Авторский блог Людмила Лаврова 00:00 2 апреля 2015

Игра в ящик

Если бы не имя режиссера, не пафос, с каким подавалась премьера сериала "Родина" (Россия 1), вряд ли стоило писать про него отдельно: мало ли киноподелок ежедневно наводняет эфир разных каналов. Здесь же реклама обещала зрителю нечто значительное и незаурядное — тем острее после просмотра оказалось ощущение творческого провала создателей ленты

Если бы не имя режиссера, не пафос, с каким подавалась премьера сериала "Родина" (Россия 1), вряд ли стоило писать про него отдельно: мало ли киноподелок ежедневно наводняет эфир разных каналов. Здесь же реклама обещала зрителю нечто значительное и незаурядное — тем острее после просмотра оказалось ощущение творческого провала создателей ленты (реж. П. Лунгин, сценарий П. Лунгина и М. Шульмана). В актеров "не стреляю", как говорится, они "играли, как умели", в предложенных рамках сценария. Некоторые — блестяще. Однако звездный состав не спас лунгинский "шедевр". А самое главное — название, оно обязывало ко многому… Но… Каждая серия начиналась со слова "Родина" в титрах в обратном написании, и это стало неким символом происходившего на экране. Похоже, авторы ленты видели перед собой какую-то другую "Родину". России, русского человека, духа времени конца 90‑х годов с его тяжелейшими проблемами в фильме нет. Дело даже не в том, что использован был чужой покупной формат: наш сериал — версия нашумевшего американского сериала "Homeland", получившего несколько премий. Продюсер Т. Вайнштейн хорошо понимал, за что они берутся, занимаясь "пересадкой" чужого сюжета на нашу почву, он говорил в одном из интервью следующее: "адаптация — это не просто взял и перевел. Нужно наполнить сериал российской душой и нашей историей". "Наполнить" не получилось. Сериал П. Лунгина даже адаптацией трудно назвать, настолько он слабее американского по качеству драматургии: драматические коллизии зачастую отдают фарсом, мотивация важнейших поступков главного персонажа вообще неясна, многие сюжетные линии никак не связываются, а в деталях заметна торопливая небрежность при съемках. Невозможно поверить, к примеру, что, решившись на участь шахида, герой В. Машкова, капитан Брагин, российский офицер, принимавший присягу, руководствуется местью за случайно убитого сына известного арабского террориста, которого-то и хотел устранить вороватый российский чиновник высочайшего ранга, вступивший в преступный сговор с генералом, чтобы скрыть следы своих махинаций во время войны на Кавказе. Или, раз он теперь мусульманин, Брагин готов на самоподрыв со множеством жертв во имя Аллаха? Но почему мусульманин, что подвигло русского офицера принять другую веру? Блюдо с виноградом, который он после пыток и заточения с жадностью пожирает, лежа у ног своего спасителя? Иначе говоря, инстинкт выживания? Стоило ли ради такого банального вывода напускать многосерийного кинематографического тумана? У американцев с "их Брагиным" все было убедительнее и сложнее…

В те же дни, когда шел сериал "Родина", на канале Россия 1 демонстрировался цикл документальных фильмов "Антология антитеррора", где В. Машков выступал в связующей роли ведущего. Эта уникальная работа, обобщившая российский опыт противодействия терроризму, дала возможность зрителю услышать откровенные свидетельства и показания тех, кого непосредственно задел террор, родственников террористов и пострадавших во время терактов, политиков, бойцов спецподразделений, психологов, исламоведов, юристов. Использовались также оперативные съемки спецслужб. Актуальность "Антологии…", в частности, и в том, что там затронута важнейшая тема технологий вербовки в ряды боевиков-исламистов молодых людей, вроде бы внешне не склонных к экстремистским действиям, причины приобщения их к идеологии насилия. Сегодня мы наблюдаем, что подобное происходит не только у нас на Кавказе, но и по всей Европе, откуда образованная молодежь тянется в ряды ИГИЛ. Не знаю, в чем заключался замысел канала свести в сетке показа "Родину" и "Антологию…", однако объективно сложилось так, что реальные судьбы и голоса персонажей документальной ленты затмили надуманные коллизии картины П. Лунгина, обозначили многие ее фальшивые ноты…

В финале сериала мы видим, по сути, фанатика-террориста, предающего на своем пути родину, веру, присягу, друга, семью и даже спасшую его от непоправимого женщину… Лишь нелепой привязкой к "российской специфике" ("творчество" сценаристов!) представляется мнимо значительный рассказ Брагина (мусульманина) детям на Куликовом поле о подвиге православного инока Пересвета… Так зачем было снимать 12 серий о подобном "герое", да еще называть этот чисто коммерческий "продукт" "Родина"? Совсем уж невероятным выглядит в фильме факт работы экспертом в специальной контртеррористической службе человека, пусть и обладающего недюжинными аналитическими способностями, но с заметно выраженным маниакально-депрессивным психозом. Да еще это подчеркивается камерой, назойливо фиксирующей на протяжении всей картины больные, с темной наркоманской обводкой безумные глаза истеричной несчастной женщины-аналитика. Выходит, если, как в сериале, сотрудники спецслужб сплошь либо идиоты, либо предатели, место талантливому человеку из их рядов только в психушке?

А теперь об оговорке по Фрейду. Где еще укрыться от пули наемного снайпера будущему кандидату в президенты России со всей своей челядью, если он устраивает предвыборный митинг на Красной площади, а убийца метит попасть в него с чердака ГУМа? В феерической кульминации "Родины" вся эта vip-публика вместе с охраной, толкаясь локтями, прячется в … Мавзолее. На фоне гроба вождя, где сквозь хрусталь виднеются очертания его тела, и происходит должная вызвать особое напряжение у зрителя сцена, когда Брагину предстоит нажать в рукаве кнопку, чтобы привести в действие взрывное устройство на своем поясе смертника. И он ее нажимает… Остальное призвано дорисовать воображение… Так могла бы исполниться заветная мечта "либералов", более четверти века штурмующих тему ликвидации Мавзолея…

Говорят, у сериала высокий рейтинг и уже снимается продолжение… Это диагноз!

1.0x