Авторский блог Людмила Лаврова 00:00 2 января 2016

Игра в ящик

Вдохновила в завершение телевизионного года победа иеромонаха Фотия в программе "Голос" на Первом канале, присужденная ему в результате голосования телезрителей. Вопреки красочной конкурсной мишуре отец Фотий пел и как будто слышал иной, горний мир, видел свет его в нашей суете. Напоминал о позабытой подлинной красоте, высоких чувствах и милосердии.

Итоги года в плане культурных событий на нашем ТВ неутешительны. Из того, что на самом деле оказалось значимым и вызвало отклик зрителя можно назвать лишь уникальный проект ВГТРК "Война и мир. Читаем роман" и сериал С. Урсуляка "Тихий Дон" (Россия 1). Собственно, этими двумя масштабными творческими акциями и ознаменовался Год Литературы. Нельзя же, допустим, всерьез считать "литературой" коммерциализированную графоманию И. Денежкиной, представительницы "гаджет-поколения", легшую в основу сериала "Озабоченные" на ТНТ (реж. Б. Хлебников, сцен. И. Денежкина, С. Слепаков). А ведь девушка эта уже заседает во всевозможных жюри, определяющих, чьи флуктуации мозга станут очередным "национальным бестселлером"! Очевидно, денежки с "денежкиными" перевесили у телевизионщиков и столетний юбилей нашего классика К. Симонова…

Опрос Левада-Центра, проведенный с 18-21 декабря по репрезентативной выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 137 населенных пунктах 48 регионов страны, где предложено было назвать лучшие передачи, сериалы и фильмы года, лишь подтвердил мои выводы: в 2015-м ни на кино-, ни на телеэкране ярких открытий российский художественный кинематограф не продемонстрировал. С придыханием рекламировавшийся "либералами" и даже выдвинутый на "Оскара" банально политизированный "Левиафан" А. Звягинцева в этом опросе собрал лишь 1% (один процент!) поддержки. Так что понятны читательские письма в редакцию, где люди негодуют по поводу киношного хлама, заполняющего сетку вещания отечественного ТВ. "Впереди год кино, —пишет, в частности, читатель В. Ушаков, — президент соберёт совещание. Но знает ли он, что творится у нас в кино? Кто и как, по какому критерию распределяет бюджетные средства на новые кинокартины? Несет ли кто-то ответственность рублем за провал фильма в прокате?" Ответов нет, и ни в одной телевизионной дискуссии подобные вопросы не ставятся. А ведь они общезначимы и актуальны. Корпоративная спайка действует? Как это произошло в случае с последней передачей Н. Михалкова "Бесогон", когда на ВГТРК не захотели давать в эфир справедливую критику одного из ведущих и руководителя канала "Матч", не имеющую никакого отношения к спортивным проблемам (да и вообще ни к каким проблемам, кроме собственных) бомондную дамочку Т. Канделаки, а из передачи А. Пушкова на ТВЦ убрали этот сюжет. Между тем, в последнее время в профессиональном сообществе появился ряд интересных предложений по реформированию нашей киноиндустрии. Но, по-видимому, сложившийся в этой сфере "бабкораспределитель" непробиваем. Третье десятилетие наш кинематограф не может выбраться из ямы, несмотря на ежегодные миллиардные вливания из бюджета. Существующая система отбора кинопроектов на государственное финансирование крайне закрыта!

В опросе "Левада-центра" не выделена отдельной строкой документалистика, однако в число названных зрителем заметных работ в жанре кино по праву вошла историко-документальная лента "Проект "Украина" (Россия 1, реж. В. Максимов, сцен. А. Медведев, Т. Соломадина). Мною уже неоднократно писалось, что именно документальные фильмы ныне остаются самым значительным явлением на телеэкране, побуждающим к росту национального самосознания, к реальной оценке происходящих в мире событий и ведущихся против России информационных войн. Достаточно привести в пример фильм талантливого журналиста "с позицией" К. Семина "Радиус поражения", показанный на минувшей неделе в программе "Вести. doc" (Россия 1), увидеть растерянно-яростную реакцию на эту ленту известного американского политолога А. Коэна, присутствовавшего в студии, чтобы понять, какая участь предназначалась России в "благословенные" 90-е и как сегодня "кольцом анаконды" сжимается по её границам круг "партнёров-миротворцев". К художественной документалистике, не опасающейся затрагивать самые наболевшие и "горячие" социальные темы, напрямую относятся, по моему мнению, остросюжетные сериалы на канале НТВ. За ними закрепился ярлык "жесть", от них брезгливо отмахивается "интеллектуальная" либеральная критика, и, думаю, неслучайно. Ведь все эти персонажи и есть проводники того самого беспредела, который тянется к нам из ельцинских времен. В таких сериалах, как "Шеф. Новая жизнь" (реж, О. Ларин, сцен. А. Тумаркин), "Ментовские войны-9" (реж. Д. Скворцов, сцен. А. Орлов, М. Есаулов и др), "Чума. 90-е" (А. Козлов, А. Устюгов, сцен. А. Козлов, И. Галич и др.), "Высокие ставки" (реж. Б. Дробязко, сцен. А. Тумаркин, В. Киреев), снятых на высоком профессиональном уровне, картина сегодняшней реальности беспощадно правдива, не только внешние черты, но и корни её обозначены без всяких скидок на "отдельные недостатки капиталистической демократии". Коррупция в обеих столицах и в провинции, бизнесменты в разных чинах, отчаяние честных людей и торжество криминала, захватившего практически все этажи власти, но одновременно — неподкупные мужественные герои, настоящие мужики, люди чести, конечно, идеализированные, но оставляющие надежду на то, что не все еще потеряно для нашего взбаламученного, утратившего нравственные ориентиры и ценности общества. При безукоризненно точно подобранном в каждом случае актерском составе — в этих лентах мощно, по-новому раскрывается талант таких превосходных артистов, как А. Чубченко, А. Устюгов, Ю. Беляев, С. Жарков, А. Нилов, М. Дахненко, С. Губанов.

Вдохновила в завершение телевизионного года победа иеромонаха Фотия в программе "Голос" на Первом канале, присужденная ему в результате голосования телезрителей. Вопреки красочной конкурсной мишуре отец Фотий пел и как будто слышал иной, горний мир, видел свет его в нашей суете. Напоминал о позабытой подлинной красоте, высоких чувствах и милосердии.

Рис. Геннадия Животова

1.0x