Две свежие похожие новости. Первая из «Коммерсанта» за 13 октября: «Иранские поставщики бытовой техники ведут переговоры о покупке или аренде производственных линий в РФ, в том числе рассматривая местные заводы LG и Samsung, рассказал «Ъ» основатель Smart Solutions и экс-менеджер Vestel Гусейн Иманов. Гендиректор производителя бытовой техники Kuppersberg Дмитрий Шашкин также знает о заинтересованности иранских компаний в локализации в РФ». Вторая из «Ведомостей» за 18 октября: «Структура иранской Entekhab Group договаривается о приобретении завода турецкой компании Vestel по выпуску бытовой техники и электроники, расположенного в Александровском районе Владимирской области. Об этом «Ведомостям» рассказали два консультанта, работавшие с объектом. По их словам, общая площадь предприятия составляет 44.000 кв. м».
Конечно, у читателя неизбежно возникнет вопрос – а почему, например, на остановленных иностранных заводах не начать производить российские холодильники или, например, белорусские «Атланты», которые еще 20 лет назад все старались себе купить в нашей стране. Но, на самом деле, Россия с 2022 года регулярно обращается к Ирану за помощью в производстве или обслуживании самой разной продукции.
Сырье в обмен на турбины
25 мая 2022 года Тегеран с рабочим визитом посетил заместитель председателя правительства России Александр Новак. В официальном сообщении об итогах поездки, опубликованном вечером того же дня на сайте правительства России, много общих слов с акцентом на проекты, уже давно реализуемые российской стороной в Иране, и лишь «по касательной» приводится цитата Новака: «Сегодня мы видим значительное количество освободившихся рыночных ниш, которые могут быть заняты в том числе иранской продукцией». Можно понять, что Россия в общем-то одолжение тут Ирану делает.
А вот иранские СМИ, вполне себе государственные, рисуют иную картину, приводя большое количество отсутствующих у российской стороны деталей переговоров.
Вечером 25 мая в материале иранского информационного агентства Shana упомянуто: «Учитывая статус-кво, сотрудничество Москвы и Тегерана в экспортном секторе имеет большое значение, отметил вице-премьер, добавив, что российская делегация представила список продукции, необходимой ее стране для автомобильной, судостроительной и фармацевтической промышленности».
двойной клик - редактировать изображение
На следующий день иранский телеканал Press TV сообщил: «Министр торговли и промышленности Ирана Реза Фатеми Амин заявил в четверг, что Иран будет использовать бартерную торговлю с Россией для обеспечения поставок сырья для использования в своем металлургическом и горнодобывающем секторе. Выступая в кулуарах совместной ирано-российской комиссии по экономическому и торговому сотрудничеству в Тегеране, Фатеми Амин заявила, что Ирану придется импортировать сырьевые металлы, такие как цинк, свинец и глинозем, из России, чтобы удовлетворить растущий внутренний спрос. Министр заявил, что Иран сможет экспортировать в Россию автомобильные детали и газовые турбины в обмен на импорт российской стали. По его словам, некоторые иранские компании подписали соглашения на поставку или ремонт газовых турбин на российских электростанциях».
Цитату иранского министра и промышленности 27 мая привела русская редакция Информационного агентства Исламской Республики (The Islamic Republic News Agency, IRNA): «Фатеми также указал на ситуацию с дефицитом запчастей автопроизводителей в России. «У нас все готово для того, чтобы поставлять запчасти в Россию. Кстати, в сфере газовых турбин Иран достиг современных технологий, что привело к подписанию контрактов с российскими электростанциями по ремонту. На основе этого мы можем бартером импортировать сталь из России».
Понятно, что бартерный обмен отечественного сырья на зарубежную высотехнологичную продукцию это не то, о чем хочется рапортовать чиновникам, ибо, во-первых, уж очень напоминает экономику каких-то отсталых колониальных стран, во-вторых, подрывает благостную картину отчетов о всеобщем успешном импортозамещении. Но то, что такие переговоры велись, косвенно подтверждает сообщения Интерфакса от 27 июня 2022 года о том, что «весной правительство внесло газотурбинные установки MGT-70 иранского производства в перечень оборудования, не облагаемого НДС при ввозе».
двойной клик - редактировать изображение
С упомянутым сообщением Интерфакса вообще много интересного. Процитирую его основную часть: «ПАО «РусГидро» прорабатывает возможность заказа турбинных установок у зарубежных поставщиков, в частности, у Ирана, сообщил заместитель главного инженера компании Константин Молодкин на заседании экспертного совета Госдумы на тему импортозамещения в энергетике. «Мы прорабатываем различные варианты: и альтернативные зарубежные поставщики, и с Ираном сейчас ведем переговоры, потому что у них, вроде как, есть опыт производства ГТУ», – сказал он. «Есть проекты у «Силмаша», у ОДК по производству этих турбин, но, во-первых, нет серийно выпускаемых образцов. Во-вторых, те их планы, которые построены, там очень ограничены возможности производства, и чтобы дополнительно произвести еще необходимые нам в ближайшие годы ГТУ, мощности на это не рассчитаны сегодня. А строить дополнительные – мы уходим в конец 2025 годов», – добавил Молодкин».
Сообщение на Интерфаксе вышло, но затем было удалено, по прямой ссылке оно выдается информация, что «такого не существует», но оно доступно через Web Archive. Кого-то опубликованная информация явно задела.
Но о покупке турбин речь действительно идет. 23 октября 2022 года ТАСС вслед за иранскими СМИ процитировало заявление управляющего директора Иранской газовой инжиниринговой и девелоперской компании Реза Ношади: «85% оборудования и объектов, необходимых для функционирования газовой отрасли, производятся на территории Ирана. По этой причине мы заключили с Россией соглашение о поставке 40 газовых турбин иранского производства». Правда, поставлены ли турбины – неизвестно.
Иранские магазины одежды и стройматериалов
Синхронно появилась информация о попытках заинтересовать иранцев заменить ушедшие из России бренды одежды и обуви. Сообщение ТАСС от 12 апреля 2022 года: «Российский совет торговых центров (РСТЦ) заинтересован в открытии магазинов иранских брендов одежды для восполнения на рынке ниш, освободившихся после ухода западных компаний, при этом из-за необходимости решить ряд организационных вопросов это может произойти в течение трех лет, сообщила во вторник пресс-служба РСТЦ по итогам встречи с представителями иранского бизнеса в посольстве Ирана в России. «Россия заинтересована в открытии готовых магазинов иранских производителей, однако в процессе их вывода в российскую розницу предстоит разрешить целый ряд вопросов, поэтому в текущем году это маловероятно. Представители иранских брендов могут занять освободившиеся ниши на российском рынке в течение трех лет», - говорится в сообщении. Сотрудничество с иранскими производителями предполагается начать с запуска не менее 30 торговых точек по России или включения иранских брендов в ассортимент существующих сетей одежды и обуви, отметил основатель и управляющий директор РСТЦ Олег Войцеховский».
Публикация в «Известиях» от 26 февраля 2023 года: «Уже в этом году в России может появиться около 15–20 иранских марок одежды. 20 февраля иностранные компании уже провели встречу с отечественными управляющими ТЦ, а также с Минпромторгом, рассказали «Известиям» в Союзе торговых центров. По данным союза, сейчас выход в РФ рассматривают торговые бренды нижнего белья – Abbas и Rasoul, Hassan, Romina, Kiana, женской одежды – Samira, Jila, джинсовой одежды – Alireza и так далее. Один из производителей уже заключил договор на поставку продукции на 15 млн долл, но его имя пока не раскрывается… Компании заинтересованы в поставках в РФ, а также в открытии монобрендовых магазинов и присутствии в мультибрендовых точках… Торговые центры Москвы и регионов направят иранским партнерам информацию о возможных условиях сотрудничества. После завершения переговоров в РФ могут запустить магазины первых восточных марок».
Но по итогу пока ничего. И причина не только в том, что, как и все восточные люди, иранцы много и охотно обещают. Как отметил в апреле 2022-го управляющий директор РСТЦ Олег Войцеховский: «Иранские производители хотят развиваться в нашей стране, но без дополнительных вложений, например, через локального дилера, который будет закупать товар. Раскрученных брендов, узнаваемых в России, в Иране нет, поэтому потребуется также инвестировать деньги и время в создание бренда, маркетинговую поддержку товара». Аналогичное мнение в феврале 2023-го озвучила «Известиям» генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс: «Для выхода на российский таким компаниям необходимы локальные партнеры и дистрибьюторы, которые на свои средства будут запускать магазины, а изготовители из Ирана смогут поставлять местным закупщикам свои товары».
двойной клик - редактировать изображение
Похожая ситуация и в других сферах розничных продаж. 7 апреля 2022 года московский «Экспоцентр» и Иранская компания международных выставок подписали в Москве договор о сотрудничестве, после чего иранцев начали активно зазывать в Москву.
«Национальная экспозиция Ирана впервые представлена на Российской строительной неделе. Свою продукцию демонстрируют 11 иранских компаний. Открыл национальную экспозицию Чрезвычайный и Полномочный Посол Исламской Республики Иран в России Казем Джалали. В беседе с журналистами он отметил, что в связи с уходом с российского рынка крупных сетевых магазинов, таких как ИКЕА и ОБИ, у иранских компаний появилась возможность выйти на российский рынок», – сообщила 1 марта 2023 года пресс-служба «Экспоцентра».
Источником является иранская редакция Sputnik, вещающая на фарси, но можно найти русские переводы их материалов: «Г-н Казем Джалали, Чрезвычайный и Полномочный Посол Ирана в России, заявил в эксклюзивном интервью Sputnik, что с уходом крупных сетевых магазинов, таких как IKEA и OBI, с российского рынка в 2022 году Иран взял на себя инициативу и имеет план заменить западные компании на российском рынке: «У нас есть хорошие возможности для сетевых магазинов в Иране, и некоторые из наших крупных компаний консультируются с русскими, чтобы мы могли компенсировать этот пробел на российском рынке. «Мы планировали открывать сетевые магазины (продуктовые магазины) с иранской продукцией не только в Москве, но и в других крупных городах России». В беседе со Sputnik глава Палаты сотрудничества Ирана Бахман Абдуллахи подчеркнул, что с Торгово-промышленной палатой России подписано специальное соглашение о расширении поставок иранских товаров на всю территорию России, а также достигнуты предварительные договоренности об открытии иранской сети магазинов».
Однако, спустя семь с половиной месяцев воз и ныне там. Арендовать или выкупать площади под магазины, нанимать персонал и вкладываться в рекламу иранцы не готовы. Вот если бы сразу у них нашлись в России крупные покупатели, которые все сопутствующие расходы по рознице и продвижению взяли на себя – другое дело.
Ремонт самолетов
26 июля 2022 года иранское информационное агентство Mehr сообщило: «Представитель иранской Организации гражданской авиации (Civil Aviation Organization, САО) объявил о подписании Меморандума о взаимопонимании между Ираном и Россией, на основании которого количество пассажирских рейсов между двумя странами увеличено до 35 в неделю. Мир-Акбар Разави сделал это заявление во вторник и сообщил, что сегодня вечером заместитель министра транспорта России встретился и провел переговоры с главой иранской Организации гражданской авиации Мохаммадом Мохаммади-Бахшем… Также решено подписать соглашение о сотрудничестве с Россией, предусматривающее возможность экспорта в Россию деталей и оборудования, произведенных в Иране, а также проведения ремонта, технического обслуживания и технической поддержки российских самолетов иранскими ремонтными центрами, добавил представитель САО».
Впрочем, как писали тогда же татарстанские СМИ: «Неофициальное сотрудничество авиатранспортной отрасли РФ с Ираном идет уже не первый месяц. Как рассказал «БИЗНЕС Online» генеральный директор «ЮВТ Аэро» Петр Трубаев, сотрудничество с Ираном по поставке запчастей и обслуживанию российских самолетов импортного производства началось еще до подписания соглашения. Прежде всего речь идет о лайнерах Airbus, Boeing, Bombardier… «Надо отдать иранцам должное: под санкциями они освоили выпуск ряда запчастей и успешно их применяют на своих судах иностранного производства, – говорит Трубаев. – Это относительно простые комплектующие типа гидравлических шлангов – перечень достаточно большой». Но Иран способен помочь и с более сложными комплектующими и агрегатами – новыми и оригинального производства, которые добывают «ведомыми только им путями». Иранцы освоили и достаточно большой комплекс работ по обслуживанию и ремонту авиадвигателей. Как дал понять Трубаев, этой помощью бугульминский авиаперевозчик уже пользуется».
двойной клик - редактировать изображение
Официально же первого отправленного на ремонт в Иран российского самолета пришлось ждать еще долго. Как сообщило 10 апреля 2023 года РБК: «Аэрофлот» впервые в истории отправил самолет из своего парка на техобслуживание в Иран, рассказали два источника РБК, близких к перевозчику, и подтвердил его представитель. На прошлой неделе, 5 апреля, широкофюзеляжный лайнер Airbus A330-300 с регистрационным номером RA-73700 перелетел в Тегеран, где воздушное судно обслужат технические специалисты крупнейшего иранского перевозчика Mahan Air… По словам источников РБК, возможность техобслуживания в Иране «Аэрофлот» обсуждал несколько месяцев на фоне западных санкций, накладывающих ограничения на работу зарубежных компаний с российской авиатехникой».
Практически минута в минуту об этом же написал и хорошо информированный Telegram-канал «Авиаторщина», упомянувший ряд новых деталей: «В Тегеране… он встал на техническое обслуживание – для замены стоек шасси. С учётом длительности процедуры на нём будут выполнены также трёхдневный и десятидневный чеки, плюс ряд внеплановых работ… С прошлой весны этот лайнер начал летать в основном по России (преимущественно в Якутск), из заграницы в его полётной программе был только Бишкек. Уже в сентябре он встал на хранение. Спустя шесть месяцев, 19 марта, борт выполнил разовый (чартерный) рейс в/из Иркутска». Стоит отметить что по данным сайта Flightradar24, Airbus A330-343 с бортовым номером RA-73700 с 18 сентября 2022 года прекратил регулярные перелеты и за последующие 7 месяцев до отправки на ремонт совершил всего 3 полета (23 декабря 2022-го, 19 и 20 марта 2023-го, последние два действительно из Москвы в Иркутск и обратно).
7 мая ремонт подтвердила компания Mahan Air, опубликовавшая видео и фотографии ремонта российского Airbus A330 с регистрационным номером RA-73700. К сожалению, доступ к этому видео на YouTube сейчас ограничен (а в подписи к нему сообщалось, что самолет прибыл в Иран 5 апреля 2023 года для тяжелого технического обслуживания C-check), но доступны фотографии.
Однако сроки ремонта затянулись. В интервью, опубликованном 13 августа в «Ведомостях», генеральный директор «Аэрофлота» Сергей Александровский сообщил: «Ремонтные работы еще продолжаются. Качеством довольны, но по срокам – скажем так: подрядчики не торопятся. У них достаточно сильные, востребованные компетенции, хотя практически все работы, которые они сейчас там делают по нашему A330, «Аэрофлот» способен сделать в «Шереметьево». Будем поддерживать с ними отношения. Нам необходимо пробовать альтернативные рынки по услугам технического обслуживания самолетов, чтобы иметь варианты, когда наши собственные возможности ограничены – например, в высокий сезон самих ремонтных работ».
двойной клик - редактировать изображение
В свою очередь, «Авиаторщина» 28 августа назвала такие сроки: «Как сообщил источник в авиакомпании, дата возврата из Тегерана широкофюзеляжного лайнера Airbus A330 с регистрационным номером RA-73700 недавно была сдвинута вправо на полгода – с конца сентября на начало марта 2024-го». То есть ремонт займет практически год!
Помимо ремонта «аэрофловского» Airbus 330, как писал 10 апреля тот же Telegram-канал: «Как узнала «Авиаторщина», Россия отправила в Иран российско-французский двигатель SaM-146 самолёта Superjet 100, чтобы там его разобрали и попробовали освоить капитальный ремонт. Разрешение на это выдало правительство по согласованию с ФСБ и Минпромторгом ещё в феврале. Оно временное – действует до конца 2023 года, то есть к январю двигатель должен вернуться обратно в Россию». По поводу итогов этого ремонта также пока ничего не известно.