Авторский блог Игорь Калашников 19:30 1 июня 2018

Индия. Строящая себя.

ИНДИЯ

Строящая себя

...Утренний океан принимает тебя в свои бесконечно-сильные и ласковые объятья. Баюкает своим дыханием. Длинными пологими волнами. Тёплой солёной пеной. Питаясь его солнечной силой, можно плыть сколько хочешь, изредка оглядываясь на прерывистую линию пальм, очертивших песчаную полосу побережья… Четыре десятилетия назад, едва научившиеся читать по разноцветной клеёнчатой Карте Мира, мои любопытные детские глаза часто останавливались на рыжем треугольнике огромного полуострова в самом её центре. Заворожённо перебирали крупные буквы имён городов-миллионников: Калькутта, Мадрас, Бомбей, Ахмадабад… вглядывались в синие змеи великих рек… Обозначенный самым мелким шрифтом Панаджи в устье безымянной речки внимания тогда не привлёк и в памяти не остался.

В жизни бы не подумал, что доведётся провести несколько дней у этой щербинки на западной грани клина, рассекающего голубую гладь океана - загадочной Индии.

* * *

Кусочек земли в 3 700 квадратных километров (одна двадцатая часть Нижегородской области, но по населению — как вся наша область), занимаемый штатом Гоа, разумеется, не вся огромная страна, но можно же и по капельке крови узнать кое-что обо всём организме... .

Ожидаемо, что изучение градостроительной специфики каждой местности, где удаётся побывать, красной нитью проходит по любой моей поездке. Скажу сразу: Индия для этого — край исключительно благодатный. С мастерством, трудолюбием и человеческими ресурсами тут проблем не было никогда. Глядя на выбитый 500 лет назад в сплошном скальном массиве крепостной ров, метров восемь в глубину и столько же вширь, понимаешь это особенно чётко.

Строить индусам здесь помогает, кажется, сама природа. Ярко-красная земля штата является сразу и почвой для агрокультур, и железной рудой, и великолепным стеновым материалом. Из этой пористой породы тут построено всё, от заборов между крестьянскими наделами до храмов, колониальных фортов и фешенебельных отелей. Старинные здания, не покрытые штукатуркой, кажутся просто выросшими из земли. Блоки латерита (так зовут эту местную породу), то гладко-пилёные, то грубо отёсанные вручную, идут на заполнение стен жилых зданий, обеспечивая прекрасную термоизоляцию и экологический комфорт. Несущей же основой большинства современных домов стал монолитный железобетон, в искусстве и размахе применения которого индийские строители достигли необычайного совершенства. Последнее неудивительно: страна уверено занимает второе место в мире по производству цемента и третье — по стали (вот-вот займёт второе, обойдя стагнирующую Японию).

Инвентарную опалубку тут, правда, освоили ещё не до конца, и заливаемые бетоном перекрытия чаще всего поддерживает причудливый лес из бамбуковых жердей, зато формы новых жилых домов самые причудливые, как и их цветовое решение. Надо видеть это феерическое сочетание бирюзовых, карминовых, сиреневых, апельсиновых и десятков других ярчайших раскрасок без намёка на разбавление колера… Просто праздник какой-то! С другой стороны — полнейшее отсутствие хоть какого-то градостроительного планирования вне крупных городов. Лачуги и виллы лепятся вперемежку то вплотную к дороге, то в глубине участков. Лавки вылезают чуть ли не на проезжую часть. Тротуары отсутствуют как класс… Зато всё утопает в зелени. Частные дома вписаны в ландшафт и стоят прямо в пальмовых зарослях, дающих живительную прохладу и дармовой урожай кокосов впридачу. Как это разительно отличается от маниакального стремления большинства наших «усадьбо-владельцев» уничтожить на своих сотках все дикоросты, заменив природную живописность тупым «английским» газоном под нивелир...

Вообще, субэкваториальный климат позволяет здорово упростить многие аспекты жизни, и строительные в том числе. Немало школ и храмов (я уж не говорю о кафе-ресторанах) представляют собой, в сущности, навесы на столбах, иногда с некими условными стенами-решётками, - больше от хулиганов или обезьян (ещё те озорники), нежели от непогоды. Если территория охраняется, то особо не нужны и двери: вход в главный корпус нашей гостиницы, например, это просто открытый портик со стойкой администрации, за которым сразу идут номера. Но на крышах большинства зданий — внушительные стальные или железобетонные резервуары для воды. С ней тут непросто, как и с электричеством: перебои, отключения — обычное дело.

Отдельного внимания заслуживают дороги. Протяжённость автодорожной сети в Индии (почти 5 млн. км) вторая в мире после США, то есть даже выше китайской. Плотность дорог сильно связана с плотностью населения и тоже очень высокая (полтора километра на 1 км² площади страны). Этот показатель в 18 раз превосходит средний по РФ и находится на уровне европейских стран, таких, как Испания или Италия. Качество покрытия — отменное. Здесь мне могут заметить, что в связи с отсутствием зимних холодов и циклов замораживания-оттаивания, убивающих российский асфальт, в этом нет ничего удивительного. С одной стороны — да, но надо учесть адскую жару от бьющего из зенита солнца и муссонные дожди, с июня по сентябрь обрушивающие на землю до трёх метров осадков (в Нижегородской области за весь год — 600 мм). Плохо, на негодном основании сделанное шоссе расплавится, пойдёт колеями, а потом его за пару месяцев размоет к чёртовой матери и щебёнкой унесёт в океан…

Но километраж километражем, а огромное большинство индийских дорог — это однополосные извилистые «автотропы», проложенные по бывшим грунтовкам, где до недавних пор неспешно катились лишь влекомые буйволами повозки. При всей своей добротности они столь узки, что почти каждый разъезд со встречным транспортом становится манёвром с выездом на обочину. А там — пешеходы, деревья, ограды, откосы кюветов... Именно так и оттачивают своё мастерство, внимание и глазомер местные водители. В итоге, при минимуме знаков, разметки, светофоров и прочих атрибутов ПДД аварии крайне редки.

Магистральное дорожное строительство ведётся тут с особенным размахом. Срезаются холмы, возводятся огромные мосты и эстакады. Так, в столице штата, том самом Панаджи, городе всего-то со стотысячным населением, через реку Мэндови варганят здоровенный вантовый мостище (типа нового моста через Оку в Муроме, но раза в три больше). На всю нашу страну, со всеми её великими реками, проливами и городами-миллионниками таких по пальцам пересчитать. А ещё на трассе, соединяющей Панаджи с таким же по размеру Маргао вовсю строят поднятый на мощных пилонах путепровод длиной добрых два-три километра вообще безо всякой реки — просто над рисовым полем между двумя холмами, чтобы не мешать сельхозработам! Причём опоры будущей эстакады — не просто бетонные «пеньки», а с архитектурным рельефом…

Забавно, что строительная техника применяется здесь самая разнообразная. Прицепные битумные печки-телеги, из которых вручную разносят асфальтовую смесь и новейшие, напичканные электроникой экскаваторы. Раритетные трёхколёсные дорожные катки как у Волка из «Ну, погоди!» и современные, с иголочки, подъёмные краны. Колодцы для кабельных линий выкладывают из кирпича, перекрывая вместо привычной нам плиты с люком, сферическим (вручную, по кружалам!) сводом... Страна контрастов, что тут сказать.

* * *

...Молодой щуплый торговец из придорожной лавки в Беналиуме протягивает мне смуглую ладонь: «Друг, как деля?», - русский язык выходит у индусов легко и мягко. Присматриваясь, поневоле начинаешь убеждаться в реальной подоплёке легенд о «белых богах с Севера», принёсших много тысячелетий назад свою цивилизацию в эти, заселённые тогда дикарями места. Убеждаешься фонетически, находя в важнейших словах их наречий (типа папа-мама-брат-сестра, один-два-три-четыре и так далее) прямые созвучия с нашим «великим и могучим». Убеждаешься культурно-исторически, рассматривая радующую взор славянина пластику местной архитектуры, скульптуры, танца… Прочитывая имена богов, учений, властей: Вишну — Вышний, Шива — Жива, Будда — Пробуждённый, Веды — и так понятно… Раджа -раша — русский то бишь… Убеждаешься на ментально-подсознательном уровне, не чувствуя никакого барьера отчуждения меж собой и улыбчивыми кареглазыми аборигенами (в отличие от вроде близкой нам Европы). И точно так же в Индии нет ощущения чужбины, несмотря на абсолютно другую природу, одежды, краски, перевёрнутую Луну прямо над головой…

Как будто бы мы — прямые потомки некоего удивительного первонарода, давшего обитателям этого далёкого края свой язык, религию, земледелие, ремёсла, культуру, государственное устройство… А потом — почти растворившегося в многомиллионном туземном этническом море. Кастовая система, введённая древними брахманами, была призвана замедлить этот процесс, но за тысячелетия, несмотря ни на какие границы между варнами, кровь белолицых пришельцев перемешалась с местной так, что внешние отличия стали малозаметны постороннему взгляду.

… Хозяин лавки бережно снимает с полки, заставленной тиковыми слониками и керамическими божками тёмную бронзовую посудину. Ловко ведёт бархоткой точёного стика по краю, наполняя воздух весёлым гулом. Голос поющей чаши пронизывает тело, волнами отдаётся в голове, резонирует в каждой клеточке то затухая, то разгораясь с новой силой… Маленькая сестра наших колоколов вызывает непостижимый отклик гармонии в сердце русского человека. ...Торговец останавливает бег сандалового языка, затихает песня металла, воцаряется тишина. Через мгновение её нарушит хруст целлофана, в который мне упакуют бронзовый сувенир, лишь напоследок тускло блеснёт загадочная завитушка «ОМ», отлитая на ребристом дне. Этот знак — символ согласия. Так оно и есть.

* * *

Бросается в глаза, радует и удивляет единство, симбиоз молодости и традиций, иногда - древности. Молодёжь кругом (средний возраст 25 лет). Старых лиц почти не видать, но традиционная одежда, считай, на половине людей. Школьная форма, как в Советском Союзе, даже круче: не только рубашки-галстуки-блузки-фартуки, а вплоть до носков и обуви! Бурая черепица на крышах приземистых зданий португальской постройки (штат Гоа был больше четырёх веков колонией Лиссабона), рядом — современное умелое подражание колониальному стилю — и тут же — разноцветье новомодных стеклобетонных корпусов… А чуть поодаль, в поле — пёстрые шатры далитов - «неприкасаемых», похожие на цыганский табор. Так и живут.

Почерневшие от времени шитые корпуса бедных рыбацких лодок пропитывают здесь маслом кешью (вспомните, почём у нас килограмм таких орехов…), ставят новёхонькие подвесные моторы, и уходят на промысел, споря с Океаном, как их отцы, деды и далёкие пращуры.

Бывшая совсем недавно страной велосипедов, Индия за какие-то годы пересела на скутера. Не стоянки — целые поляны новеньких мотороллеров. Ржавые скрипучие велобайки почти не в счёт, а новых с тридцатью передачами и дюжиной катафотов как у нас, тут никто не покупает. Жарко ведь, чтобы педали крутить. На моторе не в пример сподручнее.

Легковой автопарк ну просто весь нулёвый. Три-четыре года этим моделям машин. Такое впечатление, что лет десять назад личного автотранспорта тут не было вовсе, а сейчас пара машин около дома — норма. Интересно, что грузовики и автобусы, напротив, являют собой коллекцию винтажа со времён наших округлых «пазиков», первых бескапотных «МАЗ-ов» и пятьдесят третьих «газонов» из моего пионерского детства. Часто лишённые за ненадобностью стёкол, зато сверху донизу обшикаренные-обвешанные хромовыми блестяшками. И всё это сделано здесь, индийской промышленностью. Никакого китайского импорта (отношения между государствами уже давно весьма непростые). Все модные японские и европейские марки имеют тутошнюю локализацию и местные названия: «Марути-Судзуки», «Тойота-Кирлоскар», «Хонда-Сиел», или просто «ФИАТ-Индия», «БМВ-Индия» и так далее.

Общее производство автотехники с 1990 года выросло в Индии в 13 раз(!!!) и находится на пятом месте в мире. В нашей богоспасаемой державе этот показатель за те же годы упал в полтора раза, скатившись с той же пятой позиции на пятнадцатую, аккурат между Турцией (вообще не имевшей автопромышленности в 1990 г.) и Ираном . То есть за эту, потерянную нами четверть века, миллиардная страна совершила настоящий прыжок в ХХI век, проинвестировав создание целых отраслей. И, словно заряженная молодой энергией, ракета, стремительно несётся вперёд, меняясь буквально на глазах.

Бывший тридцать лет назад абсолютно нищим народ, где пресловутый велосипед был пределом мечтаний, своим трудом завоёвывает вполне приличное качество жизни. Не сильно ошибусь, если скажу, что процентов под десять индусов (миллионов сто) уже превзошли нас по уровню благосостояния, и ещё где-то четверть — достигли или вплотную приблизились. В общем, через пару пятилеток (а в Индии успешно применяется советский опыт планирования экономики, хотя, разумеется с учётом своих реалий) по среднему уровню жизни индийцы перегонят россиян.

Характерен забавный личный эпизод. Когда в ресторане мне нужно было воспользоваться телефоном, то, вытащив из кармана свою бессменную «нокию» образца 2004 года, я вдруг увидел, как округлились глаза и раскрылись рты у двух официантов. Ребята никак не ожидали увидеть в руках «богатого белого туриста» такой раритет. Да ещё, видимо, в начале 2000-х сотовая связь в Индии была привилегией ну очень небольшого круга лиц, и парни просто не застали эру кнопочных аппаратов, включившись в сеть сразу со смартфонами.

Касаемо бытового обустройства, по рассказам «местных русскоязычных», зарплаты работающего населения (учитывая, что цены на основные товары ниже в среднем на треть) вполне сопоставимы с таковыми в российской провинции, а у квалифицированных специалистов в крупнейших городах типа Бомбея (Мумбаи) — со столичными. Добавим к этому твёрдые цены на товары в супермаркетах и в государственных аптеках. Никаких магазинных наклеек — стоимость продуктов сразу выбита производителем на упаковке машинным способом — как у нас в советское время. За контрафакт сурово карают (подделка лекарств — вплоть до смертной казни).

* * *

… Океанский песок, несмотря на февральский полуденный зной, совсем не горяч. Мелкий, как порошок, хрустит под ногами, словно родной снег. В полосе отлива укатанный прибоем мокрый пляж становится твёрдым и гладким шоссе, хоть проводи автогонки. Наши «новые русские» так бы и сделали, носясь по краю пенных волн на своих джипах, разгоняя сиренами отдыхающих… но тут только одинокий парусный буер на велосипедных колёсах, поймав ветер, бесшумно катит вдоль берега. Да ещё мальчишки, расчертив площадку, гоняют мяч, целясь в сооружённые из воткнутых в песок палок, ворота. А следом — парни постарше играют в какую-то местную лапту на кромке прибоя…

Какое-то спокойствие, оптимизм и беззлобие чувствуется во всём. Открытые взгляды и белозубые улыбки. Трогательная детская непосредственность в поведении. Жизнь сегодняшним днём. Истая, наивная вера в своих богов и святость традиций…. А с другой стороны — неспособность предугадывать элементарные последствия своих действий. Заторы на дороге, когда шофёры, вместо того, чтобы заранее притормозить в удобном месте, едут навстречу, пока не упрутся друг в друга, а потом, разъезжаясь, начинают показывать чудеса филигранного вождения… Полудетские уловки торговцев… Громкая, торопливая нечленораздельная речь… Валяющийся повсюду мусор, который бросают себе под ноги, в канавы, в реки… даже не задумываясь о сборе и утилизации… Вероятней всего, эти места в самом деле не способны были самостоятельно, из своих глубин, породить никакую высокую цивилизацию, великую культуру, совершенный язык… Воспринять — да. Сохранить, переосмыслить, обогатить новыми красками, отточить мастерством ремёсел — да. Но создать…

Народ-подросток, душам которого ещё нарезать и нарезать круги по Сансаре, учась, набираясь опыта, совершенствуя дух и сознание, чтобы, может, когда-то примкнуть к стреле времени русского православного мира…

* * *

Ещё одной особенностью, позволяющей Индии динамично развиваться, является справедливая налоговая система. Налоги на доходы граждан имеют прогрессивную шкалу, начинаясь от 10% для низкооплачиваемых и возрастая до 31,5% для богатых. Плюс к этому — всеобщая пенсионная система в стране отсутствует, соответственно весомая часть оплаты труда не уходит в казну и пенсионный фонд, а выдаётся на руки работнику, повышая покупательную способность простых людей, развивая внутренний рынок. Пенсии здесь выплачивают лишь отставным госслужащим, военным, полицейским да (по слухам) трансвеститам (кивок современному «демократическому тренду»). Само собой, в данные государственные структуры высокие конкурсы, отбор и стремление людей в основном честно служить, держась за своё место.

Бремя содержания старшего поколения, таким образом, ложится на детей и внуков, что побуждает создавать большие семьи: согласитесь, для 6-8 семейств помогать потом старикам намного легче, чем для 1-2-х… Число разводов у них по данной (а также по ряду других причин, о которых ниже) минимально, поэтому остаётся только порадоваться за этот счастливый народ. Хотя для правительства высокая рождаемость означает целый ряд проблем. Одно время оно даже пыталось задействовать социальную рекламу: изображать на придорожных щитах (а они там просто гигантские) картинки довольных родителей с тремя детьми на фоне особнячка и автомобиля. Типичная реакция людей была такая: «Всё-то у них хорошо, только детишек Бог мало послал...». Рекламу убрали.

Браки в большинстве пока заключаются «по-старинке», в рамках каст: за молодых всё решают родители, выясняя и оговаривая все мелочи вплоть до даты свадьбы согласно наилучшему астрологическому прогнозу. За невестой следует солидное приданое (до нескольких десятков тысяч долларов) — целое состояние по индийским меркам, которое копят практически с рождения. Затраты на свадебный пир (человек двести-пятьсот гостей) также несут родители девушки. Понятно, что с распространением ультразвукового обследования беременных, нередки стали случаи, когда от девочек избавлялись. И хотя сейчас врачам запрещено сообщать пол будущего ребёнка, проблема перекоса демографии в сторону преобладания мальчиков и юношей пока остаётся.

А вот после бракосочетания всё содержание жены и детей ложится на плечи мужа и его семьи, работают женщины тут только если сами того захотят. И чтобы (не дай, Бог) развестись, неудачливому мужу придётся вернуть тестю с тёщей не только их дочь, но и компенсировать все понесённые затраты. Так что при нынешнем дефиците невест и таких материальных обязательствах, молодым людям волей-неволей приходится искать общий язык со своей «половинкой», оберегая мир и лад вокруг семейного очага. "Вы, европейцы, любите и женитесь, а мы, индийцы, женимся и любим" - так говорят индусы.

В целом, забота о подрастающем поколении в Индии — главный приоритет. В воспитании основной акцент делается на доброту, терпение и ненасилие. Недопустимо нанести обиду никакому живому существу (хрестоматийное: «не раздави муравья, не ударь собаку, козу, теленка, не наступи на ящерицу, не бросай камней в птиц, не разоряй гнезд, не приноси никому вреда!»). Образование до старшей школы (а начинают учёбу тут в четыре года) всеобщее и бесплатное, включая питание. Специфика обучения заслуживает отдельного рассказа, в качестве штрихов приведу лишь отсутствие оценок (зато есть экзамены каждые полгода), обязательные занятия йогой — обычно на площадке у школы перед первым уроком, а также специальные часы медитации. Дальнейшее образование, в основном, платное, поэтому небогатые семьи из кожи вон лезут, чтобы дать детям достойную путёвку в жизнь.

* * *

… Оглушительный рёв турбин. Остроносой серой ракетой проносится над нами взлетающий истребитель морской авиации Республики. Наш, советский «МиГ-29». Индия, при всём своём миролюбии (даже освобождение от колониального владычества Британии произошло ненасильственным путём — простым, но упорным бойкотом англичан), имеет на сегодня одну из самых мощных армий мира. Кстати, сам штат Гоа после многолетних попыток вернуть его под управление Дели путём мирных манифестаций и дипломатического давления, был отбит у португальцев за два дня военной силой в 1961 году. Глупое упрямство тогдашнего диктатора Португалии Салазара обернулось гибелью шести с лишним десятков человек (примерно поровну с обеих сторон) и неизбежной победой индусов.

Так вот, индийские вооружённые силы являются третьими в мире по численности (1,3 млн. чел.) и первыми по закупкам оружия на международном рынке. Комплектуются исключительно на добровольной конкурсной основе (от желающих нет отбоя). Служба в них считается очень престижной, что неудивительно: простой солдат получает зарплату около 400 долларов, что примерно вдвое выше средней по стране. Про офицеров и говорить нечего: от 1500 долларов на руки плюс бесплатное жильё, и полный соцпакет, включая прислугу.

Армия оснащена ракетно-ядерным оружием (около 100 боезарядов), имеет современные ВВС и флот, в том числе два авианосца и атомные подлодки. Радиус действия ядерных сил Индии перекрывает почти всю территорию РФ, поэтому поддержание традиционно-дружеских отношений между нашими странами — крайне важная часть внешней политики России.

… Военный аэропорт Даболим, наконец, отпускает наш нагретый солнцем борт в небо. Уходят вниз, в туманную дымку широкие океанские волны, истончается прямая как струна, береговая полоса, разделяющая бескрайнюю морскую гладь и зелёные холмы Индостана. Впереди семь часов лёта, дельты могучих рек, неоглядные пустыни, бесконечные гряды заснеженных круч Гиндукуша. Тридцать лет назад здесь летали транспортные «Илы» и хищными стрекозами кружили вертолёты афганского Ограниченного Контингента советских войск. Горели в ущельях колонны. Исполинский Союз нёс свою веру и знания, свою кровь в эти безжизненные, на сколько хватает глаз с 10 тысяч метров полёта, места, на сплошь измятую барханами и горными хребтами древнюю землю… Проплыл под крылом памятный многим Герат, и вот уже Иран — совсем по-другому устроенная и населённая страна, встречающая блеском изумрудных крыш новых заводов. А дальше, до самых облачных фронтов за Каспием, снова будут сплошные пустоши, пересохшие реки, словно укатанная гигантским катком равнина Каракумов… Не очень много приспособленных для проживания мест на нашей планете. Поберечь бы те, что есть.

* * *

… Хрустит под старыми лыжами февральский наст. Ещё невысокое солнце пробивается лучами сквозь кроны елей. Тихие волны ветра едва колышут серебряный воздух… Лес — это наш Русский Океан. Спящий зимой и наполненный жизнью летом. Столь же огромный, непостижимый и загадочный. И столь же беззащитный перед человеческим варварством. Для которого леса и океаны — это бездонные помойки, куда можно смывать горы (натурально кубические километры, превращающиеся в плавучие «острова» сотни миль в поперечнике) мусора, как в Индии, либо сваливать и раскидывать, как у нас… Также, как и они, мы, русские, не можем без своего, Зелёного Океана, мы — его дети. Но в безумной гонке потребления упорно сводим его на нет, захламляя, выжигая, вырубая под могильники и душные уродливые постройки, кромсая просеками часто не нужных дорог и трубопроводов.

Неужто не в укор нам гибель Хараппы — одной из древнейших (2-4 тыс. лет до н.э.) изученных индийских цивилизаций. Процветающее государство, где города имели водопровод и канализацию, сельхозугодья — системы орошения, развивались науки и искусства, исчезло с лица земли в результате экологической катастрофы, вызванной сплошным уничтожением лесов. И сегодня археологи находят в чащобах отыгравших своё назад джунглей древние города, отыскивают лазерными сканерами с беспилотников трассы заросших кариотами каналов, отскребают от тысячелетней пыли забытые письмена… Будет ли кому раскапывать среди бескрайней тайги остатки наших поселений, когда (если) остывшая от гнева Земля даст жизнь следующей расе вида, по недоразумению именуемого «человек разумный»?

Остаётся ли ещё надежда на действительно разумный путь развития человечества? Или Третий Мир, стремящийся догнать Штаты по уровню жизни, «догонит» всю планету своими отходами? Ведь США, имея население 5% от мирового, потребляют треть земных ресурсов и производят 30% мусора — по полторы тонны в год на одного американца. Что станет с Землёй, когда этих показателей достигнут бурно растущие Индия и Китай? Отгородим ли мы свои, превращающиеся в помойку, 17 млн квадратных километров от переполненных соседних мегасвалок частоколом термоядерных ракет? Или задохнёмся все вместе? Нет ответа.

* * *

Индия стремительно шагает в будущее. Наращивает индустриальную мощь. Захватывает лидирующие позиции в образовании, медицине, компьютерных технологиях. Становится Второй Мастерской Мира, вслед за Китаем. Растит учёных и философов. Свято чтит своё прошлое и вековые традиции, крепит национальное единство — мощный фундамент, на котором можно смело и гармонично строить, не потеряв себя.

Какое место в этом будущем уготовано нам, потерявшим три десятилетия за размахиванием кувалдой, сокрушая «устаревшие» идеи, союзы, памятники, заводы и стройки, сёла, науку, образование, дружбу народов бывшей великой страны, социальные скрепы общества… Нам, составляющим по численности пару средних индийских штатов… и продолжающим убывать..? Крылья старого «боинга» вернули меня на Родину, но частица души навсегда осталась чему-то учиться там, у Океана, среди точёных стволов пальм и улыбающихся лиц водителей трёхколёсных «тук-туков». Снова и снова говоря: «Намастэ, Панаджи!»

* Опубликовано в газете "Саров" №№ 19-21 за 2018 год.

И.Калашников, архитектор. Март-апрель 2018.

двойной клик - редактировать галерею

двойной клик - редактировать галерею

двойной клик - редактировать галерею

двойной клик - редактировать галерею

двойной клик - редактировать галерею

двойной клик - редактировать галерею

двойной клик - редактировать галерею

двойной клик - редактировать галерею

двойной клик - редактировать галерею

двойной клик - редактировать галерею

двойной клик - редактировать галерею

двойной клик - редактировать галерею

двойной клик - редактировать галерею

двойной клик - редактировать галерею

двойной клик - редактировать галерею

двойной клик - редактировать галерею

двойной клик - редактировать галерею

Игорь Калашников, архитектор. Март-апрель 2018 г.

1.0x