Авторский блог Сергей Матвейчук 15:55 2 октября 2015

Импортозамещение $

Уроки Сталинской модернизации позволяют найти внутренние резервы для модернизационного рывка в современной России.

Автор: Сергей Матвейчук - аналитик Национальной ассоциации по экспертизе недр (АООН НАЭН); член секции экономики Общества экспертов России по недропользованию (ОЭРН); 8(903) 171 95 48; matvej1952@yandex.ru

Импортозамещение доллара

В досанкционный период одними из ведущих трендов в стратегических планах финансово-экономических властей озвучивались модернизация и создание финансового центра. В период санкций такими трендами стали импортозамещение, строительство национальной расчётной системы, а также замещение доллара во взаиморасчётах с дружественными странами. По сути, Правительству приходится заниматься модернизацией финансово-экономической системы в пожарном порядке, что по аналогии напоминает ситуацию 1941 – 42 гг., когда реорганизацией экономики приходилось заниматься в условиях технологического и ресурсного превосходства противника. Очевидно, что если нынешние власти не разработают системный план по преодолению неконкурентоспособности на финансово-экономическом фронте, то об амбициях политически независимого государства придётся надолго забыть ввиду довольно скорого истощения финансовых резервов. Оптимизм внушает история России, которая свидетельствует, что высокий моральный дух народа и его доверие к патриотически ориентированной властной элите позволяет за счёт мобилизации и эффективного использования интеллектуальных и материальных ресурсов совершать модернизационный рывок в социальной и экономической сфере, несмотря на финансовые ограничения. Последний пример тому состоялся в 20 веке, когда вождь не побоялся публично заявить: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние за десять лет. Или мы сделаем это, или нас сомнут». Заявил и реализовал проект индустриализации.

В связи с вышесказанным, предлагаю на обсуждение свою концептуальную версию плана организации модернизационного рывка.

Три источника и три составные части модернизации

Приводные ремни модернизации - системы государственного управления сами нуждаются в реформировании, из-за чего власти сегодня приходится работать в полу ручном режиме. Поэтому наряду с модернизацией экономики и соцсферы, параллельно необходимо модернизировать системы государственного управления. Компенсировать этот недостаток на период проведения модернизации могло бы введение при президенте института уполномоченных драйверов (комиссаров), которые на местах стимулировали бы проведение институциональных и структурных реформ системы государственного управления в рамках, заданных верховной властью целеуказаний.

Ключевой показатель конкурентоспособности страны – качество человеческих ресурсов, можно повысить до должного уровня лишь в результате реформирования систем воспитания, образования и науки. Интеллектуальный прорыв от этих реформ можно ожидать через 10-15 лет, учитывая опыт аналогичных реформ в 20-30 гг. прошлого века. Поэтому очевидно, что дефицит кадров для обеспечения модернизации придётся компенсировать за счёт импорта кадров, в том числе возвращения из-за рубежа российских компетентных специалистов.

Финансирование масштабной модернизации за счёт скудных внутренних накоплений нереально, а доступ к внешним ресурсам сильно ограничен. В этих условиях наиболее реальным выходом была бы монетизация наших минерально-сырьевых активов с целью их конвертации в инвестиции.

Очевидно, что курс на политическую независимость диктует проведение такой модернизации, которая позволит поднять конкурентоспособность экономики до уровня экономики главного геополитического соперника – США.

Конкурентное преимущество США уже вторую сотню лет определяется тремя ключевыми компонентами экономической политики. Первое. Экономическая политика властей направлена на обеспечение экономики энергетическими и сырьевыми ресурсами по ценам ниже, чем у конкурентов на мировом рынке. Характерными примерами в новейшей истории стали госпрограммы по биотопливу, сланцевой нефти, сланцевому газу и т.п. Второе. Создана международная финансово-экономическая система, где доллар является международным средством расчётов и сбережений, что позволяет США доминировать на мировом инвестиционном рынке. Причём страны-участники этой системы не могут из неё выйти без риска обрушения национальной финансово-экономической системы. Третье. В США создана система воспроизводства инновационных технологий, что позволяет им лидировать на экспортном рынке высокотехнологичной продукции.

Таким образом, базисные основы российского модернизационного мегапроекта должны быть адекватны вышеназванным устоям конкурентоспособности США, для чего необходимо:

- провести импортозамещение доллара в сфере экспорта, инвестиций и сбережений, за счёт выпуска специального инвестиционного рубля (ИР) обеспеченного запасами высоколиквидных полезных ископаемых (нефть, газ,золото …), объёмы которых подсчитаны по международным стандартам;

- на тот же срок ввести потолок цен на энергетические продукты в ИР на уровне отсечения ниже, чем на рынке США, что станет стимулом для потребителей покупать энергоносители за ИР;

- признать, что нынешняя бюрократическая машина такой проект не потянет в виду дефицита компетентных кадров и необходимости решать сегодняшние проблемы выживания экономики, это диктует создание специальной структуры на основе частно-государственного партнёрства.

Целеполагание модернизационного мегапроекта можно сформулировать исходя из нынешнего курса на импортозамещение – построение самодостаточной экономики путём реиндустриализации и формирования систем воспроизводства инновационных технологий (Сколково как первый опыт). Прежде чем сформулировать стратегические задачи необходимо задать постулаты, которые не позволят свернуть с заданного целеполагания:

Первое. Минерально-сырьевые ресурсы России даны нам Богом и разведаны советскими геологами не для паразитирования за счёт их продажи за рубеж, а для обеспечения конкурентоспособности промышленности и граждан страны.

Второе. Гарантией устойчивости денежной системы России является введение обеспечительного стандарта эмиссии рубля в виде физических объёмов товарных поставок энергоносителей по регулируемым ценам. Привлекательность расчётов в рублях обеспечивается за счёт государственной политики поддержания стабильности и конкурентоспособности цен на эти товары за счёт интервенций на рынке из резервных фондов (Росрезерв).

Третье. Залогом конкурентоспособности современной экономики является наличие систем воспроизводства инновационных технологий основанных на высоких стандартах качества общего и профессионального образования.

Стратегические задачи для достижения поставленного целеполагания

Создание зоны расчётов в ИР, на товары, по которым существует возможность обеспечить покупательную способность рубля выше, чем у доллара на долгосрочную перспективу.

Неразвитость институтов госрегулирования, необходимо компенсировать созданием при Правительстве РФ института персональных кураторов (драйверов) системообразующих (кластерных) модернизационных проектов.

Создание, на основе частно-государственного партнёрства Фонда модернизации, наделённого функцией эмиссии ИР.

Механизм конвертации сырьевого потенциала в инвестиционный

Как монетизировать ресурсный потенциала российских недр с целью привлечения инвестиций в дело модернизации? Такое станет возможным, если Россия возьмёт на себя функцию гаранта долгосрочной стабильности цен на первичные и вторичные энергоносители в зоне ИР. При этом регулируемые цены следует нормативно привязать к их показателям на рынке США, так как этот рынок является ведущим индикатором глобального рынка энергоносителей. Кроме того, целесообразно запланировать пошаговый понижающий дисконт этих цен на первые 10 лет реализации программы модернизации. Такое решение позволит мотивировать инвесторов к вложениям в долгосрочные энергоёмкие проекты. Расчеты экспертов, показывают, что синхронно с ценами на нефть (с лагом в 9-10 месяцев) колеблются и цены на золото. Такая зависимость позволяет выразить стоимость нефти в граммах золота. Так, за последние 30 лет средняя стоимость барреля нефти составила примерно 2 грамма золота. Учитывая, что цена газа по долгосрочным контрактам рассчитывается с привязкой к цене на нефть, то в золоте можно выразить и среднюю стоимость газа. Россия обладает ресурсными возможностями для перехода к политике реализации долгосрочных контрактов на поставку энергоносителей по регулируемым ценам с оплатой в новой валюте, так как сегодня в цене на энергоносители более 60% составляют налоги и сборы, да и нефтегазовые компании имеют резерв снижения себестоимости за счёт модернизации производства. Новой валютой станет специальный ИР, номинированный определённым количеством золота и товарных энергоносителей, что, по сути, означает введение золото-энергетического стандарта для параллельной национальной валюты. По сути это будет золотой рубль (ЗР), так как стоимость нефти и газа также выражена в граммах золота. Основная задача введения ЗР – дедолларизация экономики, а станет ли в перспективе ЗР единственной национальной валютой, будет зависеть от спроса потребителей и воли властей. Эмиссионным центром ЗР может стать, специально созданный компаниями производителями энергоносителей и золота, а также Росрезервом и Гохраном - Фонд модернизации (ФМ). (Рис.1) Росрезерв и Гохран будут наделены функциями стабилизаторов цен на рынках углеводородов и золота путём покупок-продаж из своих товарных резервов. ФМ будет наделён правом эмитировать ЗР под реальные объёмы золота и энергоносителей предназначенным к реализации по установленным ФМ ценам. О возможном объёме эмиссии можно судить хотя бы по доходу от экспорта нефти, газа и нефтепродуктов в 2013 г. – 356 млрд долл. Извлекаемые запасы российской нефти на 1.01.2014 г. составляли около 18 млрд т., а газа – 49,5 трл. м3. Стоимость этих запасов составляет 15 трл долл. по самым консервативным оценкам, что обеспечивает доверие к эмитенту на десятилетия вперёд. Другим источником капитала ФМ станет привлечение долгосрочных беспроцентных и безотзывных депозитов (на 5 и более лет) и выпуск векселей под обязательство их погашения ИР. Привлечённые пассивы от физических и юридических лиц, а также кредитная эмиссия ИР составят финансовую базу модернизации с потенциалом в триллионы долларов, причём, это будут длинные и дешёвые деньги с прогнозируемой курсовой устойчивостью. Привлекательность ЗР, как средства для инвестиций и сбережений позволит обменивать энергоносители (по привлекательным и стабильным на долгосрочный период ценам) на западные инновационные технологии и оборудование. Аналогично финансировал индустриализацию СССР в 20-30 гг., получая из-за рубежа заводы, станки, оборудование и специалистов в обмен на золото и зерно. Долгосрочное кредитование инфраструктурных и индустриальных проектов будет осуществляться ФМ за счёт привлечённых пассивов и кредитной эмиссии ЗР. Возможные временные потери доходов бюджета из-за снижения цен на энергоносители будут покрываться заимствованиями в ФМ. При этом никакого единовременного снижения цен на энергоносители быть не может, так как эмиссия ЗР будет увязана с финансированием конкретных проектов. Доходы производителей энергетических товаров в зоне ЗР могут сократиться, но эти потери многократно компенсируются за счёт дешёвых долгосрочных кредитов от ФМ. Концепция создания ФМ может быть реализована при консенсусе государства и ведущих российских производителей энергоносителей и золота, либо путём введения госмонополии на экспорт этих товаров. Обеспечительная товарная корзина новой валюты может также пополняться и за счёт других высоколиквидных товаров: серебро, платиноиды, электроэнергия, моторное топливо и т.п.; если производители этих товаров будут согласны с политикой ценообразования регулятора в зоне расчётов ЗР и станут членами ФМ.

Что мы получим?

Результатом реализации предложенной концепции станет решение стратегических проблем развития России. Первое. Монетизация высоколиквидных сырьевых активов и выпуск валюты, обеспеченной золото-энергетическим стандартом, создаст мотивацию к привлечению инвестиционных и кадровых ресурсов с глобального рынка, а также росту долгосрочных накоплений – источнику длинных кредитных денег. Второе. ЗР создаст основу к созданию валютного союза с участием дружественных стран, как производителей углеводородов, так и стран потребителей. Третье. Нефтегазовые компании могут стать первыми получателями дешевых и долгосрочных кредитов под залог своих сырьевых запасов, что позволит им не только модернизировать профильное производство, но и реализовать машиностроительные проекты, ведь сегодня доля импортных машин и оборудования в нефтесервисе составляет 60%. Именно сырьевые компании, обладающие высококвалифицированными управленческими кадрами способны стать лидерами реиндустриализации. Четвёртое. Двухвалютная система позволит решить дилемму, когда для долгосрочных инвестиций востребован твёрдый и стабильный рубль, а для неконкурентоспособного сектора экономики желателен слабый рубль. При этом будет востребован отечественный опыт использования мультивалютной денежной системы со времён Екатерины II до СССР. Де-факто параллельная валюта обращается в стране и сейчас, когда ЦБ меняет нефтедоллары на рубли, а банки помогают бизнесу и населению конвертировать рублёвые накопления в доллары, которые отправляются в основном за рубеж или под матрас. ЗР способен провести импортозамещение доллара, так как у него есть неоспоримое преимущество – он обеспечен физическим объёмом высоколиквидных ценностей.

В Нью-Йорке размещено электронное табло, где в режиме реального времени отражается рост госдолга США. В Москве можно будет установить табло показывающее рост обеспечительных резервов ЗР, что будет наглядно стимулировать к инвестициям в Россию.

Какая модернизация нам нужна?

России требуется не просто модернизация промышленного производства, нам необходимо создавать системы воспроизводства технологий. Такой подход можно проиллюстрировать на примере назревшей модернизации машиностроения. Успешность её реализации зависит от правильности выбора стратегии развития энергетических ресурсов для промышленного потребления. Очевидно, что у России есть все предпосылки для того чтобы первой из индустриально развитых стран перейти на газовую доминанту в энергообеспечении нашей экономики. В машиностроении ключевым критерием конкурентоспособности является способность производить экономически эффективную силовую установку (двигатель). Поэтому в первую очередь ФМ инициирует программу финансирования инновационных проектов по созданию газовых (газово-электрических) силовых установок для всех видов машиностроения, а также разработку инновационных видов газового топлива. Разработки по этим направлениям ведутся ещё с советских времён в РЖД, Газпроме и других компаниях, но они нацелены на решение узких отраслевых задач, которые не предусматривают переход к масштабному газовому двигателестроению. Кредитная программа ФМ позволит отечественному бизнесу сменить парадигму развития: от поиска дешёвых денег – к поиску инновационных технологий и классных специалистов по всему миру. Реализация проекта газовой доминанты позволит в разы повысить конкурентоспособность экономики, а государству в перспективе продать всю свою собственность в нефтянке, вложив эти деньги в модернизацию и забыть о нефтедолларовой кабале.

Рис. 1 Структурная схема Фонда модернизации

Примерный план реализации проекта

Концептуально ФМ представляет собой гибрид МВФ и ФРС, поэтому разработка его структуры, регламентирующих и регулирующих документов не потребует много времени для компетентных исполнителей. Кураторами создания и функционирования ФМ со стороны государства могли бы стать комиссия по ТЭК и Минфин, т. к. они решают задачи близкие по профилю деятельности ФМ. Члены ФМ не реже 1 раза в год должны утверждать квоты на продажу энергоносителей за ЗР. Раскрутка ФМ может начаться с внутренней эмиссии ЗР для учредителей под поставки товаров по регулируемым ценам между собой, а государство организует госзакупки энергетических товаров и золота с расчётами в ЗР. К примеру, эмиссия ЗР в виде золотых монет может быть использована на скупку золота у населения. Ведь по оценкам экспертов на руках у населения с целью тезаврации накоплено от 2 до 3 тыс. тонн золота. Если при этом взимать специальный налог (18%) в виде металла, то ФМ может сформировать свой золотой запас примерно в 500 тонн. Мотивацией населения к конвертации металла в ЗР станет их преимущество в ликвидности. Начальным капиталом для операций с ЗР может стать кредитная эмиссия ФМ под залог запасов месторождения Сухой Лог (2 тысячи тонн золота). Таким образом, создание ФМ не потребует бюджетных затрат. В этом деле может быть лишь одна загвоздка – где найти ответственного созидателя уровня графа Витте или Байбакова?

Представленная концепция проходит обсуждение в Обществе экспертов России по недропользованию, затем её предполагается обсудить на «круглом столе» с участием авторитетных экономистов и политиков.

1.0x