С содроганием вспоминая новогоднюю ночь на федеральных каналах, хочется вслед за обозревателем сайта "Вокруг ТВ" поднять тост "за успехи современной пластической медицины, чокнуться за новые технологии омоложения, похудения и зуболечения, доступные немеркнущим звездам российского шоу-бизнеса". Действительно, "выступление" косметологов и дантистов, диетологов и хирургов плюс кудесников-звукорежиссеров, наделяющих голосом безголосых, было лучшим в промозглую ночь перехода в 2015! Остальные фигуранты праздника вызывали однозначное чувство, что на халтурку сбежалась одна большая компания, решив по-лёгкому деньжат срубить. Не напрягаясь. В расчете на прежний авторитет. Никакие спецэффекты и наряды не помогали скрыть убожество искусственного веселья. Зрелище сильно смахивало на известный фильм Ромеро "Ночь живых мертвецов", когда в реальность вторгаются ночные кошмары, и ты пытаешься не сойти с ума от ужаса, видя заполонивших экран зомби, профессионально "отрабатывающих" радость. Обо всей этой тусовке метко написал В. Гафт в стихотворении, посвященном Ю. Визбору: "Попса дробит шрапнелью наши души.//Ее за это не привлечь к суду.// Часть поколенья выросла на чуши, // И новое рождается в бреду".
Путем доктора Франкенштейна пошел и канал "Звезда", реанимировав музыкальный фильм "Старые песни о главном", премьера которого состоялась в ночь с 31 декабря 1995 года на 1 января 1996-го на ОРТ. Там известные актеры, загримированные под колхозников, больше напоминавших персонажей Ильфа и Петрова, в интерьерах бутафорской деревенской жизни, кривляясь, сыпали репликами, от которых разило непроходимой пошлостью, а уж манера исполнения самых любимых песен из прошлого была просто оскорбительной. Появление этого балагана в новогоднюю ночь на канале, вроде бы позиционирующем себя в качестве военно-патриотического, как минимум озадачивало и естественно наводило на мысли о том, зачем это было показано? Неужели не понимали телевизионщики со "Звезды", что это не заурядная кинокомедия, а карикатура, злое высмеивание и даже растаптывание советской жизни и ее символов, воплощенных в замечательных песнях и фильмах? Очевидно, что в 90-е годы, когда Парфенов с Эрнстом мастачили свой "продукт", старательно модифицируя все, что было дорого многим поколениям наших соотечественников, превращая в дешевый фарс известные сюжеты и великие песни, они, как говорится, были в тренде. Достаточно вспомнить беспрецедентный накал антисоветской и антикоммунистической пропаганды в 95-96-х годах (время голосования "сердцем", коробок из-под ксерокса и газетенки "Не дай Бог"). Сегодня реанимация выкидыша позорных для России годов достойна лишь возмущения и брезгливости.
Как и прежде, новогодний каникулярный эфир держали именно фильмы советских лет. "Залп" современных мелодрам и сериалов, в основном, в повторе, ничем не зацепил ни ум, ни чувства, ни воображение, еще раз продемонстрировав творческую нищету современной кинопродукции. Лишь документалистика порадовала, хотя таких фильмов на федеральных каналах было в эти длинные выходные удручающе мало. Наверное, они, по мнению телевизионщиков, не вписываются в дежурное развлекательное меню, обязательное в праздники, где в изобилии предлагались разнообразные "елки", "клуши" и "вояжи Степаныча", способные вызвать лишь умственное несварение. И кто так решил за зрителя — неизвестно.
Из документальных работ выделю яркий фильм А. Мамонтова "Крест. Годеново" (реж. И. Прокудина), показанный на России 1 по окончании трансляции Рождественской службы в храме Христа Спасителя, и одну из частей документального проекта журналиста М. Фадеева "Донбасс. На линии огня", которую показали на России 24 прямо в новогоднюю ночь. Последняя работа необычна по исполнению, там нет закадрового текста: мы напрямую, без всяких посредников слышим дыхание той расстреливаемой реальности, голоса ополченцев, жителей Донбасса, стариков и детей… Их рассказы и реплики будоражат душу своей подлинностью, искренностью и обжигающей правдой об этой войне, об ожиданиях и надеждах простых людей Новороссии. А обращение в незатейливых стихах девочки с Донбасса к России-матушке хорошо бы было услышано теми из наших политиков и журналистов, которые с глубокомысленным видом холодно рассуждают о "нерациональности поддержки" Донецка и Луганска, о "едином политическом пространстве" этих областей с временщиками из Киева, совсем по Гоголю "петушком" побежавшими в позорное услужение Западу. Но не услышат… Есть тревожное предчувствие, что тема Донбасса и борьбы его населения за свое достоинство и независимость будет с началом этого года постепенно вытесняться с экрана. Заметны приметы этого уже сейчас, в частности, в новостной ленте, в смене риторики, в подаче материала оттуда, а обстрелы и гибель людей продолжаются ежедневно.
Небезынтересным оказался документальный сериал В. Познера "Англия в общем и в частности", премьера которого состоялась на Первом канале. Фильм снят с пиететом и любовью к этой стране, к ее истории, и даже превосходные степени в адрес политики М. Тэтчер не слишком режут слух, пусть и вызывая иронию. Одного не могу понять: почему никому не пришло в голову снять подобный концептуально цельный фильм-путешествие по России, ее заповедным местам, небольшим городам и поселкам на всем протяжении от берегов Балтики до Камчатки, где бы говорили о своем сокровенном жители тех мест? Мы полмира уже объездили, а не знаем своей страны… В наступившем Году литературы снова к месту Гоголь: "Велико незнанье России посреди России. Все живет в иностранных журналах и газетах, а не в земле своей… нужно проездиться по России…".