Воскрес "бешеный пес"… Под тревожные звуки "Кориолана" Бетховена и "Неоконченной симфонии" Шуберта вновь на наших экранах возник отставной подполковник СКМ Стас Карпов с его незабываемым взглядом. И вновь телеаудитория НТВ взорвалась шквалом комментов в Интернете, где одни пишут о сериале "Карпов" и его главном герое с обоснованной ненавистью, а другие — и их большинство — с иррациональным восторгом, тем более, что нынешний повтор сериала, закончившегося сюжетным шоком, обещает его продолжение "Карпов -2" в конце сентября. "Более отвратительного персонажа, чем Карпов, трудно вообразить", "Чудовище извлекли из небытия!", "Чем он так заслужил зрительскую любовь?" — возмущаются первые. "Какая мощная личность", "какое разнообразие сюжетных ходов", "шекспировский размах страстей" — восхищаются вторые.
Невозможно даже отдаленно сравнивать работу студии "Dixi" (реж. И. Щеголев, И. Ромащенко, авт. сценария И. Куликов и А. Лариков, комп. А. Шелыгин, продюсер Е. Любинский) с поставленным на поток сериальным "продуктом" других каналов, где старательно пережевывается семейно-бытовой мусор (как это происходит, например, в сериалах минувшей недели — "Простая жизнь" на России 1 или "Жених" на Первом). При всех изъянах художественного вкуса и ошибках монтажа, сериал "Карпов" — живой, вызывающий бурю эмоций у зрителя, в отличие от наводнивших эфир поделок с однообразными сюжетами якобы из российской реальности, в которых вместо героев — картонные ходячие куклы, принимающие разнообразные позы и натужно изображающие переживания.
В своей рецензии 2012 года на премьеру "Карпова" Виктор Топоров, назвав его "выдающимся", очень точно подметил, насколько эта работа не вписывается в стандартный формат "полицейского сериала", пусть и со всеми его нюансами, вроде противостояния "хороший — плохой полицейский". Подобными безразмерными лентами наш телезритель перекормлен с избытком. Планку испытанных банальных подходов к "милицейской теме" на экране преодолел "Глухарь" благодаря интересному сценарию И. Куликова, "позитивной ауре" и мастерству Максима Аверина. Однако аудитория чутко приметила поначалу не главного персонажа — Стаса Карпова в исполнении Владислава Котлярского, который в роли "злодея" от серии к серии стал занимать место в фокусе зрительского внимания. Конечно, в этом очевидна заслуга таланта актера. Процитирую В. Топорова: "Котлярский — жизненно убедителен. Чувствовалось, что это масштабный трагический актер, которому в рамках полукомедийного сериала … просто-напросто негде развернуться. В сериале "Карпов" этому трагическому актеру придумали адекватную … историю".
Странный это "злодей"… По его следам — сплошь разрушенные судьбы и жизни, вместе с тем, несмотря на творимый им кровавый кошмар, в этой натуре заметно нечто такое, чему невозможно не сострадать, одновременно пытаясь понять, как эта сильная и незаурядная личность превратилась в монстра. В "Карпове" приоткрыты истоки подобного перерождения. Можно сказать, есть намек на контринициацию человека, который юношей с горящими от желания "очистить мир от скверны" глазами хочет включиться в работу, но буквально с порога попадает в тиски жестокости, унижения и лжи. Дальнейшее — путь постепенного сползания во "внешние сумерки", неумолимо пожирающие душу. И это его выбор! Хотя мы привыкли оправдывать многое фразой "среда заела", про Карпова такого не скажешь. Он — воин по складу характера и не гнется под давлением обстоятельств и сложившихся правил игры, а вырабатывает свой "кодекс" чести, норм поведения и отношения к окружающему, где деньги и власть становятся синонимами и вытесняют любые проявления человеческого… Все это мы видели в "Глухаре", завершившемся полным жизненным крахом подполковника СКМ. В "Карпове" он получает невероятный шанс начать все заново, разобраться в том, что сделало его убийцей, преступником, переосмыслить прошлое. Психбольница превращает его в "овоща", отнимает силы и волю жить, но не лишает ума. Его внутренний ад с ним, но не это самое страшное. Вокруг — тот же ад: коварство, обман, коррупция, педофилия, наркотики, гиены в погонах и без… А подросшая в полицейских рядах молодежь в лице "зловещего" капитана Зотова (актер С. Рожнов) значительно превосходит его в цинизме, интригах и подлости. Попытка самоубийства не удалась, и Карпов, как загнанный зверь, решает по-своему прорываться за флажки… Зачем? Для чего? Поддается ли искуплению его вина? И есть ли для него место среди живых?
Используя образ А.И. Куприна, о Карпове можно сказать так: "погибшая сила". В каждом нашем областном городе на кладбище есть уголок, уставленный внушительными памятниками. В народе их иронично называют "аллеи героев" — в этих могилах и вправду лежат "герои 90−х": погибшие в криминальных войнах преступники, братва и коммерсы, а немного поодаль — "крышевавшие" их работники милиции. Сколько такой "погибшей силы" лишилась Россия за последние двадцать лет?
Самое печальное в этой истории, хочется мне повторить за одним из блогеров, что смотрю я на этого Карпова, и он мне нравится. Но, может быть, это я вижу В. Котлярского в роли Юлия Цезаря в одноименной драме Шекспира?
Авторский блог Людмила Лаврова
00:00
12 сентября 2013
Игра в ящик
Воскрес "бешеный пес"… Под тревожные звуки "Кориолана" Бетховена и "Неоконченной симфонии" Шуберта вновь на наших экранах возник отставной подполковник СКМ Стас Карпов с его незабываемым взглядом. И вновь телеаудитория НТВ взорвалась шквалом комментов в Интернете, где одни пишут о сериале "Карпов" и его главном герое с обоснованной ненавистью, а другие — и их большинство — с иррациональным восторгом, тем более, что нынешний повтор сериала, закончившегося сюжетным шоком, обещает его продолжение "Карпов -2" в конце сентября
1.0x