Интересная закономерность просматривается на ТВ: чем горячее новости, чем драматичнее развиваются события, запечатленные в ежедневных репортажах корреспондентов различных каналов, тем всё более убоги по смыслу и содержанию фильмы и сериалы, заполняющие прайм-тайм. Жанр триллера умер, жизнь перекрывает любые ужасные фантазии сценаристов. Если оставить в стороне официальную хронику, вот лишь несколько сюжетов с новостной ленты за пару минувших недель: стайки детей с букетиками, идущих в школу первого сентября среди воронок от "града" и зияющих выбитыми глазницами-окнами развалин некогда цветущих городов и посёлков Донбасса; обезумевшие толпы беженцев с Ближнего Востока и севера Африки, штурмующие "рай Евросоюза"; грузовик-призрак с 71 трупом мигрантов-нелегалов, задохнувшихся в закрытом фургоне, пересекавшем нарядную Венгрию; скрюченное тельце мертвого сирийского малыша на пляже курорта в Турции; дымящиеся руины сирийских городов и древнейших памятников истории и культуры человечества… Широкий жест финского премьера, предложившего свой загородный особняк для обездоленных войнами беженцев и призвавшего финнов тоже поделиться с ними жильем, на фоне десятков тысяч мигрантов, наводнивших Европу, с учётом реальных причин и "авторов" этой гуманитарной катастрофы, выглядит не более чем лицемерием. "Фальшивая толерантность", по верному определению австрийского политика в программе М. Шевченко "Точка" на НТВ. Не сравниваю, но и поток информации из регионов России вызывает тревожные чувства: массовая расправа над 21-летним пьяным водителем в селе Синявское Ростовской области, помявшем пять припаркованных автомобилей; уничтожающие тайгу рукотворные огненные смерчи в Бурятии и Прибайкалье, где пожарища уже превышают размеры Словении, соболёк, выносящий в зубах из огня своего детёныша; на Курилах компания отморозков на джипе, восемь раз переехавшая попавшегося им на дороге медведя; каждые полчаса пропадающий ребенок в разных концах страны… Все моральные, человеческие нормы попраны, и этот ряд можно длить и длить… НТВ в премьерном выпуске передачи "Пятьдесят оттенков. Белова" как раз вынесло на обсуждение страшную тему пропавших детей, что достаточно необычно на российском ТВ, как правило, избегающем конкретных острых социальных вопросов и проблем духовного состояния общества. Разговор, правда, и теперь получился поверхностным: опасаются у нас идти на обобщения, искать корни негативных явлений, что тоже свидетельствует о многом.
В таком обжигающем новостном контексте пришельцами выглядят сериалы вроде ленты "Двойная жизнь" (сцен. Л.Жолобова, реж. Д. Лактионов), только что показанной на Первом канале. В какой стране происходит действие сего шедевра пустоты, чем живут его персонажи, кроме копошения в скандальном интиме, — совершенно непонятно. Непереносимая легкость бытия и множество притянутых за уши "совпадений", вызывающих смех. Однако "совпадения" эти и двигают сюжет, потому что психологическая убедительность в отношениях и поступках героев "Двойной жизни" отсутствует. Можно сказать, сериал создан в испытанном жанре "рояль в кустах" и на этом пути даже достиг своеобразного совершенства. Судя по всему, впереди у Первого новые "вершины": в качестве премьеры текущей недели заявлен сериал "Лучше не бывает", где будет куролесить брошенная мужем-банкиром жена после десяти лет совместной жизни. Богатые тоже плачут, уж куда актуальнее!
ТВЦ отличился по-своему, показав в популярной рубрике "Удар властью" документальный фильм о Егоре Гайдаре в духе радиостанции "Эхо Москвы". Тщетно искала в Интернете имена производителей этого беспардонно-лживого, далекого от минимальной исторической правды панегирика. Как будто "лихими девяностыми" повеяло! Сегодня, когда до сих пор не можем изжить последствия "реформ", учиненных холодными и расчетливыми вивисекторами России, дискредитировавшими понятия свободы и демократии и создавшими условия для процветания криминального паразитария, апологетика фигуры Е. Гайдара — постыдна. В традиционном ключе начал сезон Р. Бабаян с ток-шоу "Право голоса". Этот ведущий всегда интересен, и всё же, если ты понимаешь, что диалог с параллельной реальностью невозможен, зачем профанируешь дискуссию, приглашая в эфир "троллей" вроде украинского политолога Е. Билоножко или русофоба В. Гиржова? Очевидно, новыми гранями заиграет передача "Право знать" с приходом туда политолога Д. Куликова, человека неординарно мыслящего и публицистически страстного…
Блестяще стартовал в новом сезоне на "России 1" С. Брилев с информационно-аналитической программой "Вести в субботу", продемонстрировав и глубину подходов к событиям недели, и захватывающие сюжеты. Хочется выделить сенсационное интервью ведущего с разведчиком-нелегалом Андреем Безруковым, более двадцати лет проработавшим за рубежом, а также репортаж о практически неизвестной странице истории Второй мировой войны — чудовищных преступлениях японских военных в Манчжурии, проводивших эксперименты над людьми, в том числе над советскими военнопленными, и о процессе над ними в Хабаровске в 1949 году.
При всём сожалении о закрытии передачи "Список Норкина" на НТВ, нужно сказать, что канал выстроил привлекательную линейку новых дискуссионных форматов на волнующие наше общество темы. Яркой и содержательной получилась премьера программы "Точка" с известным журналистом М. Шевченко. А вот шоу С. Минаева "Большинство" аккумулировало приемы "Списка Норкина": прямое участие студийной аудитории в обсуждении темы программы и онлайн-голосование. Новшеством явилось подключение интернет-аудитории, планируется также сделать этот формат интерактивным, чтобы одним из непосредственных участников разговора стал телезритель. И на всё это выделен в сетке час времени? Звучит утопично, посмотрим.