Сложные чувства вызвало открытие Года литературы в МХТ О. Табакова, трансляция которого состоялась на канале Культура. Не без трепета ожидала увидеть что-то вроде унитазов на сцене в стиле Богомолова или Серебренникова, а то и танцы трансвеститов, символизирующих, разумеется, свободу личности, попирающей цепи тоталитаризма под чтение стихов из классики… Да мало ли еще какие выхлопы мозга способны продемонстрировать публике наши модернизаторы от культуры, не улавливающие глубин происходящего, но успешно использующие формальные приемы… К счастью, ничего подобного не было, устроители проявили редкую лояльность к официальному статусу мероприятия, на котором выступил с краткой речью президент. Не иначе как деньги собираются просить на очередные "творческие искания", потому и решили обойтись без эпатажа, выдаваемого простецам за новаторство…
Так что спасибо хотя бы за то, что в течение часа звучали с экрана стихи и проза на незасоренном жаргонизмами и матерщиной русском языке, пусть не всегда в удачном исполнении: декламация, зачастую, вытесняла смысл произносимых поэтических строк… А вот выбор авторов, вошедших в заявленный на сцене МХТ "Круг чтения", удивил. Невозможно представить себе русскую поэзию без Некрасова, Есенина, Маяковского, без таких поэтов конца ХХ века, как Н. Рубцов, Ю. Кузнецов, О. Чухонцев, В. Соколов, но их имена оказались благополучно "забытыми", в отличие от творческих карликов вроде Т. Кибирова и Д. Пригова. И даже среди проплывающих по заднику сцены фамилий отечественных писателей — одни более крупным шрифтом, другие шрифтом помельче, кто ранжировал? — не нашлось места Горькому, Пришвину, Паустовскому, Леонову, Федину, Бондареву, Белову, зато промелькнули возведенные в фетиш либеральной тусовкой Улицкая и Толстая… Однако самое возмутительное, что в сценарии вечера не отразился никак многонациональный характер литературы России. Не прозвучали, к примеру, голоса Габдуллы Тукая и Расула Гамзатова, Мустая Карима и Кайсына Кулиева, Давида Кугультинова и Фазу Алиевой… А ведь у названных мною писателей есть настоящие поэтические шедевры, и переводили их замечательные мастера русской переводческой школы. Даже в угоду столь почитаемой ими политкорректности господа либералы при подготовке этого вечера не вспомнили о том, что около 180 национальностей населяют просторы нашей страны!
Продолжая тему "литература на экране ТВ", приходится с сожалением констатировать, что на массовых федеральных каналах эта тема практически отсутствует. Вынося пока канал "Культура" за скобки (он требует отдельного разговора), скажем прямо: нет на нашем телевидении оригинальных передач, где бы проходили репортажи из книжных магазинов и выставок, обозревались книжные новинки, творчество лауреатов литературных премий, велись бы дискуссии о роли и значении литературы в современном обществе, о преподавании литературы в школе. Да и мнения писателей не так часто, как хотелось бы, звучат в ток-шоу по жизненно важным проблемам, волнующим российских граждан. В прошлом году подлинным открытием экрана стали полные глубокого смысла историсофские выступления Александра Проханова в передачах В. Соловьева и С. Минаева на ТВЦ, в "Политике" на Первом канале. О своей гражданской и гуманистической позиции в связи с событиями на Украине и в Донбассе в различных ток-шоу ярко заявили главный редактор "Литературной газеты" прозаик Ю. Поляков, писатели С. Шаргунов и З. Прилепин. Наверняка не остались незамеченными зрителем беседа того же Прилепина с В. Познером или размышления поэта Юрия Кублановского в дебатах о качестве преподавания русского языка в школе в программе В. Соловьева. Вот, пожалуй, и весь перечень писательских имен, что были представлены в эфире федеральных каналов. Не маловато ли для такой некогда "самой читающей страны", до сих пор обладающей самой большой библиотекой переводов художественной литературы в мире? Вот и получается, что о достижениях русской культуры и литературы мы вспоминаем лишь в формате таких грандиозных зрелищ как торжества по случаю открытия и закрытия Олимпийских игр. К серьезному и нелицеприятному со-беседованию с обществом по проблемам нынешнего состояния и будущего отечественной культуры, образования, духовно-нравственного развития личности российское ТВ не готово. Ставка на тупые, бессмысленные шоу, на вульгарную развлекательность, сделанная телевизионщиками, не предусматривает передач, где бы информационные поводы сочетались с исследовательскими, творческими подходами, перетекая в дискуссии о роли литературы в формирующейся сегодня и пока неопознанной общественным сознанием новой модели социокультурных пространств. А кто еще, если не писатель, обладает мастерством мировидения, способностью в текущем улавливать будущее, видеть неочевидное, еще неоформившееся, незафиксированное?.. Между тем, и в литературе, и в кино появились в последнее время работы, требующие общественного внимания и обсуждения. Назову, в частности, роман Ю. Козлова "Враждебный портной" (хотя и его непрочитанный должным образом "Реформатор" многое сказал об истоках сегодняшних наших бед), прошедшие на канале ТНТ фильмы "Дурак" режиссера Ю. Быкова и "Интимные места" Н. Меркуловой и А. Чупова. О книге Ю. Козлова на ТВ вообще негде поговорить. Что касается кино, был такой формат на Первом — "Закрытый показ". Там обсуждались подобные непростые по смыслу картины, теперь эта передача исчезла. ТНТ показало эти ленты под рубрикой "Открытый показ". Иронию мы оценили, а вот диагноз, поставленный современному нашему обществу создателями названных фильмов, не получил должного отклика. Будем и дальше петь и плясать?