Авторский блог Людмила Лаврова 00:00 9 апреля 2015

Игра в ящик

На минувшей неделе Первый отметил свой 20-летний юбилей. Оценивая заслуги канала, В. Познер в одном из интервью выразил убежденность в том, что "творческое начало на Первом канале гораздо более заметно, чем на других". Жаль не разъяснил мэтр, в чем конкретно это "творческое начало" выражается.

В тех телевизионных дискуссиях, где затрагиваются в различных аспектах темы, связанные с госпереворотом на Украине, разговор все чаще перетекает к российским социально-политическим реалиям и возможным технологиям смены власти в России. В последнее время так называемая "либеральная оппозиция" в предельно агрессивной манере, не гнушаясь провокациями (а как иначе назвать многодневное муссирование "слухов" на том же "Эхе Москвы" о "болезни президента", о "расколе в рядах элиты" или сладострастное кликушество о неизбежном экономическом крахе и распаде страны?), навязывает обществу свои "сценарии" "России без Путина". В передаче "Структура момента" на Первом ведущий В. Фадеев продемонстрировал официальные, и весьма знаковые, добавлю, цифры от Министерства финансов РФ, раскрывающие динамику финансирования российских НКО из-за рубежа: в 2012 году 498 неправительственных организаций на территории России получили 4 млрд руб, в 13-м году их уже было 2705, а в 14-м — 4100 и получили они 70 млрд рублей! После этого как-то сразу подувяли защитники "демократии по-украински" В. Рыжков и А. Станкевич, разумеется, несогласные с мнением о существовании "агентов влияния", с тем, что оппозиция активно спонсируется Западом. Вялая фраза Рыжкова "я таких не знаю получателей" вряд ли может восприниматься всерьез, тем более попытка Станкевича что-то там лепетать о помощи бездомным "собачкам и кошечкам". Насколько в стране развиты и авторитетны зоозащитные организации — может свидетельствовать факт, что недавно в Приморье догхантер, зверски умертвивший более тысячи собак, был наказан лишь штрафом. Как заметил в той же передаче С. Кургинян: желание материально помочь извне нашим экологам или борьбе со СПИДом не может вырасти за год в 17 раз! Но что говорить о западных спонсорах "демократии", если у нас на ТВ по собственной инициативе продолжаются игры в неразборчивый "плюрализм": вновь заявляется в эфире федерального канала Н.Сванидзе со своими псевдоисторическими "историческими хрониками", НТВ берет на работу украинского журналиста, известного русофобской позицией, ну, как же, "мальчик прозрел", а в различных ток-шоу месяцами несменяемо славят происходящее на Украине совершенно неспособные к диалогу журналистка Яхно и присвоивший право голоса всех украинцев Москвы В. Семененко…

На минувшей неделе Первый отметил свой 20-летний юбилей. Оценивая заслуги канала, В. Познер в одном из интервью выразил убежденность в том, что "творческое начало на Первом канале гораздо более заметно, чем на других". Жаль не разъяснил мэтр, в чем конкретно это "творческое начало" выражается. Хороший урок преподала журналистам Первого, ориентирующимся на гламурно-попсовые шаблоны и скандальность при подготовке передач, независимая и яркая актриса Л. Максакова, сломавшая весь заранее заготовленный примитивный сценарий разговора с ней ведущей программы "Наедине со всеми". У нее бы поучиться многим экспертам и политикам, которые, выступая в дискуссионных ток-шоу, пытаются всерьез полемизировать с вызывающей ложью своих оппонентов. В чем Первый действительно преуспел — так это в конвейерном производстве легковесной сериальной продукции, когда под соусом остросюжетной занимательности все нацелено на разоблачение "ужасов" советского прошлого. Только закончился совершенно непотребный многосерийный балаган "Орлова и Александров" (реж. В. Москаленко, сцен. В. Сотникова, А. Берсенева, В. Москаленко), где беззастенчиво переврано множество существенных исторических деталей и фактов, а все персонажи окарикатурены, начиная от Сталина и заканчивая Утесовым. И сразу же стартовал очередной кинокомикс, паразитирующий на советских реалиях теперь уже 60-х годов — "Фарца" (реж. Е. Баранов, сцен. А. Цекало, А. Котт), где молодые герои, жаждущие "красивой жизни", преподносятся как жертвы лицемерного режима-душителя, считающего "фарцу" — спекуляцию! — преступлением. Простая мысль, что эти персонажи всего лишь жертвы потребительского зуда, погубившего впоследствии великую страну и разросшегося ныне до масштабов мировой эпидемии, создателям ленты недоступна. Уже снимается продолжение этой, признаться, довольно скучной "саги о спекулянтах". А из содержания интервью продюсера и главного автора сериала А. Цекало нетрудно предугадать, чем "сердце успокоится": "У меня много знакомых, бывших фарцовщиками, которые сейчас олигархи, крупные предприниматели, бизнесмены, члены правительства…"

Большая удача канала Россия 1 — сериал "Пепел" (реж. В. Перельман), где все просчеты сценария искупаются дуэтом замечательных артистов В. Машкова и Е. Миронова. Лента не претендует на историзм, она о том, что судьбу ни обмануть, ни переиграть невозможно, как и прожить другую, не свою, жизнь. За это придется заплатить честью, любовью, в итоге — самой жизнью.

По-прежнему самое значительное на телеэкране — документалистика на ВГТРК. Выделю монументальную фреску А. Денисова "Севастополь. Русская Троя", эмоционально захватывающую работу А. Мамонтова "Гонение", показанную в рамках программы "Специальный корреспондент", а также фильм К. Семина и Н. Дьякова "Зерна и плевелы". К. Семин обладает не только сильным публицистическим темпераментом; в его работах заметен философский подход к явлениям социально-культурной и политической жизни нашей страны, которые рассматриваются им в контексте глобальных процессов современности. И многие из этих процессов не могут не настораживать. Начиная в ленте "Зерна и плевелы" разговор о важном, но, вроде бы, прикладном вопросе продовольственной безопасности, ее создатели естественно приводят нас к теме кризиса гуманизма, к возникновению новой человеконенавистнической идеологии — хайтековского фашизма.

1.0x