Авторский блог Владимир Архангельский 00:00 22 февраля 2012

Имперообразующий

<p>И когда русские националисты находят поддержку у представителей других народов, либералы, «правозащитники» и прочие «рукопожатные» выражают беспокойство. Чует кошка, чьё мясо съела: взрыв национальных противоречий во многом был спровоцирован вовсе не националистами разных народов, а деятелями, которых вовсе не интересует национальная, религиозная, культурная идентичность. В сфере их внимания права абстрактного индивида и неких особо избранных меньшинств.</p>

Недавно чеченские парламентарии заявили о готовности поддержать предложенную одним из лидеров движения "Русские" Дмитрием Дёмушкиным идею о придании русской нации государствообразующего статуса в Российской Федерации. Более того, они готовы были выступить с соответствующей законодательной инициативой. Председатель парламента Чечни Дукуваха Абдурахманов заявил, что законодательный орган республики начнёт работать над этой инициативой. По мнению чеченских политиков, русские имеют на такой статус историческое право.

Правда, когда стало известно о негативном отношении премьер-министра и кандидата в президенты Владимира Путина к такому варианту, Абдурахманов несколько отыграл назад, заметив, что без путинского одобрения чеченские депутаты не станут торопиться с инициативой. Но дело сделано. Скандал. Сенсация. Резолюции националистических митингов, баталии в интернете вынесены на федеральный уровень. 

Безусловно, такая инициатива ласкает слух русским националистам. И показательно вызывает массу негатива со стороны "прогрессивной общественности". В частности, у главы Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой предложение чеченских парламентариев вызывает отторжение: "Оно антиконституционно и мне абсолютно не нравится. У нас в Конституции достаточно ясно написано, что все народы страны абсолютно равны и имеют одинаковые права, независимо от их национальности и вероисповедания. Выделять одну нацию за счёт другой мы никак не можем". 

Это болезнь, которая не лечится — самое печальное, что ей в самой тяжёлой форме подвержены люди, которые по своему званию защищают права. Во-первых, совершенно непонятно как государствообразующий статус русских может ущемить другие народы. 

И то, что в нашей распрекрасной Конституции удивительно и взаимоисключающе соседствуют "многонациональный народ Российской Федерации" и два с лишним десятка национальных республик, округов и областей, в результате которой именно русские находятся внизу пирамиды народов, Алексееву, естественно, не интересует. 

И когда русские националисты находят поддержку у представителей других народов, либералы, "правозащитники" и прочие "рукопожатные" выражают беспокойство. Чует кошка, чьё мясо съела: взрыв национальных противоречий во многом был спровоцирован вовсе не националистами разных народов, а деятелями, которых вовсе не интересует национальная, религиозная, культурная идентичность. В сфере их внимания права абстрактного индивида и неких особо избранных меньшинств.

Но даже если отстраниться от либерального маразма, в истории хватает подводных камней. 

 Государствообразующий статус юридически никак не будет оформлен и не даст русским каких-либо преференций. Да, он поднимает "русский вопрос" в государстве, где политическая элита исповедовала и исповедует принцип, который некогда озвучил Е.Гайдар: "Россия как государство русских не имеет исторической перспективы", и это важно. Уже сам Путин в своей нашумевшей статье "Россия: национальный вопрос" изрёк доселе неслыханное: "Русский народ является государствообразующим — по факту существования России. Великая миссия русских — объединять, скреплять цивилизацию".

Но долго ли нам оставаться государствообразующим, если русская демографическая кривая по-прежнему идёт вниз? 

И по сути, идея с государствообразующим народом вновь делает акцент на идее национального государства, излюбленной теме значительной части русских националистов. "Долой ветхий национализм", — провозгласили они в начале нулевых и отбросили многие родимые пятна старых правых, отпугивавшие потенциального сторонника. Однако обратившись к реальным проблемам дня сегодняшнего, вектором русского будущего почему-то избрали европейскую модель XIX века. 

Да, ельцинский режим создал невиданную доселе систему антинационального "национального государства". Мы все были россияне, некоторые из нас были ещё и чеченцами, татарами, якутами, и только русских не было. Но для мира мы были — russians, русские. И вариант, где русскими станут все народы, населяющие Россию, — включая тех, что имеют свои национальные государства, — качественно от ельцинизма ничем не отличается. Более того, он способен зацементировать ельцинское наследие, в то время как даже в умах и речах наших властителей звучат ноты разрыва с девяностыми. 

Страна, раскинувшаяся на десять часовых поясов (случайно ли решил сократить их число президент Медведев?), никогда не станет "нормальной европейской страной" вроде Чехии. Тем более, что проект национального государства, "etat-nation" на наших глазах рушится. События во Франции и Англии, регулярные каталонские и баскские выступления в Испании, успехи националистов в благополучных североевропейских странах и Швейцарии откровенно ставят под сомнение чаемую идиллию европейского "национального государства". 

Гражданский национализм подавляет живую природу народов, унифицирует различия, особенности. Наоборот, многомерное иерархическое пространство империи сохраняет самобытность, идентичность. 

Россия — империя. А идея империи — одновременно великая государственная граница и открытость к экспансии, к новым регионам, народам, людям. Русский народ — не просто государствообразующий, но имперообразующий народ. По-другому и быть не может. 

1.0x