Это было уникальное действо, которое на нашем веку практически не имеет шансов повториться. А вот формула восторга футбольных функционеров: "Лучший чемпионат в истории", — возможно, проживёт больше, чем четыре года. Ибо российский мундиаль — последний турнир, который прошёл в известном формате. Матчи чемпионата мира — 2022 в Катаре состоятся зимой, ибо летом там играть почти невозможно. Чемпионат-2026 будут принимать сразу три страны, и в нём примет участие безумное количество участников — 48. Если, конечно, ФИФА не одумается.
До самого последнего момента тревожило ожидание: под каким же предлогом нас лишат права проведения чемпионата. Этот пессимистический консенсус объединял и болельщиков, и высокопоставленных чиновников. Одновременно ждали обострения в Донбассе, а то и целой мировой войны, готовой начаться в Азии. Но 14 июня мировой футбольный форум всё-таки пришёл в Россию.
Чемпионат-2018 подарил удивительные сенсации: крушение фаворитов, начавшееся ещё на групповом этапе, голевую феерию (всего одна нулевая ничья в 64 матчах), обилие автоголов и пенальти. Неоднозначная техническая революция — введение системы видеопросмотров (VAR). Необычные "геополитические" сюжеты: например, зрители могли выбирать за кого болеть в матче — за европейцев или за белых. При этом футбольные гурманы не могут быть однозначно довольны: ни общий уровень игры, ни бульдожья хватка нового чемпиона не привели в восторг.
Яркой главой турнира стало выступление сборной России, которую перед началом чемпионата "хоронили" почти все специалисты и комментаторы, да и великий процент болельщиков. Аппетит пришёл во время еды, и если до чемпионата немногие верили даже в выход из группы, то поражение в четвертьфинале оставило привкус горечи вплоть до финала: Англию в полуфинале мы могли обыграть.
Однако главная победа нашей команды — за неё по-настоящему стали болеть.
Московское метро, ревущее "Россия! Россия!" после поражения в четвертьфинале. Про такое я только читал: в 1974 году сборная Шотландии, вернулась домой уже после первого этапа, но была встречена в аэропорту толпами благодарных болельщиков, оценивших игру "Тартановой армии". И наш болельщик, не избалованный большими победами, многое готов простить, если видит волю, отдачу, страсть. А этого было в избытке!
И не будем забывать про болевших за Россию в Минске, Таллине, Одессе. Русский мир имеет и подобное измерение, не стоит им пренебрегать.
К сожалению, запомнится и небольшой, но шумный "пул" пораженцев. Особо ярая часть белоленточных, "заукраинцев", которая люто осудила даже Навального, радовавшегося успехам России, уже не удивила. А вот угрюмое брюзжание иных "красных оппозиционеров" вызвало недоумение. Точно было замечено, что граждане всё больше и больше напоминают натуральных антисоветских диссидентов. Нет, товарищи, у патриотизма не может быть условий и оговорок (вроде "победы России — не мои победы, пока Чубайс не на нарах"). Можно не любить футбол, можно критиковать проведение чемпионата в России, но дальше — это уже гол в свои ворота. Поражение национальной команды может привести к погрому на площади, а вот у побед продолжений гораздо больше. И даже неудобные вопросы власти скорее задаст радостный человек с высоко поднятой головой, нежели "профессиональный" аутсайдер.
Несколько лет назад авторитетный спортивный эксперт Юрий Розанов обмолвился, что чемпионат мира для нашей страны — ничто иное как имперский проект. Именно. Вот нужна нам большая красивая цель, под которую выстраивается множество разнообразных историй.
Гости и участники чемпионата наперебой отмечают великолепную организацию. В России обошлось без скандалов, конфликтов, чрезвычайных происшествий. А небольшой казус финального матча только наводит на конспирологические версии: обычные "страйкеры" на поле пробраться бы не смогли.
Один из главных фронтов мировой холодной войны — информационный, и чемпионат мира был нашим важным и нужным наступлением.
Кто-то утвердился в своём изначальном скепсисе, а кто-то увидел на практике, что мировые "свободные СМИ" — свободны только в умении навязывать "свои" представления обществу. Тысячи европейцев остались дома, испугавшись "злобных русских фанатов", "кровавого режима" и бог знает ещё чего. В Латинской Америке СМИ, видимо, менее пафосны, посему значительный поток болельщиков прибыл из Западного полушария. Ещё грядёт "эффект возвращения", ибо многие открыли для себя нашу большую и разную страну. Туристический потенциал России очень велик. Понятно, что туризм не может быть главной темой для нас, но и упускать важное направление было бы абсурдным.
Возвращаясь к футболу: очень не хочется, чтобы нынешний российский прорыв остался на полях мирового чемпионата, как это произошло с десятилетней давности европейской "бронзой". Нам нужна нормальная футбольная индустрия, которая приносит пользу не только узкому кругу лиц, но и влияет на общество, начиная с детского спорта и заканчивая экономикой регионов. А от национальной команды России в перспективе мы ждём регулярных претензий на высокие места — вот тогда можно будет говорить о том, что мы достигли своего уровня.