Стало уже традицией: реклама каждого нового сериала нередко превосходит сам сериал в стремлении заинтриговать и привлечь как можно большее число зрителей. А когда начинаешь смотреть, понимаешь: сериал-то — мыльный пузырь! Особенно здесь отличается Первый канал, делающий изобретательную и стильную рекламу своим премьерам. Там не опустятся до лишенного вкуса, вульгарного видеоряда, как зачастую происходит на НТВ. Из недавних примеров — анонсы прошедшей на НТВ в октябре передачи "Хочу к Меладзе", где толпа молодых парней с одержимыми похотью славы лицами неслась, сломя голову и расстегивая штаны на ходу, под звуки небесной по красоте классической арии "Casta Diva".
Качество большинства сериалов на Первом ниже всех мыслимых пределов, что касается в первую очередь их содержания. Как будто собрали одновременно все мылодраматические штампы и вывалили на зрительскую аудиторию, что в "Улыбке пересмешника", что в "Чудотворце", что в показанном на минувшей неделе сериале "Соблазн" (режиссер-постановщик О. Субботина, сценарист Е Ласкарева). Последний вписан в безразмерную историю современных экранных Золушек, готовых на любые испытания ради любви со столичным бизнесменом. В "Соблазне" его авторы как будто поставили цель собрать полную антологию штампов и ляпов из других российских сериалах, кои подсовывают зрителю уже на протяжении лет двадцати. Хочется спросить профессионалов с Первого: самим-то не противно принимать к постановке и спонсировать подобные сценарии? Как я уже однажды писала, рейтинги не должны никого обманывать. Люди смотрят отечественные сериалы потому, что, вообще-то, смотреть в этом жанре нечего, на других каналах ситуация в этом плане еще хуже, а от идущих нон-стоп криминально-бандитских разборок на НТВ публика уже устала. Но и там беззастенчиво эксплуатируются одни и те же сюжеты и типажи. На фоне всех этих "дознавателей", "гончих", "топтунов", "крапленых" и пр. редко-редко проблеснет кино, задевающее чувства зрителя, как поначалу было с сериалами "Глухарь", "Карпов", "Чужой район", с некоторыми выпусками "Ментовских войн". Однако энтевешники, как никто, ухитряются загубить пользующийся популярностью сериальный проект неумением вовремя остановиться.
Если вернуться к "продукции" Первого, то достаточно почитать обсуждение тех же рейтинговых "Чудотворца" или "Соблазна" в Интернете, чтобы понять истинное отношение аудитории к этим картинам. Создается впечатление, что не слышат на канале голосов зрителей: "Ну, нельзя такое в прайм-тайм показывать! Это бесчеловечно!".
На прошедшей неделе сильный ход в соперничестве за зрителя с Первым сделал канал Россия 1, выпустив многосерийный телефильм "Екатерина" (реж. А. Баранов, сценарист А. Алиев). Эту премьеру тоже усиленно рекламировали, и если с первой частью анонса к премьере можно согласиться: "Сериал "Екатерина" должен обязательно посмотреть каждый, ведь события, происходящие в фильме, — это история нашей страны. Интриги при дворе, сложный выбор Екатерины, семилетняя война с Пруссией и становление великой державы". То со второй категорически нельзя: "Фильм будет интересен как взрослым, так и школьникам, особенно тем, кто не желает сидеть за учебниками. Проект "Екатерина" — уникальная возможность изучать историю России без сухих фактов и скучных книг". Что и говорить, смотреть фильм было, действительно, не скучно, но вот изучать по нему историю России не желающим сидеть за учебниками школьникам?!.. Фильм "Екатерина" — из разряда историко-фантастических, создатели его, и здесь все претензии к сценаристу, следуя общественному интересу к историческим сюжетам, воссоздали биографию молодой Екатерины, не потрудившись хотя бы на мало-мальски приличном уровне изучить историю первых лет пребывания принцессы Софии Августы Фредерики в России. Правда, был другой вариант — привлечь историков-консультантов, чего, судя по всему, сделать не потрудились. Сэкономили? А ведь было времечко, когда даже на съемки заурядного детектива приглашали в качестве консультантов профессионалов-юристов или милицейских начальников, и фамилии их значились в титрах. Почему же сейчас культивируется подобная профессиональная неряшливость, уверенность в том, что зритель — профан и проглотит все? Особенно резко диссонирует с эпохой стиль речи персонажей, их обращение друг к другу, манеры. Лексикон наводнен едва ли не сленгом. К примеру, Елизавета обращается к своему вельможе: "вы же профессионал"! Или — "нам надо придумать свою контригру", здесь же как гвоздь торчит "идиот" в виде ругательства, или вот еще выражение в разговоре — "колосс на глиняных ногах". Все это позднейшие включения в русский язык, немыслимые в XVIII веке. Особенно радует щетина "а-ля Меньшиков в Березове" Бецкого и Салтыкова. Ну, не могли в то время дворяне выглядеть, как персонажи журнала для мужчин. А Салтыков на маскараде — копия пресловутой Кончиты или Н. Ускова, редактора журнала "Сноб".
Создатели ленты пошли по простому пути: дали свободу воображению и сняли вольную фантазию с захватывающим сюжетом и роскошными интерьерами, лошадьми, собаками и павлинами на тему приключений молодой иноземной красавицы при русском дворе. На этом пути можно назвать несомненные удачи. В частности, Елизавета (Ю. Ауг) и ее фаворит граф Разумовский (А. Лазарев-мл.), граф Бестужев (В. Меньшов), интересен Петр III в исполнении А. Яценко, с пронзительной трогательностью сделан эпизод в крепости с ребенком Иоанном Антоновичем и его няней (В. Талызина). И все же, изучайте историю, господа!