На сходившей с ума весь 20 век планете произошло событие, грандиозность которого нам еще предстоит осознать. Причем внешне ничего грандиозного не произошло – это не мировая революция, не мировая война, это, в сущности, на первый взгляд безделица: всего-то победа футбольной команды в одной восьмой чемпионата Европы.
Тем не менее, это грандиозное событие для нашего продажного потребительского века. Маленькая Исландия, с населением около среднестатического российского города, создала футбольную команду, футболисты которой играли не за деньги. Неизвестно за что они играли: за страну, за удовольствие, из любви к спорту. Но точно не за деньги, так как по всем статьям расходов исландская сборная в тройке самых малобюджетных команд чемпионата. Такого в коммерциализированном большом спорте не было, наверное, лет 50.
Что-то изменилось в этом мире, если тренер, по совместительству работающий дантистом, может дать сто очков вперед знаменитым капелло, адвокатам, и прочих великим мастерам с многомиллионными контрактами в твердой валюте.
Спорт давно уже потерял тот смысл, который в него когда-то вкладывался человечеством. Об этом емко и точно высказался в своей «Зеленой книге» великий Муаммар Каддафи. Позволю себе привести длинную цитату, она стоит того, чтобы ее вспомнить, хотя бы в сокращении:
«Было бы неразумно, если бы люди ходили в храм не для того, чтобы молиться самим, а для того, чтобы посмотреть, как молятся другие. Столь же неразумно, когда толпы людей идут на стадионы и спортивные площадки не для участия в спортивных играх, а ради того, чтобы посмотреть выступления какого-либо спортсмена или группы спортсменов.
Спорт подобен молитве, еде, отоплению, свежему воздуху. Люди не ходят в ресторан, чтобы смотреть, как едят другие. Нелепо также представить себе людей, поручивших другим вместо себя греться у огня или освежаться у вентилятора. Столь же нелепо, когда общество позволяет отдельному человеку или группе людей монополизировать спорт, отстранив от него общество, причем общество оплачивает все расходы спортсмена-одиночки или группы спортсменов. С демократической точки зрения это столь же недопустимо, как недопустимо, чтобы народ позволял отдельному человеку или группе людей - партии, классу, клану племени, парламенту решать от имени народа его судьбу или определять его потребности... .
Массовый спорт - это социальная потребность людей, поэтому недопустимо как со спортивной, так и с демократической точек зрения передоверять занятия спортом другим лицам... .
Традиционной основой современного спорта во всех государствах мира являются спортивные клубы, в распоряжении которых находятся все средства и возможности в области спорта. Эти организации представляют собой такие же социальные монополистические институты, что и институты политической диктатуры, монополизирующие власть от имени масс, экономические институты, монополизирующие богатства, отнятые у общества. Подобно тому, как эпоха масс сокрушает институты, монополизирующие богатства, власть и оружие, она должна сокрушить и институты, монополизирующие социальную активность - занятие спортом... .
Коллективный спорт - дело масс. Учитывая пользу, которую спорт приносит как средство оздоровления и развлечения, спорт - это право всего народа. Неразумно превращать спорт исключительно в достояние одиночек или отдельных групп людей, позволив им единолично использовать оздоровительную и нравственную стороны спорта, в то время как массы будут обеспечивать их всем необходимым и оплачивать все расходы.
Тысячи аплодирующих и смеющихся зрителей, заполняющих трибуны стадионов, - это тысячи введенных в заблуждение людей, которые, не имея возможности заниматься спортом лично, праздно сидят на трибунах и аплодируют чемпионам, которые перехватили у них инициативу, оттеснили их и монополизировали спорт, используя в своих интересах возможности, предоставленные им массами.
Трибуны стадионов существуют лишь для того, чтобы закрыть массам доступ на спортивные поля и к спортивным сооружениям, не дать массам возможности заниматься спортом. Трибуны стадионов исчезнут, когда на них некому будет сидеть... .
Творцам жизни не пристало следить за тем, как актеры на сцене изображают жизнь. Точно так же скачущие на конях всадники не сидят на трибунах во время скачек. Если бы каждый имел коня, то не нашлось бы желающих наблюдать за скачками и аплодировать их участникам. Сидящие зрители - это те, кто не могут сами заниматься этим видом спорта, потому что не умеют ездить верхом.
Кочевые народы не знают театра и зрелищ, потому что жизнь их предельно сурова, заполнена трудом, они серьезно воспринимают жизнь, им смешны всякие имитации жизни. Эти люди не смотрят спортивные состязания, а отдаются радостям массового участия в них, потому что они ощущают стихийную потребность участвовать в таких выступлениях самим...».
Трудно судить насколько прав был лидер Джамахирии в деталях, но что в целом спорт давно уже стал не только имитацией жизни, но и имитацией ... самого спорта показали и последние допинговые скандалы. Особенно если вспомнить узкую направленность антидопингового удара на спортсменов одной конкретной страны – России.
Современный большой спорт – это бизнес, это политика, это механизм распила. Это свидетельство упадка проевропейской цивилизации. Глядя на беснующихся фанатов, как не вспомнить фазы обскурации Льва Гумилева.
Однако история исландской сборной ломает эти представления. Причем не менее изумительный пример показали и болельщики команды. Это были не застрявшие в детстве, используемые футбольными клубами для извлечения прибыли фанаты, а именно болельщики, такие, каких мы видели в СССР – доброжелательные, веселые, позитивные. Болельщики из нашего детства, когда мы ходили на футбол с отцами.
Вполне возможно, что это станет новым веянием. Как рассказывают очевидцы, такими же позитивными были и болельщики сборных Ирландии, Ольстера. Конечно, в море английского, турецкого, российского фанатства – это капля. Но исландский случай, вдруг неожиданно показал, что когда коллективный спорт – дело масс, то он может творить чудеса и со спортом и с массами.
Еще задолго до чемпионата во Франции об Исландии писали, как о его безусловном участнике. В стране в самом деле произошел бум массового спорта. Все началось с кризиса 90-х годов. Маленькая островная страна столкнулась с катастрофическими последствиями перекоса экономики в сторону финансово-кредитной. Это привело Исландию на край катастрофы – молодежь спивалась и подсаживалась на наркотики, активное население уезжало из страны, смертность значительно превысила рождаемость.
Тогда правительство все свои ресурсы бросило на развитие массового спорта, в первую очередь футбола: по стране началось строительство стадионов и спортивных комплексов, футбол начали внедрять в школьные программы, даже разработали систему поощрения детей, совмещающих спорт и учебу.
Успех этой программы мы все могли видеть во Франции. Причем не только в лице футбольной команды, а что более важно – в лице футбольных болельщиков.
Станет ли этот пример заразительным для остальных покажет время. Во всяком случае, 330 тысяч исландцев уже вырвались из привычной нам модели большого спорта. Если же это останется чисто исландской историей, то нам придется признать правоту древнего христианского теолога Тертуллиана:
"Нельзя без срама смотреть на все, что происходит на стадионе: на кулачный бой, на попирание ногами, на пощечины и другие буйства, обезображивающие лицо человека, созданного по образу божию. Благоговея к религии, ты не станешь одобрять безумного бега, бешеных движений, сопровождающих метание диска... Уважая стыдливость, ты не будешь выставлять напоказ телесных сил, служащих единственно тщеславию тех, кто их употребляет, и к унижению тех, против кого они направлены".
http://evrasia-today.ru/obshchestvo-i-politika/95-islandiya-s-chem-my-stolknulis