Авторский блог Людмила Лаврова 00:00 22 января 2015

Игра в ящик

"Дело не в тебе, не во мне… — говорит своей девушке молодой человек, персонаж из "Красного феникса", жестоко отомстивший через двадцать лет за сожженную заживо мать так называемым "бизнесменам" 90-х, на ее крови построившим свой "капиталистический рай" и, в общем-то, не раскаявшимся в содеянном, процветающим и в наши дни. — Все уже случилось…".

"Что-то сломалось"… — говорит никогда не проигрывавший процессов блестящий адвокат, герой британского сериала "Мастер побега" (премьера на минувшей неделе состоялась на Первом канале, реж. Б. Уэлш) после того, как рассказывает жене историю зверского убийства малолетними детьми своего сверстника, который не дал им поиграть принадлежавшую ему электронную игрушку. Сам адвокат при этом, прекрасно сознавая, что делает, мастерски вытаскивает из-под суда изощренного убийцу, и вскоре становится ясно, куда все покатится… Тема, конечно, не новая, наиболее ярко и парадоксально представленная в мистической драме Тейлора Хэкворда "Адвокат дьявола" (1997), неоднократно показанной по нашему ТВ. Для меня в британской ленте самое важное — вот эта смутная, никак не сформулированная тревога главного персонажа, человека состоятельного и успешного, при взгляде на окружающий мир: "что-то сломалось…". Не правда ли, сродни прозрению: "Подгнило что-то в Датском королевстве"? Разумеется, масштабы процитированных здесь текстов несоизмеримы, да и времена разные, но бесценно это ощущение, которым наделили авторы своих героев, ощущение трагического неблагополучия реальности, крушения осевых, гуманистических ее начал…

На российском ТВ, в частности, в программах А. Малахова "Пусть говорят" на том же Первом, во множестве транслируются гораздо более отвратительные и ужасные истории, чем та, которая потрясла адвоката в "Мастере побега", однако их обсуждение на телеэкране, увы, не преследует иной цели, кроме обеспечивающей рейтинг дешевой скандальности. На том же пути — превращения социальной трагедии в развлекуху — конкурирует с Первым Россия 1 в передаче "Прямой эфир" и НТВ своими "сенсациями". На прошедшей неделе ток-шоу Л. Закошанского (НТВ) рекламировалось возмутительным сюжетом о том, как делают массаж ступней российские миллионерши: хождением по рассыпанным на ковре бриллиантам… Что на это сказать? Здесь уже не просто "что-то сломалось", здесь в умах и душах людей под соусом сенсационности телевизионщики целенаправленно культивируют пропасть духовной пустоты и нравственного релятивизма. И лишь иногда, скорее всего, случайно, прорываются даже в самых незатейливо сделанных фильмах и сериалах "проклятые вопросы", на которые, разумеется, ответы не предусмотрены в подобной массово дебилизирующей зрителя кинопродукции. Но они все же звучат, как, например, в примитивном сериале "Мажор" на Первом, как в одном из эпизодов только что закончившегося на НТВ 8-го сезона детектива "Паутина"… И в "Мажоре", и в эпизоде из "Паутины" под названием "Красный феникс" в завязке сюжета, спровоцировавшей последовавшие через много лет события, четко просматривается след безнаказанных преступлений, совершенных в 90-е годы. В то самое время, которое мы до сих пор избегаем всерьез анализировать в общественных дискуссиях, отделываясь ставшими клише фразами вроде "лихие девяностые" и т.п. Не понимая, или не желая понять из лицемерного страха договорить до конца правду о том, что корни многих нынешних наших бед тянутся именно оттуда. Там начали формироваться воровская, на трупах замешанная "психология" нашего "бизнеса" и чиновничества, отношение к творчеству как коммерческому предприятию, к успеху и карьере любой ценой, позорное пренебрежение человеком труда и долга, ведь он лузер в сегодняшнем понимании. Обобщенно говоря, "рублевские пузыри" именно с помощью СМИ, того же телевидения, стали маяками для общества, их образ жизни, нравственная неразборчивость, бесстыдная роскошь и полное отсутствие так необходимого стране созидательного импульса, направленного на общее благо. Потому и задыхаются без всякой поддержки государственных и финансовых структур сельские труженики, пытающиеся возродить отечественные традиции рачительного хозяйствования на земле, замечательные портреты которых представил Н. Михалков в фильме "Своя земля", показанном на России 1. Потому и сам фильм не получил широкого отклика и признания. Зато сколько копий будет еще сломано вокруг заурядной криминальной драмы — подделке под библейский сюжет, вполне предсказуемо номинированной на "Оскар", будут продолжаться споры до одури "шарли" мы или не "щарли"…

"Дело не в тебе, не во мне… — говорит своей девушке молодой человек, персонаж из "Красного феникса", жестоко отомстивший через двадцать лет за сожженную заживо мать так называемым "бизнесменам" 90-х, на ее крови построившим свой "капиталистический рай" и, в общем-то, не раскаявшимся в содеянном, процветающим и в наши дни. — Все уже случилось…".

Да, случилось, тогда, когда "что-то сломалось" в России, и мы знаем что! Это случившееся требует бесстрашной рефлексии общества и каждого из нас на события, связанные со становлением нового социально-политического, экономического и духовного уклада в стране. Сколько бы дискуссий ни велось на ТВ по поводу правильности или неправильности экономического курса правительства в период кризиса, как бы ни спорили участники передач о своем отношении к событиям в Париже или войне на Донбассе, согласие по кардинальным вопросам этих дебатов: что такое государство Россия сегодня, что мы готовы защищать и что для нас неприемлемо, каким путем мы собираемся идти в будущее? — никогда не будет достигнуто. Потому что превратившийся в штамп ответ из "лихих девяностых": " мы должны быть, как все цивилизованное человечество" — может сегодня удовлетворить разве что привыкшую к готовым рецептам от разного рода "шендеровичей" и "альбац" аудиторию "Эхо Москвы", "Сноба" или "Дождя".

1.0x