момент заключается в том, что я готов обсуждать имеющиеся проблемы и искать варианты их решения. Но, видимо, где-то сложилось мнение или даже убеждение, что обсуждать тут с Огрызко нечего, и он по-любому должен уйти, а дальнейшую судьбу газеты можно и нужно решать уже без его участия.

«ЗАВТРА». Может быть, речь в данном случае идёт уже не о «кредите доверия», а о «кредите терпения», который в отношении лично вас где-то достаточно высоко «наверху» лопнул? Разве вы, как главный редактор «Литературной России»с 2004 года, не несёте свою — и немалую — долю ответственности за ту сложнейшую и тяжелейшую ситуацию, в которой сейчас оказалось это издание?

Вячеслав ОГРЫЗКО. Конечно, несу и, кстати, готов нести дальше. В частности, уступив своё место главного редактора тем, кто даст реальные гарантии того, что газета будет издаваться и дальше. Но таких гарантий никто не даёт. Вы сами прекрасно знаете, что такое сегодня «бумажное» издание газеты или журнала, насколько это сложная, затратная и статусная вещь, насколько мощная база для этого нужна.

«ЗАВТРА». И вы столько лет её каким-то образом обеспечивали. Что случилось и когда? Откуда у редакции такие многомиллионные долги?

Вячеслав ОГРЫЗКО. Это действительно моя вина. Ответственности с себя я не снимаю. Но эта вина заключается, прежде всего, в том, что на страницах «Литературной России» публиковались мнения писателей и читателей не только по литературным, но и по различным общественно-политическим проблемам нашей страны в целом и различных её регионов в частности. Порой — весьма критические мнения. Часто — касающиеся ситуации в Москве. Понятно, что беспроблемной жизнь такого мегаполиса, как столица России, не может быть по определению. Но представления о допустимом уровне критики у меня и у ряда московских чиновников, видимо, сильно отличались, нарастали и, в конце концов, стали несовместимыми. Причем по фактажу публикаций предъявить какие-то претензии было нельзя, иначе бы газету просто засудили, но, видимо, всё больше раздражало само наличие такого неподконтрольного источника информации, как «Литературная Россия». И когда в 2016 году для СМИ в Москве отменили льготы по ставкам арендной платы и тарифам на коммунальные услуги, это вызвало достаточно громкие протесты, и прежние ставки для многих изданий вернули. Но не всем. Нам, кто выступал одним из инициаторов тех протестов, — не вернули, хотя и обещали. Моя вина состоит в том, что я этим обещаниям верил. И не просто верил, но надоедал властям напоминаниями о них. Всё, что с этим связано — настоящий детектив. Он закончился тем, что нам выставили официальный долговой счёт на три с лишним миллиона рублей и потребовали его погашения в кратчайшие сроки. Часть этого счёта мы при помощи наших читателей и почитателей, пустив, что называется, шапку по кругу, мы оплатили, осталось «непогашенным» чуть больше миллиона рублей, но сразу после выборов машина закрутилась так, что нам был перекрыт доступ в помещения редакции, к нашему имуществу. Абсолютно неправомерно, на мой взгляд. Но пусть эти моменты решает суд, хотя, конечно, это невосполнимый удар. Даже если нам всё вернут, в своем личном архиве, который захватчиками был перевернут вверх дном, мне нужно будет восстанавливать порядок не меньше года — но это если ничем другим больше по жизни не заниматься…

«ЗАВТРА». Да, понимаю, насколько это разрушает весь мир писателя. Вячеслав Вячеславович, конкретные «явки, адреса, пароли» оставим за рамками предстоящей публикации. Но даже из советского курса истмата мы помним ленинскую цитату о том, что «любая газета — это не только коллективный пропагандист, но и коллективный организатор», то есть узел сплетения множества интересов разных людей, групп и социальных страт. «Литроссия» все эти годы тоже не существовала в вакууме, как некая «вещь в себе», без взаимодействия с внешними силами. Вам наверняка шло множество сигналов о том, что позицией газеты, вашим курсом кто-то недоволен, что всё может вот так нехорошо закончиться. Вы не считали эти сигналы заслуживающими внимания и реакции с вашей стороны?

Вячеслав ОГРЫЗКО. Вы правы, таких сигналов было предостаточно, но они, я бы сказал, не носили системного и целевого характера. Даже наоборот, шли постоянные заверения о том, что проблемы носят временный характер, что вот-вот будет достигнут определённый компромисс. Но, как теперь выяснилось, эти заверения не то, чтобы не имели под собой реальных оснований, но требовали всё новых и всё больших уступок с моей стороны. Очередные, уже абсолютно неприемлемые, предложения, признаюсь, вызвали очень резкую реакцию с моей стороны, после чего ситуация стала лавинообразной. Лично у меня есть ощущение того, что всё это достаточно жёстко, хотя и не напрямую, связано с уже начавшимся процессом трансфера высшей политической власти, который меняет весь баланс сил в нашей стране.

«ЗАВТРА». Не вижу оснований ни соглашаться с такой вашей личной оценкой, ни опровергать её. В любом случае время всё расставит по своим местам. Остаётся заключительный вопрос: что дальше?

Вячеслав ОГРЫЗКО. Как говорил Александр Фадеев в романе «Разгром», написанном по материалам гражданской войны столетней давности на практически родном мне Дальнем Востоке, «нужно было жить и исполнять свои обязанности». Чем я и намерен заниматься до сколько-нибудь адекватного и правового решения данного конфликта: выпускать новые номера газеты «Литературная Россия», продолжать работу нашего сайта и так далее.

«ЗАВТРА». Спасибо за эту беседу и представленную информацию.

Беседу вёл Владимир Винников

1.0x