Сообщество «Дивный новый мир» 00:00 11 февраля 2021

Instagram вас полнит

То, что вы и так знаете про гаджеты, но не было времени сформулировать.

Продолжая отделять мухи от котлет, триумф воли от репрессий цивилизации, началом конца СССР можно считать появление магнитофона в быту как средства бесконтрольного распространения информации. Невозможность цензурировать классово-чуждый контент гегемоном в лице его лучших представителей стала очевидной, и «светокопировальные машины», по инерции, стоявшие в первых отделах - не могли своей условной контролируемостью спасти ситуацию. Но, кажется, что именно кассетник добил это великолепие. Переносной маг позволил избавиться от Пугачёвой и Лещенко не только дома, но и на природе, улице, в машине, и неважно, что там звучало, "Ласковый Май" или группа "Кино". Да хоть бы и Пугачёва с Лещенко. Разбитое, низкокачественное звуковоспроизводящее устройство не располагало к прослушиванию Баха–Моцарта, а требовало мелодий попроще, не отягощённых копирайтом, и без лицензии Союза Композиторов. Если владельца стационарного магнитофона можно было поймать за руку при прослушивании неугодного (с владельцами видеомагнитофонов корчащиеся в фантомных болях карающие органы такие шутки проделывали не раз), то владелец "Весны" или "Шарпа" - был неуловим. Постсоветская номенклатура потому и была столь туповата и неказиста, что была производной от кассетника. Да, не Hi-Fi, а вот это. С зажёванной плёнкой и заплетающимся языком. Зато свобода. Любая пьяная свинья может быть избрана президентом, играть на ложках и дирижировать оркестром.

Закончилась «свобода» – все поняли когда. Даже не с перехода на цифру или с появлением Интернета. С появления доступной сотовой связи. Понятно, что персонально Путина «Семья» вечно пьяного Бориса Николаевича призвала потому, что нескончаемый аналоговый бардак угрожал её коррумпированной системе «частной собственности». Но сотовый телефон уже позволял контролировать все перемещения владельца модного гаджета. Контролировать мягко, персонально, комфортно, незаметно, но контролировать. «Законы Яровой» - можно уже было обойтись и без них. Корпорации постепенно сами приняли бы свой кодекс надзора и ограничений за контингентом. И скорее смешно, чем печально, когда радетелями «свободы» выступает то бывший владелец крупнейшей сети сотовой связи, то бывший крупнейший продавец мобильных телефонов. То есть биологические объекты, приложившие максимальные усилия для уничтожения этой самой «свободы». Действительно ли они не понимают этой взаимосвязи, или попросту Ваньку валяют – разбираться лень. Как они служили в очистке – тоже не предмет рассмотрения, это вчерашний день, и, по большому счёту, нежить.

Лучше перейти к актуальности, к соцсетям, которые благодаря Веб2.0. – теперь тоже всегда с собой. То, почему Трамп чаще всего пользовался сетью Twitter – писалось неоднократно. Почему традиционные социальные сети решили обменять свою капитализацию на стабильность государственного администрирования - тоже не бином Ньютона. Интереснее внезапный феномен ТикТока. Его контроль над сознанием держится, как ни крути, на китайской хтони. Начиная от самого вертикального видео. Тут двойной удар тройного Адью Колона. Первый удар - азиаты не стали париться с паллиативами, типа квадрата в Instagram, а сконцентрировались на изначально мобильной, вертикальной целевой аудитории. Второй - ну это же производная от иерографического письма (что было заметно ещё при внедрении QR-кодов, а теперь и вовсе не палятся, но отупевший пипл не догоняет до сих пор). Третий - ну где у нас в основном множечко шьют? Вот да, это строчка швейной машинки, завораживающая и отбирающая биологических объектов под свой формат. Конвейер именно швейной фабрички, без забастовочек. Пока старые медиа придумывали разнообразие лаечек, картинку в 3D и 360, «новое» - не парилось. Потому что знают: Ютуб в полный экран и то редко раскрывают, в телефоне о такой мелочи и вовсе париться не будут. Пятнадцатисекундное видео, в случае своего несоответствия ожиданиям зрителя, всё равно раздражает не так сильно, как минута «вирусного видео» от других площадок. Отсутствие необходимости всех загнать смотреть концерт "Пинк Флойд", расследования иностранного агента ФБК или речей Леонида Ильича - позволила китайцам создать алгоритм чуть более близкий к телу.

То, что контингент и контент там туповат - так себе претензия. Все соцсети пытаются убить процесс мышления, заменить текст на видео, потому что «смотреть – не думать». Фейсбук разжижает мозг ничуть не менее стремительно. Гораздо более ущербными кажутся претензии, например, былой «арабской весны» обзываться «твитторными революциями». В странах, где 70 процентов населения неграмотны это было изначально сюрненько. Поэтому нынешнее словосочетание «ТикТокерный протест» звучит примерно так же смешно. Но тут все свой профит имеют. Существа, желающие срубить баблосы на патриотическое воспитание, оказываются по одну сторону с упоротой творческой интеллигенцией, которая свой ущербный эстетический потенциал показала на том, забытом "Кинотавре" с «FreeSentsov». Азиатские товарищи с успехом сожрут и тех, и других, им не привыкать. И, наверное, в такой нехитрой алармистской рекламе тоже поучаствовали от души.

P.S. Да, про обещанный Instagram. Эту социальную сеть – изначально тестировали на фотографирование еды. Конспирологи считают, что она создана беспокойными мамами, чтобы знать, где ребёнок находится и что он ест. Но Оккам рекомендует предполагать, что отбор был проведён из-за желания продать свою систему наблюдения и персональные данные пользователей зажиточным рестораторам. Большинство пользователей этой соцсети с неизбежностью надувают окружности. Просто потому, что тарелка – круглая. Хотя это, конечно, не единственная причина пропаганды «Бодипозитива».

1.0x