Вот так мы и жили долгие годы: нефть в обмен на удовольствия. Не все, конечно, но уже образовался значительный общественный слой, для которого позиция, с одной стороны, "не грузи", а с другой, "свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить" — образ жизни. Телевидение активно способствовало подобному ущербному состоянию умов, тиражируя низкосортные развлекательные зрелища, а демонстрируемая на экране массовая отечественная кинопопса, включая подавляющее большинство сериалов, своим убожеством еще ниже опускала планку зрительских вкусов и стимулировала атрофию даже мало-мальской умственной деятельности. Вот короткий перечень киносюжетиков всего одной недели июля: "Юля ломает Вале мозг детскими загадками. Майкл жертвует сексом ради принципов. А Яна не знает, как вернуть Антону огромный долг" — "Гена живет у Лели, пока в его квартире в Текстилях идет ремонт. Это очень раздражает Палну: ведь при чужом мужчине нельзя ни расслабиться, ни походить голой, ни поесть в свое удовольствие" — "Сашка разрывается между женой, Лешкиной палатой и проблемами Вовки" — "Генка звонит Райке и просит устроить ему встречу с ее мужем. Райка обещает, чтобы заманить Генку к себе" — "Богатый и избалованный Кирилл заключает с друзьями пари: он очарует и приведет в загс пять невест, но они его бросят, как только узнают, что он нищий". Ряд можно продолжать бесконечно, и, хотя это разные фильмы и сериалы, они легко соединимы в одно безразмерное "мыло", да так, что никто не заметит. Все эти бесконечные "sтуденты" (смесь латиницы с кириллицей, видно, не считается на СТС диверсией в отношении русского языка, а креативом), "реальные пацаны", "универы", "деффчонки" (кого-то удивляют результаты ЕГЭ по русскому языку?), "джамайки", "робинзоны", "одиссеи" и похождения разнообразных "нотариусов" и сыщиков — мощная индустрия по дебилизации населения, но, раз приносит немалый "навар" производителям и участникам, это никого не заботит. Не припомню факта, чтобы наши так называемые либеральные интеллектуалы, почтенные члены телевизионной академии, всевозможных советов по культуре и кинематографических сообществ, Министерство культуры, наконец, вынесли бы на широкое общественное обсуждение ситуацию с кинопродукцией для ТВ в России. Ведь проблема эта имеет огромное социальное значение, особенно с учетом масштабов телевизионного вещания. Так что "облучение" пошлостью успешно продолжается…
Мы пережили период, и достаточно протяженный, когда на телеэкране шли, в основном, зарубежные, преимущественно американские фильмы и сериалы. Многие из них, скажем честно, были очень высокого класса. Однако постепенно усиливался запрос на отечественную кинопродукцию. Телевизионщики ответили на него, выбрав кратчайший и наилегчайший путь: покупая "форматы" популярных зарубежных сериалов и шоу. Однако, мало того, что тем самым расписались в собственном творческом бесплодии, они не представили удачных примеров подобных адаптаций. Заполнили дорогое телевизионное время такими, к примеру, низкопробными клонами, как долгоиграющий "След" (даже получил ТЭФИ в 2009 г.!), "Закон и порядок", "Доктор Тырса", "Закрытая школа" и даже "Наша Раша" — на самом деле "Ваша Бриташа" с ВВС.
Телевидение — не просто передача контента, это изготовление представлений людей о жизни, внедрение заданных норм и ценностей. И когда низложено все, а этим российское телевидение занималось почти четверть века, когда героев прошлого с помощью клеветы и передергивания фактов целенаправленно превращали в монстров и подлецов, трусов и идиотов под предлогом "борьбы за правду" и якобы искреннего желания открыть нам, слепым и обманутым, истину о самих себе, кто выходит на авансцену? "Герои" гламура, стиляги, клубные тусовщики, не останавливающиеся ни перед чем ради карьерной выгоды обитатели офисов… В жутковатом и потому, наверное, не имевшем успеха сериале "Этаж" (сценарий И. Куликова) на НТВ представлена целая галерея подобных персонажей. Но по отдельности они населяют большинство современных киноработ и несут зрительской аудитории "ценности", прямо противоположные высшим: вместо скромности — наглость и тщеславие, вместо благородства — мелочность и подлость, вместо мужества — приспособленчество.
Я уже как-то писала о наметившихся позитивных изменениях на ТВ в подходах и выборе героев и тем, в том числе, исторических, что заметно и в документальных проектах, и в дискуссионных передачах на федеральных каналах. "Майданный вызов", война в Новороссии, мировая информационная травля России, спущенная с самых высоких уровней, настоятельно побуждают задуматься о качестве и содержании наших телевизионных программ, памятуя, насколько тесно связана с этим проблема духовного состояния общества.
Можно только согласиться с замечательным журналистом К. Семиным, ведущим на "России 24" очень важную с точки зрения гражданской позиции передачу "Агитпроп": "Невозможно противостоять фашизму, не сформулировав собственной идеологии, невозможно приструнить украинских олигархов, не разобравшись с собственными, невозможно защитить собственную экономику от санкций и шантажа, если эта экономика работает по неолиберальным правилам, навязанным шантажистами, невозможно с пивом и чипсами умиляться балаганным и похабным телевизионным шоу в момент, когда в Славянске гибнут люди…" Когда целенаправленно уничтожают "русский мир", добавлю я от себя.
На фото: кадр из серила "Этаж"