Авторский блог Полина Винникова 00:00 31 декабря 2019

"Ирония Судьбы": символика костюмов и цвета

Детали визуального плана картины

Работа постановщика, костюмера и декоратора — пусть и не в равной, но в значительной степени создаёт реальность кинокартины, раскрывая (либо дополняя) замысел режиссёра — именно поэтому существует отдельная номинация Оскара "За лучшую работу художника-постановщика".

Центральная нить фильма — противоставление холода тепла. Тёплая цветовая гамма фигур Нади и Жени — противопоставлена ледяному царству зимы:

двойной клик - редактировать изображение

Противопоставление льда метели — тёплу свежеполученных квартирок, холода бездушной рутины и одиночества — теплу Настоящего Призвания и Рождественского Чуда. В СССР человек был довольно защищён социально, и поэтому не боялся физически пропасть от голода и холода, но его терзала пробема зажиточных стран — то, что сейчас на Западе называется borеout, выскучание, омертвение автоматизма, вымораживание души.

двойной клик - редактировать изображение

Забавное и волшебное совпадение: в титры фильма вкралась опечатка. «Искючительно в новогоднюю ночь». А знаете ли, что такое «КЮЧ»? Совершенно случайно, это означает «КОРЕНЬ». И фильм, на глубинном уровне, о возвращении к некоему истоку: к себе настоящему, настоящей любви.

Об этом и песня вступительных титров:

Со мною что-то происходит,

Ко мне мой старый друг не ходит,

А ходят в праздной суете

Разнообразные не те…

В общем, это о призвании и о поиске призвания. И стартует фильм со сцены поиска: герой Ширвиндта ищет дом своего друга.

Ну и первый кадр с костюмами: средних лет хирург Женя и его невеста, красавица Галя, наряжают ёлку. Галя настроена решительно и напирает. Женя стоит спиной к окну и закрывается ёлочкой, как будто готов обороняться до последнего, но в крайнем случае таки выпрыгнуть в окно, как герой «Женитьбы» Гоголя.

двойной клик - редактировать изображение

Костюм Жени, в общем, свидетельствует о том, что ему не слишком радостно. Ученически-школьный воротничок — не белый, а в синюю полоску, как роба каторжника. Свитер же похож на наброшенную на плечи рогожу, лохмотья смиренного нищего. Да, ещё на нём — толстые старческие очки. Ученик +старик+нищий +подневольный каторжник — вот так он себя ощущает в этот момент.

двойной клик - редактировать изображение

«—Женечка, а знаешь, когда люди поют? — Когда? — Когда они сча-стли-вы!»

Он берёт гитару в руки и поёт. Но показательна постановка вопроса со стороны Гали: счастлива она, а петь должен он. Невозможно испытывать чувства за другого человека, вот в чем дело, а барыня желает, чтобы он здесь и сейчас был счастлив и проявил счастливость, он должен покорно исполнить. Вообще она предполагает командовать, и испытывать чувства за него, дышать за него. А он пусть работает, глупый тормоз. Поёт.

Он послушно, как школьник перед учительницей, начинает петь. Но песня, нежно-бережная по форме, такая мертвенно-смиренная, что это практически реквием, это тихое развоплощение надежды. Засыпает нищий в сугробе и метели, и вот ему уже почти тепло.

«Никого не будет в доме.

Кроме сумерек.

Один

Зимний день в сквозном проеме

Незадернутых гардин.

Только белых мокрых комьев

Быстрый промельк Моховой,

Только крыши, снег, и кроме

Крыш и снега никого.

Крыш и снега никого.

И опять зачертит иней,

И опять завертит мной

Прошлогоднее унынье

И дела зимы иной.

И дела зимы иной.

Но внезапно по портьере

Пробежит волненья дрожь.

Тишину шагами меря.

Тишину шагами меря.

Тишину шагами меря,

Ты, как будущность, войдешь.

Ты появишься у двери

В чем-то белом, без причуд,

В чем-то, впрямь из тех материй,

Из которых хлопья шьют.

Из которых хлопья шьют».

В контексте фильма это стихотворение, в общем, не про счастье, как того требует Галя. И не про любовь. «Никого не будет рядом» — это что-то слегка про «А куда деваться?», «На безрыбие…». «Что-то вроде тех материй, из которых хлопья шьют» — одежда невесты кажется ему ледяной, в общем, Женю не очень греет светящая ему перспектива.

Следующий кадр нам это иллюстрирует вслед за песней. Вот так Женя воспринимает Галю.

двойной клик - редактировать изображение

Как Снежную Королеву. Для Гали это свадебное платье, которое она сейчас примерила: но это для неё. А для Жени — тот самый зимний наряд, от которого разлетаются снежные хлопья. А он сам себе — зашуганный ученик, маленький мальчик Кай, старающийся сложить из слова «надо» слово «любовь».

Галя, в принципе, и действует, как Снежная Королева. Если помните, в сказке та дважды поцеловала Кая, и он забыл всё на свете. «А если я поцелую тебя третий раз, ты умрёшь, - сказала она. Кай взглянул на нее, она была так хороша! Он и представить себе не мог более умного, более прелестного лица. Теперь она не казалась ему ледяной, как в тот раз, когда сидела за окном и кивала ему. В его глазах она была совершенством… А Снежная королева только улыбалась».

Галя действует аналогично — она вызывает ревность, она говорит Жене о своей любви, а когда и это не помогает, вызывает у него физическое желание. На пике неудовлетворённого желания он таки делает предложение и вручает ей ключи от квартиры в знак серьёзности намерений. Решено: он переселяется под мантию к той, кого считает Снежной Королевой.

Но серьёзно ошибётся тот, кто решит, что Галя действительно, в реальности какой-то ледяной монстр. Ничего подобного. Такой видит её Женя. Сама себя она видит иначе.

Она обычная женщина. Мало того. Ещё она рыжеволосая — пламенная, любящая женщина. С красными розами на блузке: алые символы горячего чувства на черной, как отчаяние, ткани.

двойной клик - редактировать изображение

И в зеркале, в котором Женя видит её Снежной Королевой, она видит себя нечто средним, между невестой и Снегурочкой, делающей дорогой подарок.

Она и правда подарок — настоящая красавица. «Не могу понять, за что она полюбила меня…Она ведь намного младше меня. И она — такая красивая…» — говорит Лукашин.

Но почему над их союзом всё время маячит лампа со стеклянным прозрачным подсвечником, столь похожая на осколок льда?

двойной клик - редактировать изображение

Галя ошибается тем, что можно назвать психологическим барством. Она и любит, и говорит, и творит добро — в режиме монолога, в режиме барыни, командующей неразумными холопами.

На работе, с подчинёнными, или в школе с учениками — Галин тон был бы правильным. Но Женя Лукашин — не её подчинённый и не ученик.

Галя прямолинейно давит в личных отношениях. Хотя и во имя добра: действительно, это выглядит так, что если Женя не женится на ней, он не женится никогда. Минус ячейка общества. Обществу — убыток, Жене — одинокая старость, жениным пациентам (он врач-хирург) — вероятно, менее качественное обслуживание.

Но холодная и не совсем справедливая истина жизни заключается в том, что в личных отношениях люди запоминают не то, что вы сделали для них, а то, что вы их заставили почувствовать.

Ну вот Галя раздражённо командует и давит, как дышит. Предлагая прекрасную себя, почувствовать даёт своему другу себя тупым учеником и каторжником.

«Женечка» — обращается она к нему голосом строгой ироничной учительницы. «Верхушечку подай. Верхушечку подай, говорю! Катаняны? Обойдутся. Мама? Накроет всё и уйдёт к соседям».

Эта милая командирша при этом стоит на чужом мягком красном стуле в уличной обуви — как бы, ей кажется, на высоте своей любви и желания причинить добро. Однако, это не её стул всё же.

двойной клик - редактировать изображение

Галя видит в Жене школьника, который мямлит у доски исключительно от глупости, и он раздражает её. Но внутри себя Женя не школьник. Он участковый врач-хирург, после страндартного советского 24-часового дежурства. И скорее всего, он задаётся вопросом, как он выдержит у себя дома двух строгих, насмешливо-ироничных учительниц. Учительница насмешливая у него уже есть одна:

двойной клик - редактировать изображение

Образ, интонации и костюм мамы Жени Лукашина – это образ, интонации и костюм типичной учительницы или даже гувернантки первой половины 20 века.

Галя же — учительница ещё пожёстче.

Когда Женя разогревается и начинает рассуждать о предложении, Галя обрывает его и насмешливо-холодно озвучивает всё сама.

«Неужели ты и правда решишься!.. После двухлетнего знакомства!» — зло и иронично играет голосом она, насмешливо закатывая глаза. И это, для Жени, пощечина в слегка приоткрывшуюся личность.

И Женя вскакивает с дивана и снова прячется за ёлку, как затравленный заяц: возможно, подсознательно примерно догадывается, в кого может превратиться Галя с такими, в мирное время, военными командирскими интонациями, спустя десять лет. И в кого при ней превратится он:

двойной клик - редактировать изображение

И его не греет такая перспектива. Хотя объективно Галя – подарок судьбы. Но нет у них эмоционального резонанса, нет диалога, Галя не считает его чем-то с самостоятельными эмоциями, она поглощена исключительно своими чувствами и планами, а Лукашин для неё – немного смешной и туповатый объект их исполнения. Она вообще его не видит, он только раздражает её, при том, что хочет за него замуж как можно скорее.

И вот Женя идёт в баню, согреться, и там происходит то, что копилось под спудом. Он выпадает в окно, как гоголевский жених - хотя окно это приняло вид аэропорта, и сбегает он не своей силой: т.к. Галя намного красивее и милее всё же, чем гоголевская невеста, она ему очень нравится, если бы не психологическое барство её, если бы она не была заодно ещё и Хоботовой и Корчкарёвым, любителями покомандовать.

А дальше, смотрите, какие интересные моменты.

«Ледяной» светильник в квартире Жени заменяется на тёпленько-бежевый – в квартире Нади. «Тут есть надежда, тут будет тепло».

двойной клик - редактировать изображение

Уже не лёд осеняет их союз, а мягкий тёплый свет:

двойной клик - редактировать изображение

И если Галя — только немного Герда, а скорее и больше — порывистая рыжеволосая Разбойница, с манерами Снежной-Королевы-барыни, то Надя по внешности подана как – чистая, архетипическая Герда.

двойной клик - редактировать изображение

И прическа её — во многих чертах копия причёски Герды из советского фильма «Снежная Королева» 1966 года.

двойной клик - редактировать изображение

Да, Галя — Разбойница с манерами властной Снежной Королевы. Она хотела вытащить этого, по её мнению, глупого ослика, Женю, в брак из жалкой холостяцкой жизни, пренебрегая, в общем-то, им самим. Минуя диалог с его глубинной личностью. Поэтому на ней утром блузка а-ля цыганское платье – блузка, как это ни странно и не печально, воровки. «Ай-на-не, ай-на-не, ну, конечно, не белый конь, но давайте сведём этого смешного упрямого ослика со двора»:

двойной клик - редактировать изображение

Это всё — одежда с цыганскими мотивами.

двойной клик - редактировать изображение

Горюющая в пустой квартире Галя — одета тоже в цыганское платье, и облик её чем-то аналогичен Разбойнице из фильма «Снежная королева» 1966 года:

двойной клик - редактировать изображение

«Мне стыдно?!! Я у вас жениха не крала!!!». В том-то и конфликт между Женей и Галей, тонкий, незаметный, скрытый конфликт, что она видит его вещью. Которую хочет управить наилучшим образом – женить на себе. «Собралась увести осла. Но кто-то увёл осла раньше меня. Отвратительные люди» — примерно так она воспринимает произошедшее. Вот она его видит объектом, без души и собственной воли.Который можно украсть, например. А он, глупое низкое существо на веревочке, пойдёт.

Похожий конфликт на почве слепоты и объективизации, поглощённости собой и игнорирования чувств второго, — например, случился между Карандышевым и Бесприданницей. Но там он ещё хуже закончился, поскольку Карандышев, с одной стороны, был поглощён собой вообще тотально, и хотел заставить подчиниться своей картине мира — людей намного сильнее себя, используя Ларису как неодушевлённый рычаг. С другой стороны, Карандышев имел мало козырей на руках. Лариса же сочетала в себе сильные стороны и Гали, и Жени: и красоту, и жар, и тонкость, и искусство.

«Лариса(глубоко оскорблённая): — Я — вещь?..»

...И вообще Галя хорошая, но по молодости переоценивает формальную сторону жизни и своё влияние, живёт слегка в моносубъектном мире, где единственный субъект — она сама. А все остальные люди — объекты. Вещь-Женю можно женить на себе, а можно украсть; вещь-маму Жени можно весело и без диалога выставить из дома. И внешне вежливые диалоги её — по сути, строятся, как диалоги барыни с не слишком одушевлёнными и не блещущими интеллектом холопами. Это незаметный, тонкий план, но он есть. Первое, например, что она делает, когда перепуганный виноватый Женя звонит ей из Ленинграда — отчитывает его опять, со своей барской высоты за недостаточное почтение:

–Ты что, звонишь мне, чтобы поздравить меня с Новым годом??!!! Да я все морги обзвонила!!!

Но она не такая могущественная барыня, какой по молчанию кажется сама себе, поэтому она дальше начинает звонить опять. И отчитывает снова. В глубине души она хочет перевернуть ситуацию в свою пользу, конечно. Но из-за психологического барства в прошивке по умолчанию — она просто моментально съезжает на лекции оппонентам об их несовершенстве и жалком низком холопстве. В расчёте, видимо, что они проникнутся, признают себя низкими тварями. Но происходит нечто обратное. В сознании Жени она из пострадавшей превращается в обидчицу.

Хотя он и раньше от неё постоянно защищался: отвечал Гале обычно либо как бесплотное эхо, либо… «Не пугай меня!», «От тебя не убежишь…», «Давай подождём», «Мы и так вместе», «Всё-таки с Катанянами нехорошо получилось» — это не было похоже на желание быть вместе с его стороны. Но Гале это было неважно. Она поставила себе цель, и намерена была выжать из Жени нужные формальности, так или иначе. Его эмоции и его собственная воля — казались ей несущественной мелочью.

двойной клик - редактировать изображение

Но вернёмся к развитию сюжета.

Надя с Ипполитом в таком же «рубище нищего», то ли просящего, то ли ограбленного, как и Женя с Галей. Серые грубые свитера и кадры зеркальны: только Галя хочет быть вместе, видимо, больше, с пламенеющими розами её, нежели Ипполит с теплыми бежевыми полосочками на шарфе.

двойной клик - редактировать изображение

И тут тоже возникает мотив холода. Галя, сидя за празничным столом, поёт:

Как холодно

Ты замыкаешь круг

Не внемля

Увереньям бесполезным…

Кадр: Надя поёт, Ипполит слушает, они сидят за столом вместе, но в зеркале… отражается одна только Надя. Посыл кадра: с Ипполитом Надя внутренне одинока.

двойной клик - редактировать изображение

Платье Надя – воплощённое ровное, необжигающее и несжигающее тепло:

двойной клик - редактировать изображение

И Женя, буквально, становится другим человеком.

Куда-то пропадает и ученически-каторжный воротничок, и старческие очки, и рубище нищего. Пропадают и защищающиеся жесты и напряжённая улыбка, и эхо-ответы,и вечное непонимание.

двойной клик - редактировать изображение

Уже не такой он и не бестолковый. И речи его живые, и глаза внимательные, и жесты мужественные. Когда ему что-то действительно интересно.

И юмор появляется: «О, это Ипполит. Что-то его давно не было».

Бедняга Ипполит пусть меньше, чем Галя, но тоже переоценивает своё могущество. У него есть смягчающие обстоятельства: на работе он на руководящей какой-то видимо должности, и привык переносить эффективную с подчинёнными конструкцию отношений— в личную сферу. Да и ситуация, когда приходишь к скромной вроде бы невесте, а застаёшь у неё мутного пьяного мужика в трусах, способна выбить из колеи кого угодно, не только ушибленного предыдущей изменой мужчину.

Но всё же то, как Ипполит действует в течение конфликта, показывает в нём прошивку психологического барства по умолчанию, это-то его и подводит. «Не велика птица» — это он, в общем-то, обо всех окружающих разом. И истерит он не из-за Надиной предполагаемой измены — в Наде-то он в глубине души не сомневается, и это выясняется быстро. А из-за того, что вещи не слушаются его, выходят из-под контроля и не соответствуют его статусу. А должны. "Вызови ему такси и пусть катится до аэродрома" — лаконично, барским тоном распоряжется он. Сама жизнь и все близкие должны его слушаться – он не знает других алгоритмов взаимодействия. Жизнь в ответ на такие яростные претензии вываливает на него грузовик снега.

Ипполит привык давить в личных отношениях — и буквально выдавливает Надю из круга своего влияния. Беда Ипполита (как, впрочем, и Гали), в том, что у него маловато эмоционального интеллекта. За пределами своей профессии, которую Ипполит, судя по статусным вещам, знает досконально — И. буквально теряется в этом бурном мире, как маленький ребёнок в автобусе. И всё, что он не охватывает своим эмоциональным интеллектом, он пытается охватить гиперконтролем и яростно-злобной истерикой, амбицией психологического барства. Поэтому Ипполит, к сожалению — всегда на шаг позади: из-за отсутствия этого самого эмоционального интеллекта — он не успевает вовремя осмыслять и правильно реагировать на поступающую информацию.

Он громко хлопает дверью, подразумевая что прощается навсегда и невеста его шалава, которую он сейчас раздавит одним хлопком двери, как вошь, кричит «Не делайте из меня идиота!».

И дальше возвращается и снова хлопает дверью, уходя навсегда.

И ещё раз возвращается и ещё раз хлопает дверью, уходя навсегда.

В последнее своё явление он уже выглядит как, действительно, немножко идиот. Но он с собой всё это сделал сам. Он пьян и даже обтоптан. И он уже готов играть по правилам этих ничтожных вшей, которых со своей высокородной высоты не хотел даже и слушать… а теперь вот играет по их правилам, залезая под душ в одежде, как будто стыдя их: «Ах, баня, говорите? Подумаешь! Я тоже могу! Смотрите, вы, низкие недостойные люди. Бани им захотелось, романтики».

Но и тут он пришёл, чтобы прочитать с высоты лекцию неразумным ученикам-холопам: «Вы оба знаете, что я прав!».

— Ипполит, ну куда ты, замёрзнешь!

— А может быть, я хочу…заболеть и умереть!

Это страшное заявление портит то, что оно, озвученное вслух, скорее всего, рассчитано на зрителей, стоящих внизу у сцены-ванной.

«Если родители вас не слушаются,

Подарков хороших не дарят вам,

Вам надо в тёмный лес отправится

Пусть там волки вас скушают»

Если в свой первый хлопок дверью Ипполит — король, и Надя реально убита его хлопком двери и уходом, а Женя Лукашин — полупьяный шут, то несколько хлопков дверью и серия прощаний навсегда — потихоньку превращают Ипполита в фигуру скорее комическую («что-то его давно не было»), и вот они с Женей меняются местами.

Поэтому, когда Ипполит уходит мокрый, никто за ним не бежит. Хотя это и ужасающе плохо. Впрочем, такие мужчины долго на дороге не валяются, ночь закончилась, и светлым утром первого числа — наверняка найдётся возвращающийся с семейных новогодних посиделок ангел, который откребёт жаждущую страданий и мести попу Ипполита от обледенелой мостовой. А порядочный градус алкоголя в крови предохранит его от детского сценария «Наказать нехороших родителей своей смертью от обморожения».

Хотя возможно, ангел этот ощутит всю меру разочарования Ипполита в жизни вообще и в женщинах в частности.

И вряд ли это будет Галя. Даже если она вдруг неким чудом перенеслась бы в Ленинград, в ближайшие несколько месяцев она будет переполнена снизошедшим на неё гениальным открытием, что мужчины, оказывается, не ослы, а совсем другие копытные, и сама по этому поводу кому хочешь даст копытом в лоб.

Внешне Ипполит и Галя даже немного похожи,одинаково привлекательны, и были бы замечательной парой. Но, из-за уровня психологического барства каждого из них — скорее всего, посиди они рядом в течение часа, скажем, в очереди в поликлинику (один с простудой, другая — с нервами) они нашли бы друг друга чересчур жёсткими, если не передрались бы.

Возможно, они станут замечательной парой, когда подрастут. Когда Галя начнёт хотя бы пунктирно замечать других людей и их эмоции, а Ипполит вылечится от душевных травм и снизит вне работы желание постоянно читать близким лекции со своей высоты, лекции об их, близких, презренном холопстве.

Кстати, Женя и Надя — прошли каждый свою школу жизни. Они тоже были такими, как Галя и Ипполит, капризными гневными детьми: также уверены были, что весь мир к их услугам по умолчанию. Также рассчитывали получить себе в супруги людей, которые этого не хотели, и не замечали этого нежелания. Женя на свадьбе своего друга, заявил во всеуслышание его невесте: «Света, поскорее бросай Павла и выходи за меня, я буду тебя ждать». А Надя была десять лет в «браке выходного дня» — видимо, тоже с каким-то человеком, для которого она как партия не представляла особого интереса. Ну вот, теперь, после периода обучения, они встретили друг друга.

Надя входит в квартиру Жени, и прозрачная стеклянная лампа, которая в начале фильма являла собой пустой осколок льда, разгорается тёплым мягким светом:

двойной клик - редактировать изображение

И этот свет точно так же, как и в её квартире, как бы с двух сторон окружает её и её любимого, показывая: любовь есть, и она взаимна.

двойной клик - редактировать изображение

Фильм «Ирония судьбы» стал новогодней традицией оказывается не сразу, а после 2001 года. Советский человек был слишком защищён, слишком мало замерзал в домах, отопление которых стоило копейки, чтобы до такой степени нуждаться в чуде. А в лихие 90-е, когда буквально горела и страна, и судьбы, людям вообще было не до того. Какое там романтическое тепло, тонкие песни и поиски настоящего себя – на пожаре?

А вот после 2001 года ограбленным гражданам отчаянно захотелось, чтобы то, что выглядело оглушительным внезапным крушением счастья и планов, было спасено чудом и оказалось новым путём. Отчаянно захотелось, чтобы русский человек, подставленный «друзьями» и заснувший пьяным в самолёте, который он к тому же ещё и сам вёл, вышел из пике силой какого-то волшебного помощника, удачно приземлился и встретил свое счастье.

P.S. Визуальная часть картины «Ирония судьбы, или с лёгким паром», как и во многих других советских комедиях, создана была художником кино и режиссёром-постановщиком Александром Тимофеевичем Борисовым (1927—2017), уроженцем хутора Малая Каменка в Ростовской области.

двойной клик - редактировать изображение

О нём не так много информации в интернете, в основном, отзывы благодарных учеников, которых он, по их словам, «научил искусству кино». Как видим, за каждым чудом стоит в первую очередь труд и наука.

двойной клик - редактировать изображение

1.0x