Недавно из МИА "Россия сегодня" обратились к С.А. Сокурову, как к основателю Русского движения в Западной Украине, с просьбой дать интервью для сайта "Украина.ру". Просьба застала Сергея Анатольевича врасплох. Если десять лет назад он был частым гостем на так называемых Ток-шоу большинства ведущих каналов России, то в последние годы, случалось, отказы, по разным причинам, эксперта по Украине привели к его молчанию в эфире и на специализированных сайтах. Может быть поэтому С.А. Сокуров остался недоволен своим интервью на сайте "Украина.ру", как скороговоркой с упущением важного. Но мне лично кажется, что дело тут в некачественной записи редакции сайта телефонного интервью. Последнее могло быть прочитано и участниками Царёвой дружины, группы-47, также другими читателями автора публицистических и художественных произведений, чьё мнение Сергею Анатольевичу небезразлично. Поэтому мы с ним пришли к решению, что необходимо, ради своих читателей, повторить интервью на сайте "Завтра". То есть, С.А. Сокурову будут заданы те же вопросы, что и на сайте "Украина.ру". А ответы интервьюируемый постарается дать более чёткими и полными.
Что мы и сделали.
Приглашаю к чтению.
Алексис Палеолог
- Сергей Анатольевич, почему Вы основали русское движение на Украине? Что Вас связывает с Украиной?
- Во-первых, не на Украине, а в её западном регионе, во Львове, центре исторической области Галиция. Произошло это за три года до развала СССР. Почему мы, русскоязычные жители Прикарпатья, так спешили? Да потому, что антирусские настроения здесь прорвало сразу, как только была разрешена гласность. Об этом подробно я рассказал в книге "История русского движения в западных областях Украины" (изд. 1999г., фрагменты в интернете). Националистическому давлению подверглись культурные учреждения, русская школа, сам язык общения десяти процентов жителей региона. Появились костры из книг на русском языке, начались переименования улиц и площадей, снос памятников.
Теперь отвечаю на второй вопрос. Я родился в верховьях Енисея. Но в пятилетнем возрасте наша семья переехала на Запад вслед за отцом, военнослужащим Красной Армии. В школьные и студенческие годы, потом, работая геологом, я жил на земле, которая на 47 лет стала фактически моей Малой Родиной. Я владею языком местного населения, мне близка украинская культура. Вообще, один из шести выявленных моих родовых корней остался в земле Полтавы. Но Полтава - это Малороссия, а Львов, где я осел надолго, Галиция. Эти две части сляпанной на скорую большевистскую руку Украинской ССР,чужды друг другу по всем параметрам. Вообще, я насчитываю на территории этого политического новодела семь земель, каждая из которых может претендовать на самостоятельность. Однако, реальность такова, что после безумного и преступного Беловежского раздела появилось огромное, по европейским меркам, государство с названием Украина. И с этой реальностью необходимо считаться. Конечно, хотелось бы, чтобы нашим соседом была воспетая поэтами Малороссия. К слову, "малый" в названии страны не несёт уничижительного смысла, ибо в европейской традиции "малый" - значит "материнский", изначальный. Например, Малая Польша, откуда выросла современная Польша. Так и у нас, Малая Русь - это область вокруг Матери городов русских, собравшей вокруг себя земли восточных славян. Над этой старенькой Матерью совершили насилие галичане, с колыбели враждебные русскому миру. Я называю их австроукраинцами. Эта политическая народность искусственно выведена из коренных жителей карпатского региона путём насилия, обмана и подачек со стороны властей. Самоназвание аборигенов – русины. Русское имя, тяготение простонародья и неополяченной интеллигенции к Великой России озадачивало австровенгерских хозяев Галиции. Примерно в середине 19 века был запущен венский проект. По нему русины переименовывались в украинцев, враждебно настраиваемых против собственно русских в Российской империи. Перебежчиков, отказников от родового имени, поощряли материально и доступом к образованию и карьере. Школой перевоспитания непокорных стал в Австрии концлагерь Талергоф и тюрьма Терезин в Первую Мировую Войну. Потом Варшава в своих целях продолжила Венский проект. К 1939 году стойких русинов осталось треть от 7-миллионного населения. Но родная Советская власть ради губительной идеи "братской" Социалистической Украины приказала устами "органов" всем за рекой Збруч записаться "до Украинского листа". Результаты этого мудрого решения мы сейчас пожинаем. Как ни горько, надо признать, что проект по разобщению Русского Мира одержал верх над болтовнёй о Единой Руси. Так что, чувства добрые пробуждает во мне не Украина в её теперешнем виде, а воспоминания о Малороссии, озвученной музыкальным полтавским наречием.
- Сергей Анатольевич, одна из последних новостей Украины сообщает о том, что в стране придумали новый глоссарий, словарик, если по-простому. Новые термины предложили, например, такие: больше нельзя называть Майдан Майданом, а надо — «Революцией достоинства», а Великая Отечественная война у них — Вторая мировая или советско-немецкая. Они от этого словаря какого результата ждут, чего хотят с его помощью добиться, это путевка в НАТО?
- Такой приём не нов. К сожалению, сто лет назад мы дали пример переименованиями всего, что не вписывалось в новую жизнь. Так, Вторая Отечественная война стала называться только Первой мировой. Большевистский переворот под покровом октябрьской ночи, ради недопущения судьбоносных решений Учредительного собрания, был назван победителями Великой революцией, притом, социалистической.
Тверь оказалась Калинином и т.д. Что касается названного Вами глоссария, он также призван "исправить" историческую память. Это словесное оформление идеологов нового украинства во всём отделиться от России, как от другой планеты. Русоненавистники понимают, что российское влияние не искоренить, оно будет продолжаться, возрождаться в головах, забитых самостийной идеологией. И географически Россия навсегда останется под боком. Трём поколениям новых украинцев через школу и СМИ внушают, что Вторая Мировая война не Великая Отечественная для всех народов Советского Союза, а война великороссов с Гитлером, в которую украинцы были втянуты, стали побочной жертвой. И только вояки Степана Бандеры выступили на два фронта за "Вильну Украину".
Глоссарий - это просто "слова, слова, слова". Но они будут вбиваться в сознание как гвозди, от которых непросто будет избавиться.
Для путёвки в НАТО словарика националистов мало, но как приложение к ней - сойдёт.
- Сергей Анатольевич, а Россия что-то может с этим сделать?
- Мы просто должны средствами массовой информации, через литературу проводить свое разъяснение, свою линию. Мы не можем отменить этот словарь, мы можем только его критиковать, объясняя, что предложенные в нем формулировки совершенно надуманны.
- Сергей Анатольевич, почему именно сейчас появился этот глоссарий? Не в 2015-м, скажем? Долго формулировали?
- Скорее всего, в потоке русофобии пришло время и этому словарю. Он оказался к месту и ко времени. Антирусские настроения развиваются, ускоряется воспитание новой нации, сугубо украинской, унитарной. Воспитатели изобретают всё новые способы общения с аудиторией. Да, видимо, пришло самое подходящее время этому словарю. А то ли ещё будет?!
- Сергей Анатольевич, а что еще будет, как думаете?
- Будут уничтожаться все материальные свидетельства нашего былого единства, я имею в виду памятники, книги… помните, во Львове, на задах библиотек, сжигали книги на русском языке? А ведь Советский Союз тогда ещё не распался. Это направление, как видите, оказалось доминирующим. Уничтожены русские имена в названиях улиц. Разрушаются памятники нашей общей истории и культуры. Причём, изгоями становятся сами же украинцы, которые прославили свои имена в строительстве империи и СССР, общего нашего дома. Самостийники не щадят ни политических и военных деятелей, ни писателей, ни музыкантов, ни художников, никого.
Что ещё будет, спросили Вы. Это и будет продолжаться до тех пор, пока здоровые силы не остановят безумия националистов.
Сюда я хочу добавить, чтобы не пропустить, следующее.
Кто бы как не относился к упомянутой в глоссарии войне и ее названию, отечество у нас было единое. Только малороссов погибло в ней восемь миллионов, почти треть потерь.
Русофобствующее украинство ополчилось против Георгиевской ленты, принятой ещё в 1769 году. Кавалеров её пытаются обозвать колорадами. А ведь этой ленты были удостоены и воины-малороссы, сражавшиеся в армиях против общего врага.
Ещё добавлю здесь, что никогда Крым и Новороссия не принадлежали Украине, это всё ленинские границы. Но если так и если новое политическое украинство отказывается от имперского и советского наследства, то оно должно отказаться и от ленинских границ.
Как отказываются от русского языка и от всего прочего, на чём лежит печать русскости.
Такие словарики и вся подобная мишура перестанут появляться вместе с призывами отделения от единой Руси, когда самостоятельная Украина станет федеративной с двумя государственными языками, внеблоковой, перестанет быть Антироссией.
В стране автономных земель всё ляжет по своим местам.
- Сергей Анатольевич, когда именно такое может произойти?
- Есть такое понятие «усталость элит». Если смена правящей элиты произойдёт мирным путём, придётся ждать лет двадцать. Но скорее произойдёт революционная смена. Такое может случиться хоть завтра. Украина тридцать лет назад не была подготовлена к самостийности. Незалежность ей преподнесла Москва на блюдечке с голубой каемочкой. Случайные люди, принявшие власть, не имели никакого опыта управления государством. Они от радости неожиданного приобретения начали лихорадочно и неумело "будуваты нэзалэжну Вкраину". И сразу, боясь, что Москва передумает, потащили её в сторону от России, придумав причину: украинцы, де, "цэ Еуропа". Но мы-то с вами знаем, что и печенеги и другие варвары жили в Европе.
Повторяю: Россия, налаживая всесторонние отношения с Украиной, должна буквально потребовать от Киева коренных преобразований во всех сферах государственного устройства, а именно, преобразование унитарного государства в федеративное. Другими главными условиями должны стать внеблоковость нашего соседа, языковая политика, учитывающая, что для доброй половины 40-миллионного народа родным языком является русский. Только при выполнении этих условий возможна помощь Москвы Киеву, достаточная для восстановления экономики, порушенной бездарными властителями, откровенными националистами и русофобами, за 30 лет их правления. Россия должна себя вести как действительно великая держава по отношению к соседям, с учётом её геополитических интересов. А мы сейчас даже не можем заставить Киев, в обмен на газ, наполнить Северо-Крымский канал Днепровской водой.
К слову о Крыме и обо всей Новороссии. Единственно законным документом по владению этими территориями является Ясский мирный договор 1791/92 годов между Петербургом и Стамбулом. По названному договору Северное Причерноморье, включая Таврию, то есть Крым, передавалось Российской империи, чьей правопреемницей ныне является Российская Федерация. Ни о какой Украине в том документе речи нет. Кстати, Ясский договор был подписан с нашей стороны канцлером Безбородко, малороссом по происхождению, казацкого рода. Все остальные переделы названных территорий, от передачи Крыма в состав Украинской ССР до Беловежского дележа юридически незаконны. Пришло время Москве принудить враждебные антироссийские страны сесть за стол переговоров для пересмотра нынешних границ. Самой отъявленной Антироссией является сегодняшняя Украина. Она заслуживает жёсткого ультиматума: или коренные внутренние реформы, о чём я бегло сказал выше, или Россия будет считать Северное Причерноморье, от береговой линии до 49-ой параллели, своей территорией, временно оккупированной киевско-майданской хунтой.
Хотят австроукраинцы в НАТО, пусть уходят со своим клочком прикарпатской земли. Она 600 лет влачила рабское существование под властью Габсбургов, польских крулей и президентов. Не привыкать к такой жизни! Присоединение же Галиции к социалистической Украине было просчётом вождя. Это факт. Просчёт надо исправлять.
Хотя, я думаю, в Варшаве тоже не забыли кому принадлежал Львов. Исправлять ошибки никогда не поздно, а если Кремль замешкается, то их исправят другие, не в нашу пользу.