«Корпоративные расходы на искусственный интеллект стремительно растут, поскольку руководители рассчитывают на значительный рост эффективности. Пока что они сообщают о незначительном влиянии на конечный результат», - пишет «Нью-Йорк таймс» в статье «Компании вкладывают миллиарды в ИИ, но эти деньги пока не окупаются» (13.08.2025).
Почти четыре десятилетия назад, в разгар бума персональных компьютеров, возник феномен, известный как «парадокс производительности».
Это было указанием на то, что, несмотря на огромные инвестиции компаний в новые технологии, было мало доказательств соответствующего повышения производительности труда работников.
Сегодня мы наблюдаем тот же парадокс, но уже с генеративным искусственным интеллектом. Согласно недавнему исследованию McKinsey & Company, почти восемь из десяти компаний сообщили об использовании генеративного ИИ, но столько же сообщили об «отсутствии значительного влияния на конечный результат».
Технологии искусственного интеллекта стремительно развиваются благодаря таким чат-ботам, как ChatGPT. Этому способствует гонка новых инструментов с высокими ставками между технологическими гигантами и сверхбогатыми стартапами, порождающая ожидания революционных изменений во всем, от бухгалтерского учета до обслуживания клиентов. Однако отдача для компаний за пределами технологического сектора отстает из-за ряда проблем, включая раздражающую склонность чат-ботов к выдумке.
Это означает, что компаниям придется продолжать вкладывать миллиарды, чтобы не отставать, — но могут пройти годы, прежде чем эта технология принесет общеэкономическую выгоду, поскольку компании постепенно поймут, что работает лучше всего.
Можно назвать это «парадоксом генеративного ИИ», как это сделала McKinsey в своём исследовательском отчёте. По данным исследовательской компании IDC, ожидается, что инвестиции компаний в генеративный ИИ в этом году вырастут на 94% и достигнут 61,9 млрд долларов.
Однако доля компаний, отказавшихся от большинства своих пилотных проектов в области ИИ, выросла до 42 процентов к концу 2024 года по сравнению с 17 процентами в предыдущем году, согласно опросу более 1000 руководителей технологических и бизнес-подразделений, проведенному компанией S&P Global, занимающейся обработкой данных и аналитикой.
По словам Александра Джонстона, старшего аналитика S&P Global, проекты часто терпели неудачу не только из-за технических препятствий, но и из-за «человеческих факторов», таких как сопротивление сотрудников и клиентов или отсутствие навыков.
Gartner, исследовательская и консалтинговая компания, которая отслеживает «циклы ажиотажа» в сфере технологий, прогнозирует, что ИИ приближается к стадии, которую она называет «дном разочарования». Ожидается, что низшая точка будет достигнута в 2026 году, прежде чем технология окончательно станет проверенным инструментом повышения производительности, заявил Джон-Дэвид Лавлок, главный аналитик Gartner.
Подобная картина наблюдалась и в случае с технологиями прошлого, такими как персональные компьютеры и Интернет: первоначальный оптимизм, тяжелый труд по освоению технологии, за которым последовала трансформация отраслей и работы.
Пока что в выигрыше оказались поставщики технологий и консультаций в области ИИ. Среди них Microsoft, Amazon и Google, предлагающие программное обеспечение для ИИ, а Nvidia — безусловный лидер в производстве чипов для ИИ. Руководители этих компаний хвастаются тем, как ИИ меняет их собственный рабочий процесс, устраняя необходимость в программировании на начальном уровне и повышая эффективность работы других сотрудников.
Многие предсказывают, что ИИ в конечном итоге заменит большое количество сотрудников, и эта перспектива находит широкую поддержку в корпоративном мейнстриме. На фестивале идей в Аспене в июне 2025 года Джим Фарли, генеральный директор Ford Motor, заявил: «Искусственный интеллект заменит буквально половину всех «белых воротничков» в США».
«Технический потенциал огромен, но он не определит, насколько быстро ИИ преобразует экономику», — сказал Эндрю Макафи, главный научный сотрудник и соруководитель Инициативы по цифровой экономике Массачусетского технологического института.
Тем не менее, некоторые предприятия находят способы внедрения ИИ, хотя в большинстве случаев эта технология пока далека от замены работников.
Одной из компаний, где возможности и недостатки ИИ демонстрируют себя, является USAA, предоставляющая страховые и банковские услуги военнослужащим и их семьям. После нескольких пилотных проектов, некоторые из которых были закрыты, компания внедрила помощника на основе ИИ, чтобы помочь своим 16 000 сотрудникам службы поддержки клиентов давать правильные ответы на конкретные вопросы.
USAA отслеживает свои инвестиции в ИИ, но пока не имеет расчёта финансовой отдачи от программного обеспечения колл-центра, если таковая вообще имеется. Однако, по словам компании, отклик сотрудников был исключительно положительным. Несмотря на наличие программных приложений для онлайн-ответов на вопросы клиентов, её колл-центры обрабатывают в среднем 200 000 звонков в день.
«Такие моменты имеют значение», — сказал Рамник Баджадж, директор компании по аналитике данных и искусственному интеллекту. «Им нужен живой голос на другом конце провода».
Это похоже на приложение на базе искусственного интеллекта, разработанное более года назад для выездных специалистов Johnson Controls, крупного поставщика строительного оборудования, программного обеспечения и услуг. Компания передала руководства по эксплуатации и обслуживанию своих машин в программу на основе искусственного интеллекта, которая была обучена составлять сводку проблем, предлагать варианты ремонта и выводить всю информацию на планшетный компьютер техника.
В ходе тестирования приложение сократило время ремонта, которое обычно занимает час и более, на 10–15 минут — это существенный рост эффективности, но само по себе вряд ли можно назвать трансформацией рабочего пространства. Менее 2000 из 25 000 выездных специалистов компании имеют доступ к ИИ-помощнику, хотя компания планирует расширение.
«Это еще слишком рано, но идея заключается в том, что со временем все будут им пользоваться», — сказал Виджай Санкаран, директор по цифровым технологиям и информации Johnson Controls.
По его словам, в долгосрочной перспективе компании будут использовать ИИ для улучшения множества систем, включая продажи, закупки, производство, обслуживание клиентов и финансы.
«Это переломный момент», — сказал Санкаран, который предсказывает, что этот сдвиг займет не менее пяти лет.
Два года назад JPMorgan Chase, крупнейший банк страны, заблокировал доступ к ChatGPT со своих компьютеров из-за потенциальных угроз безопасности. Лишь нескольким сотням специалистов по анализу данных и инженеров было разрешено экспериментировать с ИИ.
Сегодня около 200 000 сотрудников банка имеют доступ к универсальному ИИ-помощнику — по сути, бизнес-чат-боту — со своих рабочих компьютеров для выполнения таких задач, как сбор данных, ответы на деловые вопросы и составление отчетов. Помощник, разработанный специально для JPMorgan, использует ChatGPT и другие инструменты ИИ, обеспечивая при этом безопасность конфиденциальной банковской и клиентской информации. Примерно половина сотрудников регулярно пользуются им и сообщают, что тратят на выполнение основных офисных задач до четырёх часов в неделю меньше, сообщает компания.
Консультанты банка по управлению благосостоянием также применяют более специализированного помощника на основе искусственного интеллекта, который использует данные банка, рынка и клиентов для предоставления состоятельным клиентам инвестиционных исследований и консультаций. Банк заявляет, что система собирает информацию и помогает консультантам давать инвестиционные рекомендации почти вдвое быстрее, чем раньше, что способствует росту продаж.
Неутешительный релиз GPT-5 указывает на более серьёзные проблемы, которые ждут технологическую революцию
«Новейшая модель чат-бота OpenAI, GPT-5, представляет собой усовершенствованный инструмент искусственного интеллекта: более быстрый, более мощный, более точный. Но это не та волшебная палочка, на которую надеялись некоторые оптимисты ИИ. Переход к «суперинтеллекту», приз, принесший 400 миллиардов долларов инвестиций крупным технологическим компаниям в этом году, теперь кажется скорее отложенным, если вообще возможным.
Конец света не наступит, если Кремниевая долина пока скорректирует свои мечты о чудодейственных средствах, суперматериалах и молниеносном росте в пользу стабильной эффективности офисной автоматизации. Прогресс зачастую неравномерен: при внедрении новых технологий периоды быстрых инноваций сменяются периодами стагнации. Умерить наши сиюминутные надежды на научные чудеса – значит, по крайней мере, уменьшить наши страхи перед взбесившимися машинами и массовым вымиранием рабочих мест.
Но это замедление происходит в опасное время, когда инвесторы опережают популистскую реакцию, которая может замедлить развитие ИИ регулированием ещё до того, как технология достигнет своего следующего прорыва. Сейчас существует значительный риск того, что критики отрасли будут направлять общественное мнение на его очевидный вред — будь то страх потери рабочих мест, ущерба окружающей среде или более масштабных потрясений повседневной жизни — без достаточных видимых преимуществ, чтобы им противостоять», - пишет «Вашингтон пост» (13.08.2025) в статье «Пауза Альтмана».
Американцы уже сообщают социологам, что искусственный интеллект вызывает у них скорее тревогу, чем восторг. В их «свитках ужаса» рассказывают о зависимости от чат-ботов, фейковых изображений знаменитостей и клонировании близких с помощью искусственных голосов, чтобы обмануть пожилых людей.
Кроме того, появляются тревожные экономические новости, подрывающие аргументы в пользу быстрого развития ИИ при минимальном вмешательстве государства. Одним из примеров является дефицит вакансий для технических специалистов начального уровня, вызванный тем, что компании обращаются к ИИ для задач, традиционно выполняемых недавними выпускниками. Как резюмирует недавний заголовок в «Нью-Йорк таймс»: «Прощайте, вакансии в сфере технологий за 165 000 долларов. Студенты-программисты ищут работу в Chipotle».
Эти потрясения в основном затронули определённые технологические секторы, но американцы постоянно слышат предположения, что следующими станут их рабочие места, независимо от того, случится это в ближайшее время или нет. Как и в случае с шоком от торговли с Китаем, ограниченные или преувеличенные негативные последствия могут доминировать в восприятии: потери в промышленных городах затмили разрозненные выгоды от торговли — более дешёвые товары, рост производительности, новые рабочие места для экспортёров — и подпитывали правый популизм и пошлины.
Экономика находится в шатком положении по причинам, не связанным с ИИ, таким как торговая война, и эта технология может вызвать у общественности опасения по поводу стагфляции. Цены на энергоносители должны вырасти, поскольку потребители конкурируют за электроэнергию с центрами обработки данных ИИ, а Белый дом близоруко отсекает новые проекты, которые могли бы помочь. Теперь добавьте реалистичную возможность того, что поток инвестиций в ИИ, ответственный за половину роста валового внутреннего продукта страны в первой половине года, иссякнет. Если бум рухнет и потянет экономику вниз, он может слиться со страхами по поводу рабочих мест, создав мощный нарратив «разрушения без вознаграждения». Это значительно упростит политикам введение строгих правил, налогов на автоматизацию или мораториев, останавливая ИИ не потому, что он потерпел неудачу, а потому, что политика убила его.
Видны признаки того, как это может произойти уже сейчас: профсоюзы дальнобойщиков добиваются того, чтобы местные органы власти заблокировали расширение Waymo. Голливудские профсоюзы настаивают на строгих ограничениях на сценарии, написанные ИИ, и цифровые копии. Организованные группы защищают свою территорию, в то время как общественность, которая может наслаждаться более безопасным транспортом или более дешевыми и разнообразными развлечениями, зачастую не имеет политического голоса. Если ИИ не принесет ощутимых преимуществ рядовым избирателям, политики могут быть более склонны уступить протекционистским просьбам групп особых интересов.
Это перекликается с экономической историей. Во время промышленной революции производительность труда в Великобритании росла, а заработная плата стагнировала — период, получивший название «паузы Энгельса» по мрачному описанию Фридрихом Энгельсом промышленной бедности. Сначала выгоду от механизации получили в основном фабриканты, а рабочие, потерявшие привычный заработок, начали разрушать машины. Так появилось движение луддитов, которые громили текстильное оборудование. Британские лидеры продолжали двигаться вперёд — и последующие поколения добились огромного процветания, — но длительная задержка в распределении этих достижений привела к многолетним социальным волнениям.
Сегодняшняя версия могла бы стать «паузой Альтмана» в честь главы OpenAI Сэма Альтмана: технологические гиганты получают большую часть ранней прибыли от ИИ, в то время как работники, потерявшие работу, ждут обещанного прилива, который поднимет все лодки. И в отличие от XIX века, современные лидеры-популисты на этот раз могут встать на сторону уволенных — как Дональд Трамп поступил с докерами, борющимися с автоматизацией портов, — или на сторону экологов, встревоженных потребностями дата-центров в воде и энергии. Настроения против перебоев нарастают как внутри прогрессивных коалиций, так и в коалициях MAGA, а значит, политический отпор может быть вызван с разных сторон.
«Пауза Энгельса» закончилась, когда успехи наконец распространились: новые отрасли создали более высокооплачиваемые рабочие места, повысилась квалификация и уровень жизни. Сегодня правительствам следует сосредоточиться на ускорении этого распространения. Это означает: аккуратно внедрять ИИ – чтобы он помогал людям, а не лишал их работы; обучать сотрудников – чтобы они могли работать вместе с новыми технологиями; обеспечить стабильную энергию – включая атомную, так как дата-центры ИИ потребляют её очень много".
Разумные меры защиты от злоупотреблений необходимы, но страх не должен тормозить прогресс. Цель — превратить любую «паузу Альтмана» в короткое затишье перед широким и устойчивым ростом благосостояния.
Центры обработки данных ИИ крупных технологических компаний увеличивают счета за электроэнергию для всех граждан Америки
«Тарифы на электроэнергию для частных лиц и малого бизнеса могут резко вырасти, поскольку Amazon, Google, Microsoft и другие технологические компании строят центры обработки данных и расширяют свой бизнес в сфере энергетики», - пишет «Нью-Йорк таймс»(14.08.2025).
Ежегодное собрание государственных органов регулирования коммунальных услуг обычно представляет собой будничное мероприятие с сухими речами и панельными дискуссиями. Но в ноябре 2024 года в отеле Marriott в Анахайме, штат Калифорния, царило нечто более яркое.
Среди главных спонсоров конференции были крупнейшие технологические компании страны — Amazon, Microsoft и Google. Их руководители сидели за пультами, а логотипы компаний красовались на стендах с продукцией на мероприятиях по налаживанию деловых контактов. Даже на шейных шнурках участников красовался красочный логотип Google.
Всего несколько лет назад технологические компании играли второстепенную роль в энергетическом секторе, инвестируя в солнечные и ветровые электростанции, чтобы сократить растущий углеродный след и успокоить потребителей, обеспокоенных изменением климата. Но теперь они меняют облик энергетической отрасли США и стирают грань между потребителем и производителем энергии. Они превратились в одних из самых влиятельных игроков на энергетическом рынке.
Они создали дочерние компании, которые инвестируют в производство и продажу электроэнергии. Значительную часть производимой ими энергии покупают коммунальные службы, а затем поставляют её в дома и предприятия, включая сами технологические компании.
Однако тотальное развитие искусственного интеллекта в технологической отрасли подпитывает стремительный рост спроса на электроэнергию для работы центров обработки данных, разбросанных по всей территории Вирджинии, Огайо и других штатов. Большие прямоугольные здания, заполненные серверами, потребляли более 4 процента электроэнергии страны в 2023 году, и, по оценкам правительственных аналитиков, всего за три года эта цифра вырастет до 12%. Отчасти это связано с тем, что компьютеры, обучающие и управляющие системами искусственного интеллекта, потребляют гораздо больше энергии, чем устройства, транслирующие Netflix или TikTok.
Электричество — залог их успеха. Энди Джасси, генеральный директор Amazon, недавно заявил инвесторам, что продажи компании могли бы быть выше, если бы у неё было больше дата-центров. «Самое большое ограничение, — сказал он, — это электроэнергия».
Спешка в строительстве электростанций и линий электропередач возникла на фоне того, что крупные технологические компании стали богаче, чем когда-либо, благодаря своему повороту в сторону искусственного интеллекта. После объявления выдающихся финансовых результатов в конце июля Microsoft стала второй публичной компанией, чья стоимость превысила 4 триллиона долларов.
Хотя некоторые корпоративные клиенты пока не оценили полезность ИИ, технологические компании планируют инвестировать в него сотни миллиардов долларов.
В то же время, этот бум грозит привести к росту счетов за электроэнергию для населения и малого бизнеса. В целом по США средний тариф на электроэнергию для населения вырос более чем на 30% с 2020 года после нескольких лет относительно скромного роста. Значительная часть этого роста была обусловлена тем, что коммунальные службы наверстывали отложенные ремонтные работы и повышали устойчивость сетей к экстремальным погодным условиям.
Сложно предсказать, как это отразится на счетах потребителей за электроэнергию. Однако, согласно последним данным, для центров обработки данных потребуется дорогостоящая модернизация электросети, расходы на которую будут распределены между жителями и малым бизнесом за счёт более высоких тарифов, если только государственные регулирующие органы и законодатели не заставят технологические компании покрывать эти расходы.
Анализ, проведенный в июне 2025 года Университетом Карнеги-Меллона и Университетом штата Северная Каролина, показал, что к 2030 году счета за электроэнергию вырастут в среднем на 8 процентов по всей Америке, а в таких местах, как Вирджиния, — на 25 процентов из-за центров обработки данных.
В некоторых местах это уже происходит. С июня 2025 года счета за электроэнергию для типичного домохозяйства в Огайо выросли как минимум на 15 долларов в месяц из-за центров обработки данных, согласно данным крупной местной коммунальной компании и независимой организации, контролирующей электросети, охватывающие 13 штатов и округ Колумбия.
Технологические компании утверждают, что они не пытаются переложить расходы на электроэнергию на плечи жителей и малого бизнеса, заявляя, что они готовы платить за потребляемую ими электроэнергию и большую часть оборудования, необходимого для ее обеспечения.
«Мы не хотим, чтобы другие клиенты оплачивали наши попытки роста», — сказал Бобби Холлис, отвечающий за закупки энергии в Microsoft.
Но даже при всей их доброй воле заставить компании компенсировать убытки потребителям будет непросто, поскольку определить, сколько должны платить крупные пользователи, такие как центры обработки данных, не так-то просто.
Обеспечение электроснабжения Америки в основном сводится к двум вещам: надёжному электроснабжению и установлению цен на эти услуги. В последние годы крупные технологические компании вмешались в дебаты по обоим вопросам. Они лоббируют интересы законодателей и регулирующих органов, а также предлагают собственные схемы ценообразования, чтобы бросить вызов коммунальным предприятиям, что было бы немыслимо ещё несколько лет назад.
Это привело к росту напряженности.
Коммунальные предприятия десятилетиями финансируют сетевые проекты, как правило, за счёт повышения цен для всех, кто к ним подключен. Но внезапно технологические компании захотели построить так много центров обработки данных, что коммунальным предприятиям приходится тратить гораздо больше средств гораздо быстрее. Законодатели, регулирующие органы и группы потребителей опасаются, что домохозяйства и небольшие компании могут оказаться в затруднительном положении, оплачивая эти растущие счета.
Для коммунальных предприятий сотрудничество с технологическими компаниями может быть сложным, но и прибыльным.
Штаты разрешают коммунальным службам взимать с клиентов плату, достаточную для возмещения затрат и получения прибыли акционерами в зависимости от объёма инвестиций. Строительство новых центров обработки данных требует от коммунальных служб расходов на линии электропередач и электростанции, что со временем должно привести к увеличению прибыли.
«Моя главная задача во всём этом — обеспечить бесперебойное электроснабжение», — сказал Кэлвин Батлер, генеральный директор Exelon, крупной энергетической компании, и председатель отраслевой ассоциации Edison Electric Institute. «Я думаю, что участие технологических компаний в нашей отрасли делает это время очень интересным. Просто платите свою справедливую долю за электроэнергию».
В конечном счёте, технологические компании могут оказаться в выигрыше. Во многих штатах, переполненных центрами обработки данных, коммунальные предприятия не могут владеть электростанциями из-за политики, направленной на стимулирование конкуренции. Однако у технологических гигантов нет подобных ограничений, и многие из них инвестировали в электростанции и обеспечили контроль над электроэнергией, производимой другими компаниями, что делает их одновременно крупными потребителями и поставщиками электроэнергии.
Технологические компании используют электроэнергию, вырабатываемую на этих объектах, для питания своих центров обработки данных или продают её розничным коммунальным предприятиям на оптовом рынке — небольшой, но растущий источник дохода. За последние пять лет общий объём продаж электроэнергии дочерними энергетическими компаниями технологических компаний составил 2,2 млрд долларов, причём значительная часть этой суммы была выработана после 2022 года.
Продажи электроэнергии технологических компаний резко выросли
За последнее десятилетие дочерние компании крупных технологических компаний, таких как Amazon и Google, продали на оптовом рынке электроэнергии более 2,7 млрд долларов.
«Если люди не будут опираться на комиссии по коммунальным услугам, налогоплательщикам придется смириться с этим», — сказал Марк Купер, экономический аналитик Института энергетики и окружающей среды при Юридической и аспирантской школе Вермонта.
«Чрезвычайно новая территория»
В споре о том, кто оплатит счет, взоры отрасли прикованы к Огайо.
В снежный декабрьский день 2024 года в небольшом зале заседаний в Колумбусе разыгралось уникальное в своём роде судебное разбирательство. Юристы Amazon, Google, Microsoft и других технологических компаний схлестнулись с представителями электроэнергетической компании.
У технологических компаний были планы построить десятки новых центров обработки данных, настолько обширные, что местная коммунальная служба American Electric Power прогнозировала, что им потребуется в шесть раз больше электроэнергии, чем производится в центральном Огайо.
Коммунальная компания потратила месяцы на встречи с представителями потребителей штата, технологическими компаниями и смежными отраслями промышленности, а также с сотрудниками регулирующего органа — Комиссии по коммунальным услугам Огайо, — чтобы заключить сделку.
Однако в октябре 2024 года, ещё до завершения переговоров, технологические компании за несколько дней уведомили коммунальную компанию о подаче собственного предложения. Отраслевые эксперты заявили, что никогда раньше не видели такого опережающего развития событий. Согласно плану компаний, они должны были заплатить авансом меньше, чем того хотела коммунальная компания.
Спустя несколько дней коммунальная компания Огайо, представитель потребителей и сотрудники регулятора выступили с ответным планом, который предусматривал создание особой категории потребителей для центров обработки данных и обязывал их платить больше. Эта категория дополняла бы четыре основные категории потребителей электроэнергии — жилые дома, предприятия, фабрики и железнодорожные компании, — которые платят за электроэнергию по разным тарифам в Огайо и других штатах.
Слушание в Колумбусе, на котором присутствовал судья по административным делам, касалось власти в буквальном смысле — электронов, которые поддерживают работу света и питают современные технологии, — а также власти в политическом смысле.
Компания American Electric Power, имеющая 5,6 млн клиентов в 11 штатах, предупредила судью, что если штат не примет ее предложение, большую часть расходов на электроэнергию, потребляемую технологическими компаниями, будут нести жители и малый бизнес.
Несмотря на заявляемое стремление технологических компаний не обременять других, они часто подталкивают регулирующие органы перекладывать часть расходов на модернизацию на всех. Они утверждают, что дата-центры создают рабочие места в регионе, а модернизация сетей в конечном итоге принесет пользу местному бизнесу и жителям.
В какой-то момент адвокат, представлявший интересы Amazon, пытался заставить руководителя коммунальной компании из Огайо признать, что когда-то он приветствовал появление центров обработки данных в штате.
Множество частных и корпоративных клиентов выразили схожие опасения в своих комментариях регулирующим органам Огайо.
Компания в Огайо уже взяла на себя обязательство обеспечить электроэнергией 30 центров обработки данных в регионе к 2030 году, достигнув уровня потребления электроэнергии в районе Колумбуса, сопоставимого с уровнем потребления в Манхэттене. Однако технологическая отрасль подаёт дополнительные заявки на электроснабжение ещё 90 центров обработки данных, что может сделать потребление сопоставимым с потреблением всего штата Нью-Йорк в пиковый летний день.
Предложение коммунальной компании для новой категории клиентов потребует от центров обработки данных вносить многолетние платежи за необходимую им энергию — то, чего не обязаны делать другие клиенты.
Компания хотела, чтобы центры обработки данных и майнеры криптовалюты платили не менее 85 процентов запрашиваемой ими электроэнергии, даже если они ею не пользуются.
Однако Amazon, Google, Meta*, Microsoft и другие технологические компании заявили, что должны платить меньше, чем требовала коммунальная служба. В соглашении, которое подали компании, было указано, что они обязуются поставлять 75 процентов запрашиваемой электроэнергии, в зависимости от срока действия договора. Это привело бы к тому, что другим клиентам коммунальных служб пришлось нести большую часть расходов на новое сетевое оборудование.
Технологические компании хотели, чтобы все крупные клиенты - включая заводы - подчинялись одинаковым правилам. Также они предложили считать дата-центры крупными потребителями энергии только при большем объеме потребления, чем предлагали энергетики.
Кевин Миллер, до недавнего времени занимавший пост вице-президента Amazon, заявил, что план коммунальной компании из Огайо может привести к переплате технологических компаний, поскольку дата-центры будут наращивать объемы производства поэтапно. Кроме того, дата-центры будут обязаны платить за электроэнергию, даже если коммунальная компания не поставит весь объем энергии, который обещала поставить, добавил он.
В июле 2025 года, потратив несколько месяцев на взвешивание предложений, комиссия вынесла решение 5:0 против технологических компаний.
«Сегодняшнее распоряжение представляет собой сбалансированный пакет мер, который защищает клиентов, не являющихся центрами обработки данных», — заявила председатель комиссии Дженнифер Френч в своем заявлении после вынесения решения.
8 августа 2025 года технологические компании обратились в комиссию с просьбой пересмотреть дело, назвав решение «незаконным и необоснованным».
Ещё один риск: рост может замедлиться
Решение суда штата Огайо было принято в ответ на серьёзную обеспокоенность коммунальных служб и законодателей: технологические компании могут запрашивать гораздо больше электроэнергии, чем они в конечном итоге потребят. Опасения заключаются в том, что руководители могут переоценить спрос на ИИ или недооценить энергоэффективность будущих компьютерных чипов. В таком случае жителям и малому бизнесу придётся покрывать большую часть расходов, поскольку коммунальные службы в основном окупают затраты на улучшения со временем, по мере потребления электроэнергии потребителями, а не посредством авансовых платежей.
И это не пустые опасения. Технологические компании объявили о планах по созданию центров обработки данных, которые так и не будут построены или будут отложены на годы.
Руководство коммунальной компании заявило, что их предложение направлено на защиту всех клиентов в случае, если технологические компании откажутся от проектов или отложат их реализацию. Они привели в пример случай в Вирджинии, где постоянным клиентам пришлось покрывать первоначальные расходы на модернизацию сети для центра обработки данных, который был запущен в эксплуатацию на несколько лет позже запланированного срока.
В этом случае девелопер центров обработки данных Unicorn Interests в 2010 году сообщил крупной коммунальной компании Dominion Energy, что построит центр обработки данных рядом с региональным аэропортом в Манассасе, недалеко от Вашингтона, которому к июлю 2013 года понадобится электроэнергия.
Регулирующие органы Вирджинии одобрили план Dominion стоимостью 42 миллиона долларов по строительству подстанции и линии электропередачи для обслуживания кампуса. Управлением проектом занимался инвестиционный траст, основанный застройщиками Хоссейном Фатехом и Ламмотом Дж. Дюпоном, потомком династии Дюпонов. К концу весны 2013 года Dominion закупила большую часть необходимых для проекта материалов и выполнила некоторые работы на площадке, но Unicorn отставала от графика.
В конечном итоге дата-центр не получал клиентов до лета 2017 года. За четыре года задержки налогоплательщики в Манассасе и его окрестностях заплатили миллионы долларов за модернизацию, которая не использовалась. Поскольку Unicorn не потребляла электроэнергию от нового оборудования, в эти годы она не платила Dominion ничего или очень мало.
В интервью Фатех признал наличие задержек, но сказал, что Unicorn помог спровоцировать бум центров обработки данных в этом регионе.
Он также заявил, что поддерживает усилия коммунальной отрасли по обеспечению того, чтобы центры обработки данных вносили авансовые платежи за модернизацию сетей, чтобы отсеять проекты, которые могут быть не завершены.
«Большинству коммунальных предприятий очень нравится наш бизнес, потому что мы потребляем электроэнергию постоянно, днём и ночью», — сказал он. Это означает, что после запуска дата-центры покупают электроэнергию постоянно, в отличие от жилых домов, которые потребляют её преимущественно утром и вечером.
Представитель Dominion Energy Аарон Руби заявил, что другой проект центра обработки данных заменил Unicorn и покрыл часть расходов, поэтому «любые последствия для бытовых потребителей были бы временными и минимальными, если бы вообще были».
Руби заявил, что центры обработки данных обязаны по контракту оплатить полную стоимость новой распределительной инфраструктуры, включая подстанции, а также столбы и провода, соединяющие центр обработки данных с подстанцией, в течение первых четырех лет их эксплуатации.
Однако это требование не распространяется на все расходы на модернизацию. Для обслуживания крупных потребителей электроэнергии коммунальные предприятия также должны модернизировать линии электропередачи, по которым электроэнергия поступает от электростанций к подстанциям. Расходы на модернизацию этих линий, как правило, несут все.
Центры обработки данных концентрируются в Северной Вирджинии, поскольку здесь расположены важнейшие интернет-кабели и государственные учреждения. На технологические здания теперь приходится более четверти энергопотребления региона.
В декабрьском (2024 г.) отчёте одно из агентств Вирджинии пришло к выводу, что центры обработки данных в целом покрывают свою долю расходов на модернизацию сетей, но к 2030 году расходы жителей могут увеличиться на 276 долларов в год из-за центров обработки данных. Эта цифра может быть значительно выше, если планы по строительству центров обработки данных будут отложены, или они вообще не будут построены, или будут потреблять меньше электроэнергии, чем планировалось.
В отчёте рекомендовалось штату создать класс тарифов для центров обработки данных — аналогично предложению, одобренному регулирующими органами Огайо и рассматриваемому другими штатами. На слушаниях в Ричмонде, штат Вирджиния, в декабре 2024 года, технологические компании выступили против этой идеи.
«Мы действительно считаем, что отраслевой класс тарифов является дискриминационным», — заявил на слушаниях Брайан Джордж, руководитель Google. «Как только мы начнём идти по этому пути, остановиться будет очень сложно. Если мы применяем его к одной отрасли, как нам не применять его к другой?»
Однако Джеймс Уилсон, энергетический экономист, консультировавший потребительские и экологические группы, отметил, что на центры обработки данных приходится почти весь рост спроса на электроэнергию, ожидаемый в ближайшие годы в Среднеатлантическом регионе.
«Дискриминация — да; неправомерная — нет», — дал он показания на том же слушании.
Технологические компании заявляют, что готовы к компромиссам. В интервью Аманда Петерсон Корио, руководитель Google, отвечающий за энергоснабжение центров обработки данных, рассказала о соглашении с дочерней компанией American Electric Power в Индиане и организациями потребителей в этом штате, по которому технологические компании согласились авансом оплатить часть расходов на модернизацию сетей, чтобы развеять опасения по поводу отменённых или отложенных проектов.
Но в рамках этого соглашения центры обработки данных не переходят в новый тарифный класс. «Вы начинаете изолировать разные классы и распределять, кому мы будем давать электроэнергию, а кому нет», — сказала Корио. «Это противоречит всем принципам нашей электроэнергетической системы, изначально задуманной как открытый доступ».
Технологические компании заявляют, что планируют продолжить строительство центров обработки данных, но где именно они будут располагаться, пока неизвестно. Это подвергает коммунальные предприятия риску строительства большего количества объектов, чем им требуется.
Например, Microsoft в октябре 2024 года объявила о планах строительства трёх кампусов центров обработки данных, которым потребуется электроснабжение от энергокомпании штата Огайо. «Квалифицированная рабочая сила, развитая инфраструктура и стратегическое расположение региона Колумбус делают его идеальным местом для этого проекта», — заявила тогда компания.
Но спустя полгода — ещё до того, как регуляторы вынесли решение против технологической отрасли — Microsoft изменила стратегию развития своих центров обработки данных и заявила, что замораживает проекты в Огайо. В обозримом будущем эти участки останутся сельскохозяйственными угодьями.
Как отравленные данные могут обмануть ИИ и как это остановить
«Представьте себе оживлённый железнодорожный вокзал. Камеры следят за всем: от чистоты платформ до того, свободен ли причал. Данные с камер поступают в систему искусственного интеллекта, которая помогает управлять работой станции и посылает сигналы прибывающим поездам, сообщая им, когда можно заезжать на станцию.
Качество информации, предоставляемой ИИ, зависит от качества данных, на основе которых он обучается. Если всё идёт как надо, системы станции будут предоставлять услуги на должном уровне.
Но если кто-то попытается вмешаться в работу этих систем, изменив их обучающие данные — будь то исходные данные, используемые для построения системы, или данные, которые система собирает в процессе своей работы для улучшения, — могут возникнуть проблемы.
Злоумышленник может использовать красный лазер, чтобы обмануть камеры, определяющие время прибытия поезда. Каждый раз, когда лазер мигает, система ошибочно помечает стыковочный отсек как «занятый», поскольку лазер напоминает стоп-сигнал поезда. Вскоре ИИ может интерпретировать это как верный сигнал и начать реагировать соответствующим образом, задерживая другие прибывающие поезда, ошибочно полагая, что все пути заняты. Подобная атака, связанная с состоянием железнодорожных путей, может даже иметь фатальные последствия.
Специалисты по информатике, изучающие машинное обучение, ищут способы защиты от этого типа атак», - об этом пишут эксперты издания The Conversation (13.08.2025).
Объяснение отравления данных
Сценарий, когда злоумышленники намеренно вводят в автоматизированную систему неверные или вводящие в заблуждение данные, известен как «отравление данных». Со временем ИИ начинает усваивать ложные шаблоны, что приводит к действиям, основанным на неверных данных. Это может привести к опасным последствиям.
В примере с железнодорожной станцией предположено, что опытный злоумышленник хочет нарушить работу общественного транспорта, одновременно собирая разведданные. В течение 30 дней он использует красный лазер, чтобы обмануть камеры. Оставаясь незамеченными, такие атаки могут постепенно повредить всю систему, открывая путь для худших последствий, таких как атаки через бэкдоры (лазейки) на защищённые системы, утечки данных и даже шпионаж. Хотя отравление данных в физической инфраструктуре встречается редко, оно уже представляет серьёзную проблему для онлайн-систем, особенно тех, которые работают на основе больших языковых моделей, обученных на социальных сетях и веб-контенте.
Известный пример отравления данных в сфере компьютерных наук произошёл в 2016 году, когда Microsoft представила чат-бот Tay. Уже через несколько часов после его запуска злоумышленники начали отправлять боту множество неуместных комментариев. Вскоре Tay начал повторять те же ненормативные термины, что и пользователи X (тогда ещё Twitter), чем ужаснул миллионы наблюдателей. В течение 24 часов Microsoft отключила инструмент и вскоре после этого принесла публичные извинения.
Заражение данными в социальных сетях модели Microsoft Tay подчёркивает огромную дистанцию между искусственным и реальным человеческим интеллектом. Оно также демонстрирует, в какой степени «отравление данными» может способствовать успеху или провалу технологии и её предполагаемого использования.
«Отравление данных», возможно, невозможно полностью предотвратить. Но существуют разумные меры защиты от него, например, ограничение объёма обработки данных и проверка входных данных по строгому списку для контроля процесса обучения. Механизмы, помогающие обнаруживать вредоносные атаки до того, как они станут слишком мощными, также критически важны для снижения их последствий.
Борьба с помощью блокчейна
В лаборатории Международного университета Флориды идет работа над защитой от атак, связанных с искажением данных. Она сосредоточена на децентрализованных подходах к построению технологий. Один из таких подходов, известный как федеративное обучение, позволяет моделям ИИ обучаться на основе децентрализованных источников данных, не собирая необработанные данные в одном месте. Централизованные системы уязвимы к единой точке отказа, но децентрализованные системы невозможно вывести из строя, используя единую цель.
Федеративное обучение обеспечивает ценный уровень защиты, поскольку искаженные данные с одного устройства не оказывают немедленного влияния на всю модель. Тем не менее, ущерб всё равно может быть причинён, если процесс, используемый моделью для агрегации данных, будет скомпрометирован.
Именно здесь в игру вступает другое, более популярное потенциальное решение — блокчейн. Блокчейн — это общий, неизменяемый цифровой реестр для записи транзакций и отслеживания активов. Блокчейны обеспечивают безопасные и прозрачные записи о том, как данные и обновления моделей искусственного интеллекта передаются и проверяются.
Используя автоматизированные механизмы консенсуса, системы ИИ с защищенным блокчейном обучением могут более надежно проверять обновления и помогать выявлять виды аномалий, которые иногда указывают на отравление данных, до того, как оно распространится.
Блокчейны также имеют структуру с временными метками, которая позволяет специалистам отслеживать зараженные входные данные вплоть до их источника, что упрощает устранение ущерба и укрепление будущих защитных механизмов. Блокчейны также обладают функциональной совместимостью — другими словами, они могут «общаться» друг с другом. Это означает: если одна сеть обнаруживает зараженный шаблон данных, она может отправить предупреждение другим.
В Solid Lab создан новый инструмент, который использует федеративное обучение и блокчейн в качестве защиты от искажения данных. Исследователи предлагают и другие решения, используя фильтры предварительной проверки для проверки данных перед их запуском в процесс обучения или просто обучая свои системы машинного обучения быть более чувствительными к потенциальным кибератакам.
В конечном счёте, системы ИИ, полагающиеся на данные из реального мира, всегда будут уязвимы для манипуляций. Будь то красная лазерная указка или вводящий в заблуждение контент в социальных сетях, угроза реальна. Использование таких инструментов защиты, как федеративное обучение и блокчейн, может помочь исследователям и разработчикам создавать более устойчивые и ответственные системы ИИ, способные обнаруживать попытки обмана и предупреждать системных администраторов о необходимости вмешательства.
*компания, признанная экстремистской и запрещённая в РФ


