Никогда еще в новейшей российской истории телевизионный эфир не вызывал столько возвышенных и радостных чувств, как во время трансляций парадов и праздничных мероприятий в Севастополе и Москве. Казалось, экран стал проницаем, он буквально излучал атмосферу торжества и ликования, царившую 9 мая на набережных, улицах и площадях города-героя Севастополя и столицы России. Не менее сильное потрясение вызывали кадры парада ополченцев в Славянске, интервью с жителями этого города буквально на линии фронта, рядом с убитыми земляками, в репортажах Евгения Поддубного, материалы других спецкоров России 1 из Луганска, Краматорска, Мариуполя, Донецка. Именно в Луганске спустя 70 лет вновь встал в строй легендарный танк Т-34. Это бывший музейный экспонат, который луганские ополченцы сняли с постамента, отремонтировали и готовы на нем идти в атаку против фашистской хунты. Пусть вооружение снято с танка еще полвека назад, вес в 13 тонн — тоже грозное оружие. И не отступает страшная мысль при взгляде на кровавые события на Украине, что подобная участь могла быть уготована Севастополю и Крыму…
Телевизионная хроника праздника на центральных каналах представила довольно широкую панораму того, как отмечался этот день в разных регионах страны и даже за ее пределами. Однако таких информационных материалов хотелось бы видеть гораздо больше. 9 мая — у нас единственный, воистину всенародный, праздник. И корреспонденты государственного телевидения могли бы сетью своих репортажей о том, как отмечают люди День Победы в самых отдаленных уголках России: в бухте Тикси и на Камчатке, в каком-нибудь сибирском или рязанском селе, в Соликамске и Беломорске, ярче показать всеобъединяющее значение годовщины ратного подвига советского воина-освободителя. Сегодня это просто необходимо, чтобы глубже ощутить себя одним целым, единой страной, оберегающей преемственность памяти и традиций. "А там, где единство, там сила", — как сказал патриарх на освящении церкви Святого преподобного Сергия Радонежского в Ярославской области.
На благородное дело единства оказалась направленной замечательная гражданская инициатива, зародившаяся в 2012 году в Томске и получившая название "Бессмертный полк". "Возьмите фотографию своего солдата и приходите 9 мая на построение Бессмертного полка", — прозвучал призыв на сайте организации, и сегодня его уже поддержали в 120 городах России и шести странах. Жизнь человеческая скоротечна, ветеранов Великой Отечественной войны с каждым годом среди нас все меньше и меньше. Но это не означает, что их подвиг будет забыт, подернется патиной времени, станет достоянием историков и архивистов. Сделать память живой, не безликой, сохранить имена героев помогают потомки, которые начали выходить на улицы российских городов и поселков с портретами своих родных, погибших на фронтах, или не доживших до наших дней ветеранов. В этом году мы увидели 9 мая тысячи людей с увеличенными старыми фотографиями близких в солдатской форме, такие шествия состоялись в Смоленской области и Абакане, в Мурманске и Кандалакше, в Москве на Поклонной горе и в Петербурге… На 11.05.2014 в полк записалось 66166 человек! И это только начало. Ведь теперь, когда к акции подключилось центральное телевидение и широко показало ее, вся Россия, а у нас, наверное, нет семьи без своих фронтовиков, может встать в колонны "Бессмертного полка". Это как раз тот случай, прямо скажем, не слишком частый, когда телевидение выполняет высокую патриотическую и гуманистическую миссию без пафоса и чиновного официоза.
Нелегко говорить о новой "Минуте молчания". С 1965 года ее текст правился неоднократно, однако, как теперь понимаешь, всякий раз к этому подходили очень ответственно. "Минута молчания" — плод вдохновенных усилий большого коллектива работников радио и телевидения, гордость талантливого коллектива. Создатели ее первого варианта, сами прошедшие и пережившие войну, не могли себе позволить и грамма фальши, хотя с годами налет конъюнктуры в связи с политическими изменениями в обществе ощущался. Теперь же на перемену формата и тональности "Минуты молчания" хотелось бы ответить ее безымянным "креативщикам" словами Иосифа Сталина, по легенде сказанными Кагановичу, когда тот захотел снести собор Василия Блаженного и убрал его во время доклада вождю на макете Красной площади: "Поставь на место, Лазарь". Так вот, верните на место прежнюю "Минуту молчания". Ее строгие, скупые слова казались высеченными на граните, в ней звучали героика и скорбь, интонации мужества и просветленного горя. А в конце весь этот торжественный реквием возносил нас всех, поминавших близких и дальних мучеников и героев, в небеса вслед за крылатой, сияющей музыкой Сергея Рахманинова.
В этом году "Минуту молчания" зачем-то придумали "опоэтизировать" риторическими, не задевающими душу стихами. Не помогал этой искусственной "поминальной молитве" и "плачущий" музыкальный фон, совершенно уничтоживший весь смысл Великого дня Победы, когда мы не только склоняем головы над могилами павших, но и восхищаемся их волей, самоотверженностью и преданностью Отчизне. Да, они были обычными людьми, но стали народом-победителем. И эту высоту нынешним медийным "творцам" взять не удалось.