Директор Левада-Центра Л. Гудков, выступая с докладом в обществе "Мемориал", со слезой признал, что "в умах россиян телевизор пока побеждает холодильник". Однако, по его мнению, "объяснять этот феномен только воздействием официальной пропаганды было бы неразумно, поскольку ресурс доверия населения к ней близок к исчерпанию". Это утверждение маститого либерала заслуживает самого серьезного внимания. Оставим ярлык "пропаганда" за скобками. У приверженцев мифологии "перестройки" с её "общечеловеческими ценностями", очевидно, воплощенной для них в "загогулинах" правления Ельцина и Ко, правда, объективный взгляд на политические и иные реалии других определений иметь не могут. В словах искушенного в изучении колебаний общественных настроений профессора Гудкова для нас важна его констатация близящегося "исчерпания ресурса доверия" к освещаемой на телеэкране в различных форматах позиции российской власти по кардинальным вопросам как внешней, так и внутренней политики, что дает либералам надежду на оживление и рост протестных настроений, на раскачку общества по образцу "болотных событий". В конечном итоге — на смену курса. Понятно, в каком направлении. Не случайна же вся эта медийная возня вокруг "свободных" 90-х, необходимости "десталинизации", восторженная реакция на русофобию майданных "цеэвропейцев" и железной рукой проводимую ими "десоветизацию".
Но, без сомнения, есть истина в том, что доверие к телеэкрану не безгранично. Оно может исчезнуть, когда массовый зритель однажды поймёт: все эти мощные мультимедийные возможности телевидения создавать в новостях убедительную "картинку" злободневных сюжетов с последующими комментариями к ним политиков и экспертов в разнообразных ток-шоу — работают вхолостую. Транслируют демагогию, практически не оказывая никакого влияния на установившийся порядок социально-экономических отношений и моральный климат в обществе. Ничего не меняют к лучшему в жизни обычных граждан, не обозначают отчетливых перспектив устранения разлагающих изнутри государство негативных явлений. Вспомним, еще пару лет назад за участниками дискуссий на телеэкране прочно закрепилось уничижительное прозвище "говорящие головы", да и сами эти дискуссии носили преимущественно формальный характер. Ситуацию переломили события на Украине, актуализировавшие нашу историю, заставившие по-новому взглянуть на положение дел в стране, на расклад и цели политических сил, развеять многие иллюзии, десятилетиями бытовавшие в людских умах — к примеру, насчёт союзников-партнеров на Западе, якобы жаждущих принять нас в свои цивилизованные объятия. Появилась интереснейшая и глубокая документалистика, драматичные репортажи с места событий (материалы военкоров Е. Поддубного на России 1 и С. Пегова на LifeNews), расширился содержательный спектр информационно-аналитических программ, в частности, обрели новое измерение старейшая из них — "Военная тайна" с И. Прокопенко (РЕН ТВ) и "Вести" в субботу и воскресенье с С. Брилёвым и Д. Киселёвым (Россия 1). Во многом за счет обновления затертой колоды "говорящих голов" и более активной роли ведущих оживились теледискуссии. Несмотря на беспрецедентное давление либеральной тусовки и даже на санкции в отношении отдельных журналистов, телевидение наше многое сделало для того, чтобы российская аудитория смогла разобраться в движущих силах и целях мировой политики, в том числе и в аспекте истории. Увидеть изнанку так называемых "цветных революций", понять, почему жесткие политические структуры послевоенной эпохи остались в прошлом, и на смену им пришли модели текучие и менее предсказуемые, в которых интересы "инициаторов хаоса", претендующих на мировое доминирование, достигаются третьими силами.
Однако на таком обжигающем глобальном фоне беспомощно выглядят передачи, где обсуждаются проблемы внутренней жизни страны, которые, по сути, касаются каждого. Именно от этих проблем зависят в конце концов атмосфера в обществе и отношение населения к власти. И здесь та самая грань, за которой может рухнуть доверие, нет, совсем не к усилиям телевизионщиков, а к тем, кто взял на себя ответственность управлять Россией. На минувшей неделе, как раз в разгар истории с "красногорским стрелком", в формате Вести.Doc был показан острейший документальный фильм А. Мамонтова о преступлениях жилищной мафии, так называемых "чёрных риелторов", действующих в связке с чиновниками. В ситуации, когда каждая пятая сделка с недвижимостью у нас незаконна, участники разговора ужаснулись, посочувствовали потерявшим жильё, кто-то посоветовал пострадавшим внимательно изучать жилищный кодекс. Однако всё хорошо закончилось: волшебником в студии объявился П. Астахов, вручивший многодетной матери из Кирова, семья которой лишилась квартиры, денежный сертификат на покупку новой. Красивый жест. Но чем-то напоминает рецепт известных советских сатириков: ударим благотворительностью по обнаглевшему от безнаказанности криминалу! Ещё более двусмысленно выглядел в воскресном эфире у В. Соловьёва вице-губернатор Московской области г-н Габдрахманов, складно презентовавший бурную деятельность администрации региона по борьбе с коррупцией в режиме он-лайн. Между тем, его подопечный, глава Красногорского района Московской области с 1998 года Б. Рассказов, после пока непонятной бойни в духе "свободных девяностых" в здании городской администрации и не подумал подать в отставку. Хотя бы по соображениям морали… А в воскресенье были задержаны руководитель администрации легендарного Звёздного городка и главный инспектор подразделения безопасности и мобилизации администрации. Подозреваемые требовали от предпринимателя взятку в размере трех миллионов рублей за заключение с ним инвестиционного контракта на реконструкцию торгового центра. Такова практика нового российского капитализма — ничего святого, только бизнес!