Авторский блог диакон Игорь  Голиков 00:00 25 июня 2015

Иконы и каноны

Если другие неканонические изображения не вызывают возмущения наших "церковных" либералов, то их возмущение по поводу изображения Сталина и военачальников Победы вместе с Матерью Божией более объясняются их политическими взглядами, нежели ревностью о чистоте Православия.

Настоящую истерику поднял "промайданно" настроенный игумен Нектарий (Морозов) по поводу молебна в г. Энгельсе с участием Александра Проханова, привезшего в Саратовскую область неканоничное изображение Божией Матери "Державная" с военачальниками Великой Отечественной войны, включая генералиссимуса Сталина.

Автор этих строк выступает принципиально против использования в церковном обиходе любых икон и изображений, нарушающих каноны. Только в этом вопросе нельзя быть непоследовательным. Я вот не слышал, чтобы кто-то в интернете или церкви громко протестовал против многочисленных изображений Бога-Отца, прямо запрещенным на Большом Московском соборе 1666-67 годов: "Повелеваем убо от ныне Господа Саваофа образ в предь не писати: в нелепых и не приличных видениих зане Саваофа (сиречь Отца) никтоже виде когда воплоти. Токмо якоже Христос виден бысть в плоти, тако и живописуется, сиречь воображается по плоти: а не по Божеству: подобие и Пресвятая Богородица, и прочии святии Божии…Господа Саваофа (сиречь Отца) брадою седа, и Единороднаго Сына во чреве Его, писати на иконах и голубь между ими, зело не лепо и не прилично есть, зане кто виде Отца, по Божеству; Отец бо не имать плоти, и Сын не воплоти родися от Отца прежде веков аще Давид пророк и глаголет: из чрева прежде денницы родих Тя, обаче то рождение не плотьское: но неизреченно и непостижимо бысть. Глаголет бо и Сам Христос во святом Евангелии: никтоже весть Отца, токмо Сын" (Деяния Большого Московского собора, гл.43, цит. по Л.А.Успенский. Богословие иконы Православной Церкви.XV).

Но если мы зайдём в любой православный храм, построенный в XVIII-XIX веках, то зачастую там увидим именно такие изображения. Да и в главном храме страны, Храме Христа Спасителя в Москве, оно присутствует.

Если же говорить об изображении, привезённом Прохановым вначале на Прохоровское поле, а затем — на Энгельсскую авиабазу дальней авиации ВВС России в Саратовской области, то его мы вряд ли сможем назвать иконой. Это изображение можно отнести, скорее, к парсунам.

Парсуна (от лат. persona — личность, лицо). Вид произведений русского портретного искусства конца XVI — начала XVII вв. Такие портреты иконописцы создавали для царей и князей, дабы донести их облик до потомков. Парсуны писались с соблюдением всех иконописных техник и технологий.

Вполне допускаю, что некоторых неистовых ревнителей православия может возмутить, например, изображение святителя Филарета рядом с автором "Гавриилиады". Но мы понимаем, что этим кощунственным и богохульным произведением творчество Пушкина не ограничивается, а стихотворный диалог поэта с митрополитом Московским стал важнейшим общественным событием своего времени.

Не говорю уже о том, что церковные иерархи отпевали Сталина как православного, а восстановление лидером Советского государства Московского Патриархата и организация им в 1948 году Всеправославного совещания в Москве тоже входят в историю и русского, и мирового православия. Вспомним, что великий киевский князь Владимир Святославич, прославленный как равноапостольный святой Креститель Руси, до своего обращения также был великим грешником и прославлял языческих "богов".

Если другие неканонические изображения (в том числе из перечисленных выше) не вызывают возмущения наших "церковных" либералов, то их возмущение по поводу изображения Сталина и военачальников Победы вместе с Матерью Божией более объясняются их политическими взглядами, нежели ревностью о чистоте Православия.

А Александру Андреевичу Проханову стоило бы заказать другую парсуну. Где будут не только маршалы и герои Великой Отечественной войны, но и святейшие патриархи Сергий и Алексий, снарядившие танковую дивизию "Дмитрий Донской", воодушевлявшие своим словом народ на борьбу с захватчиками, преподобный Серафим Вырицкий, молившийся о победе, новомученики и исповедники российские, по небесному предстательству которых наш народ победил в той страшной войне, буквально воплотив великую икону XVI века "Церковь воинствующая".

диакон Игорь (Голиков)

За последние несколько дней многие газеты и интернет-издания выступили с громкими заголовками, связанными с тем, что писатель А. Проханов обратился к Церкви с просьбой о канонизации И.В. Сталина.

Зная о взглядах писателя на Сталина, я как последовательный антисталинист (мои читатели ФБ об этом хорошо знают) должен был встать в стойку и разразиться филиппиками в адрес Проханова. Например, Pravmir так и поступил, написав: "Публицист А. Проханов выступил с предложением канонизировать Сталина".

— Алло, Александр Андреевич, идет информация, что Александр Проханов предложил причислить Иосифа Виссарионовича Сталина к лику святых. Однако для меня двух минут было достаточно, чтобы ознакомиться с первоисточником, в котором сказанное писателем — совсем не однозначно (Комсомольская правда. Проханов хочет причислить Сталина к лику святых. 18 июня, 18:21):

— Нет, это не совсем так.

Так начинается это интервью. Далее писатель ни разу не говорит о том, что он обратился или собирается обратиться к Русской православной церкви с просьбой о канонизации. Что же касается И. В. Сталина, то Проханов повторил то, что мы много раз слышали от него на протяжении двух десятилетий: Церковь в течение многих лет молилась за Сталина, храмы были разрушены, а потом восстановлены, "Сталин замолил свой грех, одержав победу", погибшие герои Великой Отечественной войны — это все святые.

Таково мнение А. А. Проханова. Я, например, с ним не согласен, и у меня есть много возражений по каждому из этих утверждений. Но дело ведь не в этом. Здесь нет фактов, на которых основываются ложные заголовки.

Мне так же, как и многим, совсем не нравится "Державная" икона Божией Матери, на которой изображен И. В. Сталин в окружении маршалов Победы: именно ее привез Александр Проханов в Саратовскую область. Но абсолютно не согласен с тем, что подобное изображение неканонично. Православная церковь знает множество изображений на фресках и иконах людей, не являющихся святыми. Мало того, существуют канонические иконы с изображением откровенных грешников, чертей и самого дьявола.

Помяните мое слово — сейчас начнет раскручиваться эта история, главной целью которой будет еще один удар по Церкви. Но в основе ее, как и раньше, — ложь.

протоиерей Владимир (Вигилянский)

Источник: блог автора

1.0x