Сообщество «Философия истории» 00:05 23 мая 2022

Имперское чудо

империя и практика

Какие факторы являются решающими для восстановления в России полноценной Империи?

Этот вопрос всерьез задал настоятель Софрониевой пустыни под Арзамасом отец Владимир Цветков в очень глубокой формулировке: за что нам молиться? По сути ровно то же самое спросили Константина Малофеева на презентации его книги "Империя": Где Империя сегодня?

Я только что закончил новую книгу "Бытие и Империя", своего рода "Энциклопедию Имперской Идеи", где изложил тему имперской онтологии от архетипической фигуры Царя Мира, до разных форм сакральной монархии и обзора исторических Империй – включая миссию Катехона и диалектику имперской России и вплоть до симулякров «Империи» -- таких как Британская Империя и современная «Империя» США.

Но все это касается глубинных и фундаментальных тем и теорий. Они принципиально важны, но практических выводов из них напрямую не сделаешь.

Поэтому я решил отнестись к вопросу отца Владимира системно и предложил ряд тезисов. Это набросок, буду благодарен за дополнения и комментарии.

1. Империя может быть восстановлена в России как следствие божественного чуда. Всякая Империя имеет сверхъестественное происхождение. Если это не чудо от Бога, то это «чёрное чудо» дьявола. Люди Империю создать не способны. Она всегда есть нечто священное. Нет чуда - нет Империи. Но вера наша - в Живого Бога, в Бога, творящего чудеса.

2. Империя живет в Церкви. Религиозное и эсхатологическое учение об Империи и православной монархии, и о роли Русского Царя как Катехона, было подробно разработано в Русской Православной Церкви Заграницей. Прославление Царственных Мучеников и всех новомучеников российских является частью этого учения. После воссоединения МП РПЦ и РПЦЗ и в целом в 90-е годы ХХ века это учение было принято РПЦ в целом. Причем другого нормативного учения о политической теологии православия в самой МП РПЦ в советский период создано не было (и не могло быть после провала обновленцев). Поэтому православная монархия – единственная нормативная модель русского православного христианства. Крикливые и настырные «церковные либералы» не в счет, это лишь «иностранные агенты».

3. Империя (как и монархия) есть институт. Восстановление Империи может происходить через масштабную политическую реформу, пересматривающей нормативную законодательную базу России в ключе самодержавия. Здесь важна политико-философская и правовая работа.

4. Империя может отталкиваться от династии. Несмотря на то, что строгой прямой линии преемственности последнего русского Императору не сохранилось, представители Романовых есть, и в XVIII веке российский престол занимали и более далекие родственники. Здесь больше всего оснований у линии Кирилловичей, как к ним ни относились сегодня в России.

5. Империя может создаваться по мере реальных военных успехов и расширения зоны контроля. Тогда внутреннее могущество становится очевидным. Само собирание русских земель – с опорой как на военную силу, так и на экономику, дипломатию и культуру, усиливает имперский потенциал.

6. Империя может жить на уровне народной воли. В этом случае Империя не устанавливается сверху вниз, а затребуется народом – снизу вверх. В этом состоит земский сценарий. Земский собор принимает историческое решение, чтобы Империя был и восстанавливает монархию. Современный широко распространенный в народе культ Сталина с социологической точки зрения есть не что иное как форма «монархизма снизу», запрос на Царя.

7. Империя может быть объявлена сильным властителем. В римской истории переход от Республики к Империи шел через диктатуру Юлия Цезаря. Имя «Цезаря» стало позднее синонимом Императора, Царя. Хотя полноценным Императором стал Август, по сути, Юлий Цезарь уже был им.

Едва ли можно заведомо сказать, какой пункт является главным. В настоящее время в той или иной мере есть в зачаточном виде все эти предпосылки, но ни одна из них пока явно не доминирует. Можно допустить комбинацию нескольких пунктов или выбор одних за счет других. Нельзя исключить и их полной синергии. Если Империя наша цель (а если она не цель, то мы пропали), мы знаем теперь, о чем нам молиться, за что нам сражаться и что нам делать.

Но самое главное никогда не упускать из виду главного – Империя это явление духовного порядка, а значит, без Божественной воли и Его Промысла она будет лишь симулякром. Главное в Империи – чудо. Но только во имя чуда, в ожидании чуда и можно жить. Без него все лишено всякого смысла. Чудо есть смысл нашей жизни. Имперское чудо.

Источник

1.0x