Авторский блог Людмила Лаврова 00:00 18 июня 2015

Игра в ящик

Вряд ли 12 июня успело стать в сознании большинства наших граждан символом национального единения: это совсем молодой праздник, да к тому же еще с сомнительными корнями. Но попытка представить исторический путь России в цельной картине от Киевской Руси до Московской, от Русского царства до Российской империи, от СССР и до нынешней Российской Федерации в масштабном концерте в честь этого дня на Красной площади, который транслировал канал "Россия 1", в общем, удалась. Театрализованное представление у стен Кремля собрало цвет нашей эстрады и сцены.

Больше года многие из нас живут в состоянии когнитивного диссонанса, острого столкновения в сознании противоречивых эмоциональных реакций, что объективно демонстрирует и телеэфир. С одной стороны — обычная жизнь с ее буднями и праздниками, с другой — очевидное нарастание напряженности у наших границ, ежедневные жертвы в Донбассе и ощущение полного тупика в мирном процессе, агрессивный абсурд принимаемых в Киеве решений и всё сильнее нависающая над Приднестровьем угроза. С одной стороны — вяло измеряющие рулетками воронки от снарядов и бомб с иголочки экипированные представители наблюдательной миссии ОБСЕ, с другой — бесконечные слёзы и похороны в городах и поселках Донбасса. Когда Надеждин, Гозман и Ко в каждом ток-шоу призывают сосредоточиться на проблемах страны, не устраивать обсуждения ситуаций, связанных с Украиной или тем же Приднестровьем, упорно называя это "пропагандой", — не хотят ли они нам участи ребенка, закрывшего при опасности глаза и считающего, что, поэтому, и сам стал невидим?

Когда начинали разворачиваться события на майдане и сквозь сладенькое "онижедети" вспучилась на поверхности яростная антирусская направленность лозунгов майданных витий и толпы, когда консолидированный Запад безоговорочно поддержал все это адское "варево", назвав "демократическим волеизъявлением народа", когда еще не просматривалось и намека на Крым, события в Одессе и войну в Новороссии, возник тревожный вопрос, и я об этом писала в одной из январских колонок 2014-го: что будет с Приднестровьем? Согласитесь, естественный вопрос, если ты способен заглянуть хотя бы на шаг вперед при понимании геополитической уязвимости этой полностью ориентированной на Россию земли с богатой историей, мужественно и с немалыми утратами отстоявшей свою независимость от румынизации. Прошел год. Новости оттуда неутешительны. Приднестровская республика в осаде. Туманны перспективы российской миротворческой миссии. И когда журналист из Тирасполя С. Брага в программе "Право голоса" говорил, что Приднестровье — это Россия, он выражал мнение подавляющего большинства граждан непризнанной республики, неоднократно подтверждавшей свой выбор за минувшие почти четверть века. Надежды на дипломатию иллюзорны, о чем говорилось и у Соловьева, и у Бабаяна, и у Толстого. Неоднократно и все настойчивее звучат в дискуссионных программах мысли о вакууме идей. Лишь один А. Проханов от дискуссии к дискуссии призывает опереться на идею справедливости, прорастающую сквозь пылающий конфликтами окружающий мир. И если ДНР и ЛНР обречены, не говоря уж о Приднестровье, в чем уверены Надеждин с Ковтуном, то как раз и одержит победу та самая несправедливость. Что в итоге? Зря принесены жертвы? В одном из новостных репортажей отвечает на этот вопрос потерявший ноги в бою ополченец Д. Дибров, обещая, что всё равно встанет в строй, и даже "если одна голова останется, то и она до последнего будет вгрызаться во врага, отстаивая свободу и достоинство" непокоренного Донбасса.

В передаче "Специальный корреспондент" в связи с взволновавшим многих на минувшей неделе сюжетом о вербовке и бегстве молодежи из России в ИГ возникла еще одна серьезная тема (по некоторым подсчетам, как ранее прозвучало в программе "Список Норкина", в рядах этой экстремистской секты воюет более 1700 россиян), по большому счету тесно связанная с тем, о чем говорилось выше. И политолог С. Кургинян, и другие участники ток-шоу Е. Попова, в числе которых, в частности, были авторитетные представители мусульманского духовенства и ученых, считают, что нашему обществу нечем ответить молодым, интуитивно ищущим смысл жизни, не удовлетворенным суррогатами ценностей, которые предлагает общество потребления. Как нечем ответить и тем, для кого, по словам К. Шахназарова, всё происходящее — компонент игры. Мы переживаем кризис идентичности, нами не выработаны понятная картина мира, доступный язык для разговора на сложные темы духовных исканий, не определено важнейшее понятие справедливости. Дагестанский эксперт Р. Курбанов подчеркнул, что молодежи нужны пламенные проповедники, современные, харизматичные, понимающие, как бороться с социальными пороками, как изменить жизнь, чтобы пассионарный потенциал человека был направлен в созидательное русло.

Теперь немного о праздниках. Вряд ли 12 июня успело стать в сознании большинства наших граждан символом национального единения: это совсем молодой праздник, да к тому же еще с сомнительными корнями. Но попытка представить исторический путь России в цельной картине от Киевской Руси до Московской, от Русского царства до Российской империи, от СССР и до нынешней Российской Федерации в масштабном концерте в честь этого дня на Красной площади, который транслировал канал "Россия 1", в общем, удалась. Театрализованное представление у стен Кремля собрало цвет нашей эстрады и сцены. В результате получилось впечатляющее зрелище в современном визуальном воплощении, насыщенное прекрасной музыкой и поэзией. Перед глазами десятков тысяч присутствующих на площади и миллионов телезрителей прошла галерея наших знаменитых соотечественников с их творческими прорывами и великими открытиями, череда событий, менявших жизнь целых поколений, где проявилась сила духа и характера многонационального народа России. Смешанную с горечью ироническую усмешку вызывала лишь та часть концертной саги, которая относилась к периоду перестройки, не спасла и знаменитая композиция В. Цоя "Перемен!": слишком хорошо помним мы все, какие "перемены" начали тогда сотрясать страну. До сих пор вязнем в тех "болотах"… Но верность "плюрализму" храним, чему свидетельство — выступление в концерте Д. Арбениной. Правда, ей не удалось передать прозрачную небесную грусть, которая пронизывала исполнение этой лирической миниатюры И. Тальковым.

1.0x