Вот уже три месяца в связи с известными событиями новостные и информационно-аналитические программы нашего ТВ, продолжая побивать все рекорды по рейтингам, вытеснили из поля зрительского внимания сериалы. Этому факту можно бы только порадоваться, потому что ничего достойного, не говоря уж о выдающемся, и не предлагалось телевизионщиками в этом формате за последнее время. Однако стоит отметить одну интересную тенденцию, наметившуюся в жанре ретросериала на Первом канале. Сразу скажу, что в моих наблюдениях и выводах нет тяготения к конспирологии: никаких тайных происков "злых сил" я в замеченной мною тенденции не усматриваю. Скорее продолжается упорное следование негативным клише и стереотипам в подходах к советской действительности, которые наши последователи "западнизма" (термин А. Зиновьева) активно пытаются укоренить в массовом сознании с конца 80-х годов прошлого века. Одно появляется новое: это происходит теперь не с помощью лобовой, якобы документальной журналистики, чем долгие годы занимались в эфире такие, например, мастера антисоветской пропаганды, как Н. Сванидзе или Л. Млечин, докопавшиеся уже и до сексуальных пристрастий наших вождей. В сериалах та же самая, грубого и дешевого пошиба антисоветчина вплетается в канву завлекательных и, временами, красиво снятых, маскирующихся под патриотические или любовные историй. Ленты "Гетеры майора Соколова" Бахтияра Худойназарова с Андреем Паниным (последняя роль), С. Гармашем, И. Петренко, К. Раппопорт, С. Угрюмовым, "Черные кошки" Евгения Лаврентьева с П. Деревянко, М. Коняшкиной, Е. Сидихиным, Т. Трибунцевым, "Манекенщица" Е. Николаевой с А. Михайловской, Т. Догилевой, Р. Мухаметовым, И. Рудаковым, В. Стержаковым — знаковые примеры того, как в "художественную" обертку прячут, в общем-то, избитую за четверть века мысль об ущербности нашего прошлого. Неважно, предвоенного, послевоенного или "эпохи застоя"… В нашумевшей и собравшей награды "Оттепели" Тодоровского — это делается более искусно, даже с настроением… В перечисленных же работах Худойназарова, Лаврентьева и Николаевой, несмотря на потуги создать достоверное и напряженное повествование, на старания хороших актеров, ничего иного, кроме комического эффекта в подаче советской реальности, не достигается. Но это не должно успокаивать. В последовательном формировании подобного контента на популярном канале, да еще в самом "смотрибельном" жанре, очевиден заказ "производителей смыслов" на продолжение "разоблачения" советского прошлого. Тем более, соглашусь с мнением современного киноведа, что телевидение — это "массовое изготовление представлений людей о жизни, крупнейшее производство XXI века, сегодня… это производство номер один, важнее, чем нефть, газ, космос, война".
Не стоит искать в "Манекенщице", истории детдомовской девчонки, ставшей звездой модельного подиума, каких-то открытий или художественных достоинств. Лента представляет собой заурядное собрание плагиата из многих советских картин. Главное здесь ключевые слова: "КГБ", "дефицит", "КПСС", злой своей магией ломающие жизнь провинциальной красавицы, инфантильного художника-нонконформиста, любой ценой стремящегося вырваться из СССР, фотографа-гея (ну, как же без этого!)… Да вот французский батон с денежной купюрой внутри подвел создателей сериала в самый драматичный момент, всякое доверие к происходящему убил и превратил всю эту душераздирающую дребедень в фарс.
Пародией на советскую разведку, несмотря на созвездие актерских имен, представляется сериал "Гетеры майора Соколова". Действие там разворачивается в сентябре 1939 года, в самом начале Второй мировой войны, но даже отблеска того грозового времени в картине нет. Рыхлый сценарий, невнятные диалоги, фальшивые страсти. Да и какая может быть разведгруппа для серьезнейшего задания, собранная с бору по сосенке: одна из "гетер" — бывшая уголовница, другая — дочь ссыльной… Но здесь тоже есть ключевое слово — НКВД, откуда исходят все беды несчастных девушек и их незадачливого майора.
Историческое ноу-хау ленты "Черные кошки" — атомная бомба в степях под Ростовом! И хотя название и стилистика сериала отсылает к "Месту встречи…" и "Ликвидации", но на этом все сходство с любимыми зрителем картинами заканчивается. Начинается кромешная антисоветчина: первый секретарь обкома — карьерист и вор, его любовница — агент иностранных спецслужб, свояченица — "расхититель социалистической собственности в особо крупных размерах", а жена — соучастница преступлений. Органы МГБ иностранных шпионов не ловят, а только раскручивают малозначительные дела вроде кражи мешка картошки. Зато милиционеры, объединившись с патриотичными уголовниками, преследуют и уничтожают группу элитных диверсантов, бывших сотрудников вермахта, которые пытаются выкрасть из лагеря военнопленных в Ростове-на-Дону немецкого ученого, работавшего в Германии над созданием атомной бомбы. Они собираются вывезти его в Аргентину (или в Антарктиду) и дать закончить работу, чтобы, по всей видимости, оттуда грозить миру ядерным Апокалипсисом… Антисоветский пафос картины подкрепляется в фильме прямой агитацией в виде закадрового текста (иногда — в лоб, иногда — с лукавыми ужимками) на тот случай, если кто-то из зрителей не сразу поймёт идеологического подтекста этого эпохального произведения. Словом, сценарий писали люди, совершенно извратившие жизнь только что победившей в страшной войне страны.