На минувшей неделе состоялось вручение телевизионной премии ТЭФИ по итогам сезона 2015 года. Говоря по большому счету — эта премия важна не только в качестве профессиональной оценки работы телевизионщиков в тех или иных жанрах. Она является существенным показателем тенденций развития индустрии российского телевидения в целом, способности ведущих каналов улавливать атмосферу времени, генерировать новые творческие идеи и воплощать их в программном "продукте", который будет востребован зрителем. Подчеркнем, ставка на развлекательность не должна здесь главенствовать, хотя именно к этому все больше склоняется даже федеральное телевещание. С такой точки зрения серьезным прорывом к консолидирующей общественной роли ТВ представляется награждение премией России 1, Первого и ТВЦ, правильно будет сказать, за информационное сопровождение трансляции в эфире 9 мая масштабной патриотической акции "Бессмертный полк", охватившей практически всю Россию и многие другие страны. Однако серьезной концептуальной ошибкой организаторов ТЭФИ было заявлять этот показ в номинации "телепроект сезона", да еще предложив "соревноваться" ему с "Танцами" на ТНТ! Чем руководствовалось телевизионное экспертное сообщество, когда формировало подобный список? "Это не телевизионное событие, — обозначив смысловую высоту акции, справедливо заметил один из ее вдохновителей, народной артист СССР В. Лановой, получая статуэтку "Орфея", — премия эта принадлежит всему российскому народу". А создатель ленты "Крым. Путь на Родину" (третьего номинанта в категории "телепроект сезона") А. Кондрашов, ведущий программы "Вести" на России 1, признался в интервью "Российской газете: "Выиграть у "Бессмертного полка" было даже как-то и неудобно… У нас было два героя — народ Крыма и Владимир Путин. Невозможно было с этими героями сделать фильм, который не вызывал бы интерес публики. А в сухом остатке только одно — гордость за свою страну". В итоге яркая работа А. Кондрашова с коллегами получила Специальный приз учредителей ТЭФИ "За осмысление современной истории".
Церемонию награждения, проходившую в 1-й студии Останкино, транслировал в записи телеканал РЕН-ТВ, правда, почему-то далеко заполночь. Непонятно, в расчете на какую аудиторию? Телевидение — дело не кулуарное, и вручение премии за достижения в этой области никак не может расцениваться в жанре междусобойчика. Было выдвинуто немало пользующихся популярностью фильмов и программ, некоторые из них действительно стали общественным событием, так что кому, как не широкому зрителю, было бы интересно "поболеть" за "свои" любимые сериалы и передачи и сравнить собственный выбор с выбором жюри. Согласимся с Д. Киселевым, также получившим заслуженную статуэтку за содержательные информационные программы на России 1: "в конце концов именно зритель решает, что смотреть и чему верить".
На "манеже" в качестве ведущего на протяжении всего мероприятия пытался развлекать публику матерый шоумен М. Швыдкой, теперь возглавляющий — вдобавок к прочим своим синекурам — совет учредителей премии ТЭФИ. Ожидания увидеть на сцене свежие, не номенклатурные лица, услышать искренние, живые слова, а не формальные поздравления с реверансами и намеками, не оправдались. Забавная деталь: в номинации "документальный проект" на премию был представлен сюжет Л. Млечина "Человек, похожий на…" из линейки фильмов на ТВЦ под рубрикой "Удар властью". В этом сюжете реанимировалась грязная история с генпрокурором Ю. Скуратовым, красноречиво свидетельствующая о политических нравах того времени. Напомним: в конце 1999 года, в бытность, когда канал ВГТРК возглавлял М. Швыдкой, показ в программе "Вести" скандального видеоролика, где обнаженный человек, "похожий на генерального прокурора Юрия Скуратова", отдыхал в сауне в компании оголенных девиц, стоил карьеры генпрокурору, попытавшемуся по закону разобраться кое с кем из президентского окружения, зато наш Михаил Ефимович заслужил особое расположение Ельцина. Причина, по какой канал ТВЦ выдвинул на премию именно этот сомнительный сюжет, когда в цикле "Удар властью" прошел ряд действительно интересных работ, увы, остается за кадром. Кстати, вся номинация "документальный проект" выглядела более чем спорной. Здесь непостижимым для здравого смысла образом, кроме отдающего "желтизной" репортажа Млечина, сошлись совершенно полярные "вселенные": публицистический фильм С. Медведевой и В. Соловьева "Президент", повествующий о пути, который страна вместе с президентом прошла за последние 15 лет, о самых драматических моментах современной российской истории, и документальная лента Н. Картозии, А. Желнова и режиссера И. Белова "Бродский не поэт". Премьеру этого фильма в кинотеатре "Пионер" почтили своим присутствием руководитель Первого канала К. Эрнст, а также многие "звезды" нашей либеральной тусовки, и где, по отзывам очевидцев, подавали водку Beluga и "закуски с красной и щучьей икрой, маленькие сосиски на гриле и овощи со сливочным маслом". Вся эта кулинарно-богемная суета, конечно, не отменяет достоинств картины о Бродском. Но, опять же, неясно, исходя из каких критериев делало выбор жюри между обжигающей актуальностью документалистики Соловьева и Медведевой и неспешным погружением в подробности жизни большого поэта? Разве нельзя было сформировать еще одну номинацию, куда вошли бы новейшие документальные фильмы о выдающихся деятелях русской культуры или науки и где картина о Бродском выглядела бы органично? Или таковыми не радовал зрителя телеэкран в минувшем сезоне? На моей памяти — замечательный фильм С. Мирошниченко "Река жизни. Валентин Распутин" вышел в 2011 году, оригинальная работа А. Столярова о современном талантливейшем поэте И. Жданове "Девять стихотворений" — в 2013… Вот как-то так…