Авторский блог Людмила Лаврова 00:00 14 мая 2015

Игра в ящик

Телевизионный эфир в дни нашего святого общенационального праздника подтвердил давнее и стойкое ощущение: все самые лучшие художественные фильмы и сериалы о войне созданы в советское время. Отдельные исключения лишь подтверждают общее правило. В чем здесь тайна, в чем секрет? Вроде бы и сюжеты незамысловатые, и зернится, бликует старая черно-белая пленка, и никаких там головокружительных трюков или навороченных режиссерских приемов, да и вообще, картины эти смотрены-пересмотрены, а не оторваться

Что порадовало на федеральных каналах в преддверии Дня Победы, так это неформальный, бережный и творческий подход к теме войны, далекий от официоза и плакатной риторики. Однако, пожалуй, самое главное, этот подход освящался благодарностью и любовью к поколению победителей. Еще совсем недавно — редчайшее явление на российском телеэкране. Буквально во всех, приуроченных к этой великой дате передачах, репортажах, премьерах документальных фильмов виделось стремление как можно бережнее донести до зрителя живые голоса ветеранов, максимально правдиво и ярко передать грозную атмосферу военных лет, чтобы стал понятнее, особенно для молодого зрителя, непомерный груз пережитых советским народом страданий, трудностей и утрат. Цена того подвига, который совершили наши отцы и деды, освобождая Отечество и мир от чудовищного врага, который и ныне пытается, меняя обличия и лексику, взять реванш за безоговорочную капитуляцию в 1945 году. Не зря глава МИД России Сергей Лавров жестко отозвался о том, чем занимаются западные пропагандисты: "Мы стали объектом беспрецедентной конфронтационной кампании в целях давления на Россию не только экономической и финансовой, но и информационной, пропагандистской в худшем смысле этого слова"… А все для чего? Чтобы добиться одной из стратегических целей своей информационно-психологической войны: лишить народы Европы чувства благодарности перед советским, российским народом за освобождение от нацизма.

Есть еще одно важное, дающее надежду свидетельство того, что мы медленно, вопреки активно ведущейся против России информационной спецоперации (к сожалению, не только извне, но и изнутри), все-таки выбираемся из беспамятства более чем двухдесятилетней катастройки в умах. Зашлакованное лживыми версиями российской истории сознание людей, над чем изрядно потрудились "историки ножниц и клея", мастера "работы с прошлым", неуклонно освобождается от морока внушения национальной ущербности. Величие порыва к победе советских людей — от крестьянки в отдаленном селе до солдата и маршала — вот лейтмотив документальных работ, показанных в эти дни на телеэкране. Невозможно не выделить здесь пронзительный репортаж З. Курбатовой "Бабья доля" на России 24 о тех сельских труженицах, которые, проводив мужей на фронт, вынесли на своих плечах всю тяжесть будничного крестьянского труда, обеспечивая воюющую страну продовольствием. Горько, что сегодня они, в большинстве своем одинокие, на закате дней маются от бытовых неудобств в покосившихся домишках в опустевших деревнях. А всего-то и нужны им забота и внимание… Эти несломленные невзгодами старухи — настоящие героини века ушедшего да и нынешнего, поделившего народы на лузеров и "золотой миллиард". А они сопротивляются… Это о таких женщинах писали В. Белов, Ф. Абрамов, В. Распутин… Истекает их время… С чем, с кем останемся?

Буквально на днях некий эстонский профессор, не боясь опорочить память отца, известного ученого, участника войны, высказал публично примерно следующее: в России не отмечали бы День Победы, если бы Путин не распорядился. Ответ подобным "профессорам" — гражданская инициатива Бессмертный полк, зародившаяся в Томске в 2012 году. В самой первой колонне полка 9 Мая 2012 года пронесли почти 2000 портретов ветеранов и прошли более 6000 томичей. А движение нарастало… В 2013-м Бессмертный полк объединил свыше 180.000 человек разных национальностей в более чем ста двадцати городах и селах России, а также Украины, Казахстана, Кыргызстана. 9 Мая 2014 года в рядах Бессмертного полка вышли почтить подвиг своих предков более полумиллиона человек. На 02.05.2015 в летопись полка записано 200774 имен, координаторы движения находятся почти в 600 населенных пунктах 10 стран. Когда видишь шествие колонн Бессмертного полка в День Победы по улицам российских городов и поселков, по легендарной брусчатке Красной площади, когда плывёт перед тобой на экране множество лиц с незатейливых фронтовых фотокарточек, перехватывает дыхание. И ты не можешь не понимать: это они, уже ушедшие в вечность труженики и воины, вглядываются в нас, будто проверяя, достойно ли мы несем ответственность за судьбу страны, которую они отстояли, не щадя своих жизней, в жесточайших лишениях и боях…

"Задумайтесь, — пишет В. Шурыгин, передавая рассказ своего отца. — В главном параде в честь Дня Победы 24 июня 1945 года участвовало десять тысяч солдат и офицеров армий и фронтов. Прохождение парадных "коробок" войск продолжалось тридцать минут…За четыре года войны потери нашей армии составили почти девять миллионов убитых. И каждый из них, отдавших Победе самое драгоценное — жизнь! — достоин того, чтобы пройти в том парадном строю по Красной площади. Так вот, если всех погибших поставить в парадный строй, то эти "коробки" шли бы через Красную площадь девятнадцать суток…" Представим и мы, как наяву, этот парад: "Парадные "коробки" двадцать на десять. Сто двадцать шагов в минуту…В обмотках и сапогах, шинелях, "комбезах" и телогрейках, в пилотках, ушанках, "буденовках", касках, бескозырках, фуражках…

И девятнадцать дней и ночей через Красную площадь шел бы этот непрерывный поток павших батальонов, полков, дивизий. Парад героев, парад победителей"…

Телевизионный эфир в дни нашего святого общенационального праздника подтвердил давнее и стойкое ощущение: все самые лучшие художественные фильмы и сериалы о войне созданы в советское время. Отдельные исключения лишь подтверждают общее правило. В чем здесь тайна, в чем секрет? Вроде бы и сюжеты незамысловатые, и зернится, бликует старая черно-белая пленка, и никаких там головокружительных трюков или навороченных режиссерских приемов, да и вообще, картины эти смотрены-пересмотрены, а не оторваться… Поговорим об этом в следующий раз.

1.0x